КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литературно-художественный стильСледует особо подчеркнуть, что стилистика художественной речи была некогда самостоятельным направлением (первым!); но к настоящему моменту ее считают внутренним ответвлением функциональной стилистики. Стилистика художественной речи как ф у н к ц и о н а л ь н а я р а з н о в и д н о с т ь русского языка занимает особое положение по отношению к другим стилям, потому что в текстах этого стиля могут использоваться языковые средства всех других стилей, но в измененной функции — э с т е т и ч е с к о й. Этот функциональный стиль занимает особое положение и по отношению к литературному языку в целом, так как объединяет диалог, монолог, устную, письменную речь, может включать нелитературные разновидности языка: просторечие, жаргоны, арго, диалекты. Поэтому некоторые лингвисты (Граудина, Ширяев) не выделяют его в самостоятельный стиль, мотивируя это тем, что функциональные стили выделяются в пределах литературного языка, а художественная речь – нечто более широкое и свободное, вбирает весь национальный язык. М.Н. Кожина считает, что это особый стиль и приводит аргументы в пользу признания этого стиля самостоятельным в ряду других функциональных стилей русского языка: есть функция и стилеобразующие факторы, следовательно, перед нами явление однопорядковое с другими стилями. Итак, это стиль произведений художественной литературы: поэзии и прозы. Ф у н к ц и и: эстетическая, информативная, коммуникативная. Ц е л ь — нарисовать живую картину, передать чувства, дать читателю возможность получить эстетическое наслаждение. С ф е р а п р и м е н е н и я — искусство. Ж а н р ы: проза (роман, повесть и т.д.), поэзия (поэма, стихотворение и т.д.). Стилевые черты: — абсолютная проницаемость для элементов других стилей; — образность: использование выразительно-изобразительных языковых средств; — яркое проявление индивидуальности автора, эмоциональность; — конкретность. Языковые особенности: — конкретная лексика; — эмоционально-оценочная лексика (ключик, звездочка); — вопросительные, побудительные, восклицательные предложения; — использование лексики в переносном значении, образных средств (тропов и риторических фигур) (море огней); — использование лексики всех функциональных стилей (например, В.М. Шукшин использовал лексику разговорного стиля); — для создания колорита эпохи могут использоваться историзмы (латы) и архаизмы (ланиты); — используются неологизмы (смех усмейных смехачей, смейво, смеюнчики).
Список использованной литературы Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики//Вопросы языкознания. 1955. №1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М., 1984. Культура русской речи: Учеб. для вузов/Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2000. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили: Учеб. пособие. М., 2001. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. М., 2000. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
Вопросы для самоконтроля
Как вы поняли содержание понятия «функциональный стиль»? Перечислите функциональные стили русского языка. Какие стили занимают особое место в системе стилей и почему? Каковы стилевые черты литературно-художественного стиля? Назовите несколько языковых особенностей разговорного стиля. Применяется ли к разговорному стилю понятие «норма»? На каком основании выделяются функциональные стили русского языка?
|