КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Современная цивилизация и философия 1 страницаСтр 1 из 72Следующая ⇒ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ Часть 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ Лекция 1. Философия и мировоззрение 1. Мировоззрение: определение, структура, факторы формирования, типы. 2. Особенности и предмет философии как теоретической дисциплины, ее функции в обществе. 3. Основной вопрос философии. 1. Философия(гр. «фило» -любовь и «софия» - мудрость) – теоретизированная форма мировоззрения; учение о всеобщих, универсальных характеристиках мира и формах его освоения человеком. Мировоззрение – система обобщенных взглядов, т.е. знаний и представлений, оценок и идеалов, норм и принципов, обусловливающих отношение человека к окружающей его природной и социальной действитель-ности.и самому себе и тем самым определяющих его поведение и деятельность в нем. В самом общем виде это духовное и практическое самоопределение человека в мире. Основные характеристики мировоззрения: - общественная природа (может формироваться и функционировать только в обществе); - исторический характер (изменяется в связи с изменением исторических обстоятельств); - системность (взаимосвязь и упорядоченность элементов). Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью миро-воззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения). Основные мировоззренческие блоки: - натурологический (формирует и выражает отношение к природе); - социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории); - гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка); - философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным). Основные мировоззренческие уровни: - эмоционально-рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок; - понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных миро-воззренческих концепций и идеалов; - духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненных стратегий и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность. Основные факторы формирования мировоззрения: - внешние факторы: а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.); - внутренние факторы: а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности. Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения приня-то относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический, религиозный и философский типы. Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) – самый древний тип мировоззренческой ориентации лю-дей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а затем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений. Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения. Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам, наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм, индуизм и иудаизм. Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры). Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опи-рается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) сис-темно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского типа мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе, о которых речь пойдет в следующем разделе, также во-многом совпадают. 2. Основная специфика философии как теоретической формы мировоззрениязаключается в ее двойственности: с одной стороны она имеет много общего с научным знанием – предмет, методологию, четкий логико-понятийный (категориальный) аппарат; с другой, различается со строго научным знанием тем, что, если всякая наука более или менее специализирована по своему предмету, то философия имеет своим предметом мир как целостность и определяет место и возможности человека в нем. С этой целью философия обобщает (но не поглощает) науки, прежде всего их методы и результаты познавательной деятельности, а также другие способы и формы духовной и практической деятельности общества – этической, эстетической и др. Результатом этого выступают другие особенностями философского знания состоящие в том, что оно: - содержит базовые мировоззренческие и методологические идеи и понятия (категории), которые лежат в основаниях научного знания; - включает в себя не только объективное знание, но также нравственные и эстетические ценности; - изучает не только предмет познания, но и механизм самого познавательного процесса; - рефлексивно, т.е. обращено не только на внешний предметный мир, но и на внутренний мир человека (размышление о собственных переживаниях и мыслях); - во-многом субъективно, поскольку всегда несет в себе отпечаток личности и мировоззрения философа; - несет в себе черты национальной культуры (греческая философия, немецкая философия, русская философия). Отмеченные особенности делают философию способной отразить историческую эпоху в наиболее концентри-рованной сущностной форме, что дало возможность Г.Гегелю охарактеризовать ее как «эпоху, схваченную в мыслях». Предмет философии исторически развивался и продолжает развиваться, конкретизируясь и уточняясь в связи с развитием научного знания и общественной практики человечества: вначале (становление) философия включала в себя, по сути, все зарождающееся научное знание, хотя и не сводилось к его сумме, а решала прежде всего мировоззренческие вопросы; затем обслуживала господствующую во всех сферах общественной жизни церковь, выступая в форме «служанки богословия» (что особенно характерно для средневековой Европы); на следующем этапе (в условиях обособления от нее точных наук) концентрировала основное внимание на проблемах природы знания и всеобщих методах его получения; наконец, обратилась к человеческой субъективности, к внутреннему миру человека. Результатом такого развития стало выделение в целостной системе философского знания относительно самостоятельных разделов, основными из которых являются: онтология (от гр. «онтос» - бытие, сущее; «логос» - учение) – раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового: его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др. гносеология(гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) –теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания. общенаучная и философская методология – область философского знания, разрабатывающая и изучающая универсальные принципы и общенаучные методы научных исследований и их взаимосвязи. философская антропология и аксиология(гр. «антропос» - человек; «аксиос» - ценный и «логос» - учение) – философское учение о человеке, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности, а также смыслах и ценностных ориентациях его жизни и деятельности. социальная философия и философия истории –раздел философии, имеющий предметом своего изучения общество как целостный организм и закономерности (или отсутствие таковых) в его истории. Основные функции философии во-многом определяются теми направлениями философского знания, которые реализуются в отмеченных выше ее разделах. В связи с этим принято выделять: - онтологическую функцию, реализация которой позволяет построить общую картину бытия, выработать представление о мире как целостном единстве; - гносеологическую функцию, сущность которой состоит в уяснении форм и средств нашей познавательной деятельности; - методологическую функцию, заключающуюся в разработке основных принципов и общенаучных методов познания и преобразования окружающей человека действительности. - аксиологическую функцию, выражающуюся в оценке объективного мира и человеческой деятельности с точки зрения их значимости для человека и общества; - социологическую функцию, состоящая в объяснении общества как целостной системы, его истории и совре-менного состояния. Системная реализация этих и ряда других функций (познавательной, воспитательной, прогностической и т.д.) позволяет философии выполнять главное свое предназначение в обществе – формирование у людей целостного теоретически обоснованного мировоззрения. 3. Решая большое число проблем и вопросов, философия в то же время имеет и особого рода вопрос, решение которого (хочет этого философ или нет) предопределяет решение всех других. Значение этого вопроса для философии впервые было осознано лишь Г.Гегелем. Несколько позже Ф.Энгельс назвал его великим, основным вопросом философии, определив как вопрос об отношении сознания к материи (т.е. мира духовного к миру материальному). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую,определяющую их первичность либо вторичность относительно друг друга, и гносеологическую, определяющую принципиальную возможность получения объективно-истинного знания (т.е. знания вещей и процессов такими, как они существуют независимо от сознания субъекта – человека. Решение первой стороны основного вопроса философии делит всех философов на два основных философских лагеря (направления) – материализм и идеализм. Материализм – философское направление (совокупность философских учений), в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального мира по отношению к миру духовному. Идеализм– общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т.е. определяющий характер идеального (духовного) в мире по отношению к материальному. Оба философских направления, возникнув еще в ранней философии, в процессе философского развития не могли не менять своих форм. Так, основными историческими формами материализма выступали: «наивный» материализм античности, связанный с недостатком научных знаний и характеризующийся еще тяготением к образности, когда философские понятия еще только формировались; метафизический материализм Нового времени, приобретающий механистический характер в условиях 17-18 вв, когда происходит обособление от философии и становление точной науки, прежде всего механики и математики; диалектический материализм, формирующийся на новом качественном уровне развития науки и общественной практики. Основными формами идеалистической философии, сложившимися в ходе ее исторического развития являются: идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала и первопричины мира нечто объективно-духовное (например, «мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Г.Гегеля, «мировую Волю» А.Шопенгауэра и т.п.), и идеализм субъективный, отрицающий существование материальных вещей и процессов вне их восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.). Предпринимались и попытки построить «третью линию» в философии (Р.Декарт и др.), приняв и материю и дух в качестве равноправных и взаимонезависимых основ мира и отказавшись тем самым от выяснения их иерархии. Такая позиция получила название дуализма (гр. «дуалис» - двойственный). Однако, как показывает история философии, она не может быть проведена до конца последовательно. Решение гносеологической стороны основного вопроса философии в свою очередь привело к разделению фтлософов на представителей гносеологического оптимизма, которые признавали принципиальную возможность объективного познания действительности, и агностицизма, отрицающих такую возможность. Развитие философии требовало также разработки соответствующего метода решения ее проблем. Поскольку же такое развитие происходило в тесной связи с развитием общественной практики и научного знания, то он в результате их философского анализа и обобщения одновременно становился и их всеобщим методом. В истории философии сложились два противоположных философских метода – диалектика и метафизика. В основе их рас-хождения лежит различное понимание развития мира. Диалектика – философский метод, при котором вещи и явления рассматриваются как взаимосвязанные, постоянно изменяющиеся (в том числе и качественно) и саморазвивающиеся в результате прежде всего их внутренней противоречивости. Метафизика – философский метод, при котором объекты рассматриваются обособленно (как существующие сами по себе и не взаимоопределяющие друг друга), однозначно (отрицается их внутренняя противоречивость) и «статично» (признаются лишь количественные и отрицаются качественные изменения), тем самым игнорируется их саморазвитие.
Лекция 2. Античная философия 1. Исторические и культурные условия, характерные черты и этапы становления и развития античной философии. 2. Основные школы ранней античной классики. Зарождение диалектики (Гераклит) и материализма (Демокрит). 3. Средняя классика: софисты и Сократ. 4. Высокая классика. Учение Платона и становление философского идеализма. Аристотель – вершина философской мысли античности. 5. Особенности и основные школы эллинистического этапа развития античной философской мысли. 1. Философия как первая теоретическая система знания зарождается вVI–V в.в. до н.э. в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Предпосылками этого являются: а) появление письменности; б) разложение первобытнообщинного строя, создание первых государств (в основном монархическо-авторитарного типа – так называемых восточных деспотий); в) Появление первых теоретических знаний (астрономических, математических и др.). Но наивысшего своего уровня древняя философия достигает в античной Греции, чему способствовали сложившиеся там к тому времени (V–1V в.в. до н. э.) исторические условия: а) ярко выраженное классовое расслоение общества (классическое рабовладение); б) предопределявшее посредническую роль греков, благодаря соответствующему географическому положению, между Азией, Африкой (прежде всего - Египтом) и Европой; в) активное развитие в связи с этим торговли и путешествий; г) политические режимы, ориентированные на выборность власти (демократия, аристократия) и особенности полисной (гр. «полис» – город-государство) жизни; д) меньшая, по сравнению с Древним Востоком, роль традиций в укладе общественной жизни. Характерными чертами развития философии в Греции были: а) появление философских школ (милетская, элейская, стоическая, афинская и др.); б) менее тесная, чем на Востоке связь с мифологией; в) выработка основных философских понятий (категорий) при сохранении в определенной степени наглядности и образности при их характеристиках; г) космоцентризм, т.е. ориентация в решении большинства проблем на уподобление рассматриваемых сфер и явлений действительности единому, разумному и гармоничному Космосу; д) зарождение материалистической и идеалистической философских традиций. Основные проблемы античной философии: а) проблемы бытия и его структуры (онтология) и поиск первоначал мира (ранняя натурфилософия, т.е. философия природы); б) нравственно-этические проблемы; в) проблемы природы и возможностей познания, его структуры; г) начало сознательной разработки методологии мышления и познания; д) устройство общественной жизни и построение моделей справедливого государства. Можно выделить следующие этапы развития античной философии: 2. Ранняя классика (досократический период), продолжавшийся с VI до середины IV в.в. до н.э. Центральной в ней является проблема мироустройства, в частности, поиск первоначал мира и принципов его организации. В этот период формируются первые философские школы – милетская, эфесская, элейская (получившие свои имена по названию греческих государств-полисов, где жили и работали философы), пифагорейская (по имени своего основателя – Пифагора), атомистическая (название связано с характером решения проблем) и ряд других. Представители милетской школы в качестве первоначал рассматривают наиболее значимые для человека природные стихии (Фалес – воду, Анаксимен – воздух). Анаксимандр же определяет такую первостихию, как апейрон (в переводе с греческого – беспредельное), не сводя его ни к одной из известных природных стихий. По способу решения онтологических проблем к милетцам примыкает эфесская школа, наиболее яркий представитель которой Гераклит рассматривает в качестве первостихии огонь, как олицетворение всеобщей изменчивости вещей: мир не создан никем из людей и никем из Богов и никем из людей; он есть мерами воспламеняющийся и мерами затухающий огонь, из которого все возникает и в котором исчезает; в нем все течет и изменяется, подобно реке, в которую нельзя войти дважды, т.к. на входящего текут все новые и новые воды. Он же обратил внимание на всеобщую противоречивость вещей и явлений, усмотрев именно в этом всеобщий источник их саморазвития: борьба есть отец всему и Бог всему. Учение Гераклита, таким образом, можно охарактеризовать как начало диалектического видения мира, хотя и выступающего еще в своей стихийной форме. В учениях представителей элейской школы (Парменид, Зенон и др.) происходит постепенное освобождение от натурфилософских подходов к объяснению мира. Так, Парменид вводит в философский оборот понятие бытия как такового, определяя его как непротиворечивое, а потому неподвижное основание мира, что делает его неизменным и вечным. Поскольку такое бытие недоступно нашей чувственности и дано нам только в мышлении, Парменид отождествляет его с высшей Мыслью. Чувственно же воспринимаемый мир изменчивых и преходящих вещей он считает неподлинным бытием, как и чувственное знание – не подлинным знанием, а лишь мнением. При этом он отрицает наличие небытия, поскольку его невозможно выразить в мысли, не противореча самому себе. Его ученик Зенон в подтверждение правоты учителя разработал ряд доказательств неподвижности и непротиворечивости подлинного бытия вещей, так называемые апории («Ахилес и черепаха», «Стрела», «Стадий», «Дихотомия»). Пифагор, первый назвавший себя философом, основу мира видел в числе («Все есть число»), считая, что все имеет количественную определенность и все можно объяснить как число или пропорцию чисел. Основоположниками атомистического учения были Левкипп и, особенно, Демокрит. Решая проблему соотнесения неизменной и вечной первоосновы мира сизменчивостью и преходящестью конкретных вещей, Демокрит вводит понятия атомов (бытия) и пустоты (небытия). Единое и неподвижное парменидовское бытие у атомистов как бы раскалывается на бесконечное множество далее неделимых частичек – атомов,которые и составляют первооснову мира. Они движутся в пустоте, соединяясь, образуют тела, а разъединяясь, разрушают их. Многообразие же явлений мира обеспечивается различением атомов по размерам и конфигурациям и, соответственно, множеством форм их соединения. Атомы движутся прямолинейно, равномерно и в силу необходимости, т.е. жесткой причинности. Человек – тоже собрание атомов, а его душа состоит из особых (наиболее мелких и подвижных) атомов. Учение Демокрита во-многом положило начало материалистической линии в философии. Оно оказалась плодотворным источником естественнонаучных теорий вплоть до XIX века. 3. Средняя классика представлена прежде всего школой софистов и Сократом. Софистика – течение в древнегреческой философии и политической мысли в V в. до н. э. Первоначально слово «софист» означало мастер, искусник, мудрец. Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер (ок. 480-420 гг до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Исключительное место человека выводится из абсолютизации принципа субъективности восприятия мира и наших мыслей о нем а также принципа всеобщей изменчивости, сформулированного Гераклитом. Единственным источником знания Протагор считает ощущения. Вывод его гласит: если все меняется и переходит в свою противоположность, то о каждой вещи возможны и противоположные мнения. Истина, следовательно, относительна, к тому же целиком и полностью зависит от человека, его субъективного восприятия предмета. Также относительны и моральные ценности, поскольку нет объективного критерия добра и зла. Релятивизм (от лат. «релятиве» - отношение) софистов поставил под сомнение теоретическое знание вообще. Возникла проблема обоснования теоретического разума, с решением которой была связана философия Сократа. Сократ (469-399) — афинский философ, положивший начало моральной философии. В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человек, по Сократу, прежде всего, существо моральное, нравственное. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. Сократ, в отличие от софистов, выдвигает тезис: каждый человек может иметь свое мнение, но моральная истина для всех одна, поскольку нормы морали имеют объективное основание. Сократ утверждает, что знание есть понимание, оно осуществляется через понятия (понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, отличающих один класс явлений от других). Понятием определяется сущность вещей. Путь к истинному знанию лежит через образование понятий. Главным методом образования понятий у Сократа выступает индукция – восхождение от частных, единичных примеров к общим суждениям в ходе диалога с оппонентами. В своих беседах с учениками показал образцы диалектического мышления, как пути к всестороннему и объективно-истинному знанию через умение правильно ставить вопросы в диалоге и, благодаря этому, преодолевать односторонности и разрешать противоречия в мысли. 4. Этап высокой классики связан прежде всего с учениями Платона и Аристотеля. Платон – ученик Сократа, положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образцов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т.e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Из такого понимания отношения между мышлением и материальным миром Платон выводил и свою трактовку процесса познания. Исходя из признания бессмертия души, он объявляет ее единственной носительницей знания. До своего вселения в тело душа постоянно живет в мире идей, созерцая их, а затем, уже находясь в теле, всматриваясь в мир вещей, она начинает вспоминать мир идей и вырабатывать понятия о них. Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как раскрытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Его учение об объективности противоречий сыграло огромную роль в развитии диалектики. Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, основанном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого человека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых при этом превалирует над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) деятельности и должны занимать соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда достигается основная идея государства, представляющая собой общую для всех его граждан добродетель – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для государства.
|