![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Возникновение и развитие социологии. Если в какой-либо из структур происходит нарушение функций, вся система перестраивается, замещая утраченные ею свойстваЕсли в какой-либо из структур происходит нарушение функций, вся система перестраивается, замещая утраченные ею свойства. Система, неспособная перестраиваться, разрушается. Стабильность обеспечивается также благодаря наличию в обществе единой структуры ценностей, приемлемой для основной массы членов общества. Там, где нет единых норм морали, общенациональной идеи, доминирующих культурных стандартов, невозможно ожидать нормального функционирования социальной системы. Задача социологии — изучать общественные структуры и их функции (отсюда другое название данного направления — структурный функционализм). Социология должна предупреждать о последствиях нарушения функций. Важно выявить и так называемую функциональную необходимость, т.е. определить, каковы функциональные требования или универсальные потребности, удовлетворение которых способствует сохранению общества; какие из структурных единиц могут взять на себя выполнение тех функций, которые по ряду причин утрачены другими структурами (проблема структурных альтернатив). Нарушение функций нельзя заметить сразу, поэтому перестройка структур должна вестись систематически, что и обеспечит эволюционное развитие общества. Представители функционализма являются противниками революционного обновления общества и апологетами существующих социальных порядков. Третий этап (с 1970-х гг.)-Столкновение взглядов представителей позитивистской и антипозитивистской традиций в социологии, начавшееся еще в XIX веке, продолжается с определенной долей условности и сегодня. Господство теоретической социологии, опирающейся на естественнонаучную, объективистскую методологию, привело к тому, что в поле зрения исследователя попадало лишь общество в целом либо крупные социальные структуры, а межличностные отношения, проблемы индивида оставались без внимания. Поэтому в социологическом сообществе все более настойчиво стало возрождаться движение за гуманизацию собственной науки. Иными словами, осуществлялась попытка вернуть в центр исследовательского интереса вопросы микросоциологии: отношения в малых группах, внутренний мир личности, мотивы и стимулы ее поведения и т.п. Переориентация социологии с изучения социальных структур, институтов и их функций на межчеловеческое 2.4. Развитие социологии в XX вене взаимодействие потребовала пересмотра методологии научного анализа. Одни ученые ратовали за использование испытанных позитивистских методов наблюдения и эксперимента. Они выдвинули натуралистические (бихевиористские)в своей основе теории. Одна из них, достигшая заметного влияния в анализируемый период, — теория социального обмена. Другие считали, что мир человеческих поступков не поддается измерению и прямому наблюдению, потому требует методов «понимания». Опираясь на неклассическую традицию в социологии, они выступили с позиций су5ъекти-визма и сосредоточились на исследовании мира значений. Среди разработанных ими теорий выделим феноменологическую социологию.
Заметное влияние приобрел символический интеракционизм,находящийся на стыке социального бихевиоризма и субъективизма. Одна его ветвь вслед за Г. Блумером придерживалась антипозитивистской ориентации в методологии, другая, начиная с М. Куна, отдавала предпочтение неопозитивистским методам точного количественного измерения. Все упомянутые направления актуализировались в 1970-е гг. как реакция на структурный функционализм, акцентирующий внимание на макросоциальных процессах и практически оставляющий в стороне анализ межличностного взаимодействия. Рассмотрим выделенные концепции подробнее. Теория социального обмена.Ее авторы — Джордж Хоманс(1910—'1989) и Питер Блау(р. 1918) полагали, что социальное поведение людей представляет собой обмен наградами и санкциями. Между индивидами происходит взаимодействие, в ходе которого они получают пользу либо им наносится ущерб. В зависимости от ожидаемого поощрения или наказания человек поступает определенным образом. Дж. Хоманс в своей концепции опирается на взгляды экономистов-утилитаристов XVIII столетия и социальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Утилитаристы считали, что каждый человек строит свои действия таким образом, чтобы получить максимальную выгоду при наименьших издержках. По мнению Скиннера (как и других бихевиористов), действия людей укладываются в схему «стимул — реакция» или, проще говоря, человеческое поведение определяется
|