КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Возникновение и развитие социологии. конечное разнообразие обществ к единому основному ряду, целостному замыслу истории, при этом единство истории для него заключено в едином основании и общихконечное разнообразие обществ к единому основному ряду, целостному замыслу истории, при этом единство истории для него заключено в едином основании и общих законах. Единым основанием истории человечества, по мысли Конта, служит образ мыслей, интеллектуальный потенциал. Разные этапы человеческой истории отличаются образом мыслей, а единый замысел истории — это прогресс разума человека. По его мнению, для понимания конкретной истории, например французского народа, следует обратиться ко всей истории человечества. История человеческого рода как целое и является объектом социологии. Изучая историю, социология должна основываться на методах, сходных с теми, которые используют другие науки, особенно биология, — Конт называет их позитивными. Это методы наблюдения и эксперимента. Историческое развитие человечества подчиняется определенным законам — законам социальной статики и социальной динамики, которые изучает социология. Статика и динамика — ее основные категории. Социальная статиказанимается изучением того, что Конт называет общественным согласием (консенсусом), поэтому статика рассматривает: ►во-первых, структуру общества в конкретный момент; ►во-вторых, те элементы, которые определяют согласие в обществе. Конт сравнивает общество с живым организмом; его части связаны друг с другом так же, как части живого организма. Задача социальной статики — обеспечить гармонию частей, т.е. общественное равновесие. Основной закон социальной статики — закон социальной гармонии. Социальная динамикаописывает этапы, которые проходят разные общества в своем развитии, рассматривает последовательные и необходимые стадии становления разума человека и общества. В этом отличие истории от социологии. Историки, по мнению Конта, безвестные поденщики, погруженные в сомнительную ученость. Они изучают детали, «коллекционируют» факты или наблюдают за преемственностью учреждений. Социологи же сосредоточиваются на поиске главных законов становления истории Основной закон социальной динамики — закон трех стадий развития,которые представляют собой стадии развития основы истории и любого общества, т.е. мыслительной деятельности, образа мыслей. Конт выделяет 2.3. Становление социолог»») в XIX - начале XX века 4
1. Теологическую стадию, для которой характерно толкование явлений на основе религии, ссылок на сверхъестественное. Теологическая стадия охватывает древнюю историю, метафизическая — эпоху Средневековья, позитивная — Новое время. Социальная статика и социальная динамика взаимосвязаны, при этом статика главенствует над динамикой. Статика анализирует основной порядок общества, динамика — его изменение. Девиз позитивиста Конта: «Прогресс — это развитие порядка». Свою исследовательскую деятельность Конт начал с осмысления современного ему общества, размышлений о характере эпохи. Общество, :йо мнению Конта, переживает смену типа устройства. Средневековый тип общества, характеризуемый им как теологический и военный, умирает. На смену ему идет другой тип общества — научное и индустриальное. Для современной Конту эпохи характерно научное мировоззрение, подобно тому как прошедшей эпохе было свойственно мировоззрение теологов и жрецов. Ученые сменяют жрецов, промышленники и предприниматели приходят на место военных. С точки зрения Конта, смена типов устройства общества породила все кризисы эпохи. Общественные потрясения и противоречия разрешатся победой нового типа общества. Важнейшим условием общественной реформы служит интеллектуальная реформа, синтез наук. Свою роль в осуществлении реформ должна сыграть новая наука — социология. Она изучает законы истории и тем самым помогает становлению конкретного строя. Таким образом, полагает Конт, социология служит средством преодоления кризиса современного мира. Сам создатель социологии стремился быть одновременно и ученым, и реформатором. Взгляды Конта не во всем последовательны. Увлекшись, например, идеей единства истории, он столкнулся с трудностями в объяснении ее разнообразия. Провозгласив необходимость опоры на наблюдения и эксперимент, сам он практически не придерживался данного принципа. Однако
|