КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социологическая концепция А. Гофмана
Значимый вклад в изучение моды внес российский социолог А. Б. Гофман. В работе «Мода и люди: новая теория модного поведения» (1996 г.) [1] он рассматривает моду как социальную ценность и представляет ее в виде структуры, состоящей из взаимосвязанных элементов. Основные элементы моды, способы и правила поведения и действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, Гофман называл модными стандартами. Средствами фиксации модных стандартов являются все существующие в культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды, печатного текста до музыки и танцев. Модные стандарты чаще всего реализуются посредством модных объектов. К ним Гофман относит предметы, слова, идеи и т. п., а также отдельные свойства объектов. Моду Гофман рассматривает как некоторую ценность, на которую указывают модные объекты и стандарты, которые в глазах последователей моды наделяются модными значениями, то есть замещают и указывают на какие-то ценности. Выводы
Рассмотренные концепции отражают изменения моды в изменяющихся экономических и социальных условиях развития общества XIX−XX вв. Область применения классических теорий моды в современном обществе значительно сужается. В теории просачивания Г. Зиммель подчеркивала стремление низов имитировать моду высшего класса. Т. Веблен определял следование моде, как свидетельство денежного положения. Спустя 100 лет, сформировавшийся средний класс так же стремится подражать высшему, причем уже не аристократии, а просто очень богатым или знаменитым людям. Современное общество демонстрирует новые тенденции существования моды: распространение моды по горизонтали – внутри социальных слоев, и по восходящей вертикали, когда мода низших слоев имитируется элитой; глобальное распространение массовой моды; искусственное ускорение модных циклов; переход моды от реального отображения действительности к процессу изображения социальных ценностей, восприятию моделей как неких опознавательных знаков; создании вокруг моды «виртуальной социальной среды», желаемого образа посредством средств массовой информации, рекламы. Вопросы для самоконтроля 1. Привести различные трактовки термина «мода». С чем связывается изменение смысловой нагрузки этого понятия? 2. Охарактеризовать различные подходы, применяемые в исследованиях моды. 3. Рассмотреть, как теориях «просачивания» Г. Зиммеля определяет природу возникновения массовой моды. 4. Определить, в чем отличие трактовки моды в теориях подражания и теории просачивания Г. Зиммеля. 5. Сравнить, как происходит возникновение и распространение моды согласно различным концепцям «просачивания». 6. Указать причины изменений, происходящих в моде, согласно концепции демонстративного потребления. Почему одежда является одним из основных объектов демонстративного потребления? 7. Определить, что составляет основу потребления модных вещей, по теории симуляции, предложенной Ж. Бодрийяром. Как он определяет роль модных вещей? 8. Перечислить факторы, формирующие моду, в соответствии с теорией Г. Блумера. 9. Перечислить особенности моды конца ХIX в, отмеченные В. Зомбартом в экономической теории моды. 10. Рассмотреть, какие факторы являются основой моды середины ХХ в. по теории Д. Робинсон. 11. Проследить, как происходит изменение лидеров, формирующих моду, на протяжении двух последних столетий.
|