КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы модных инноваций
А. Гофман приводит три способа осуществления модной инновации: 1) в результате изобретения; 2) путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры; 3) посредством обращения к традиции, когда новый модный образец заимствуется из моды прошлой [1, с. 46]. Изобретение представляет собой инновацию в собственном смысле: внедрение подлинно новых элементов или новых комбинаций старых элементов. Этот вид инновации − явление весьма редкое в современной моде. Во-первых, сами по себе изобретения в различных областях культуры случаются не часто. Во-вторых, не всякая инновация становится модной, хотя, разумеется, разного рода изобретения (создание новых материалов, новые явления в формообразовании и т. д.) составляют мощный фактор модных инноваций. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. В одежде примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Эльзой Скьяпарелли и Виктором Стибелем, космический стиль Андре Куррежа (рис. 1а), одежду из пластика и металла, созданную Пако Рабанном в 1960-е гг. Заслуживает внимания изобретение женщиной-врачом Гош Саромини бюстгальтера (1903 г.), который в дальнейшем из сугубо функционального объекта, превратился в объект моды. Современные дизайнеры продолжают представлять публике безусловные шедевры моды. В году на показе осень−зима 2007/2008 английский дизайнер Хусейн Чалаян показал настоящие архитектурные инсталляции, представляющие трансформацию вещей, например, платье, которое исчезает в шляпе на голове модели (рис. 1б). До этого он представлял платья с дистанционным управлением, превращал в одежду чехлы от кресел и кофейные столики (рис. 2).
а) б) Рис. 1. Примеры изобретений в моде: а) костюм от А. Куррежа, 1962 г.; б) платье от Х. Чалаяна, 2007 г. Рис. 2. Вещи-трансформеры от Хусейна Чалаяна
Возможности технологии существенно расширяют диапазон дизайнерских решений. Так, в объект моды очень быстро превратился мобильный телефон, плеер, выполняющие, казалось бы, сугубо утилитарные функции. В 2008 году в Токио состоялся показ мод, на котором демонстрировались свитера и плащи со встроенными проигрывателями в формате MP-3 (рис. 3).
Рис. 3. Модели курток с встроенными MP-3 плеерами Заимствования из прошлой моды. Особенно заимствования из прошлой моды заметны в моде современной. Л. Ятина отмечает, что «Мода теперь не столько производство «нового», сколько воспроизводство и стилизация «уже бывшего» [31]. Ж. Бодрийяр [7, с. 173] отмечает, что «мода никогда не современна. Она играет на повторяемости однажды уже умерших форм, сохраняя их в виде знаков в некоем временном заповеднике. Мода из года в год с величайшей комбинаторной свободой фабрикует уже «бывшее». Мода высвечивает в прошлом те или иные модели, идеи, делает их современными и доступными всеобщему вниманию. Вследствие своей удаленности во времени традиционные объекты и формы воспринимаются в качестве «новых» с различными положительными ассоциациями (красивый, удобный и т. д.). Воздействие степени удаленности или близости объекта во времени на его восприятие и оценку А. Гофман [1, с. 47] иллюстрирует следующей, хотя и не строгой, но достаточно показательной схемой английского исследователя истории костюма Д. Лэйвера. Один и тот же костюм будет: · непристойным − за 10 лет до своего времени, · неприличным − за 5 лет, · экстравагантным − за 1 год, · изящным − в свое время, · безвкусным − 1 год спустя (после своего времени), · отвратительным − через 10 лет, · забавным − через 30 лет, · причудливым − через 50 лет, · очаровательным − через 70 лет, · романтичным − через 100 лет.
Можно проверить это утверждение, особенно вторую его часть, просмотрев в семейном альбоме свои фотографии или фотографии своих родителей, и оценить возникшие ассоциации. Или в качестве примера заимствования сравнить модели прошлых различных показов (рис. 4, 5). При заимствовании из прошлой моды происходит не простое копирование моделей и образцов, они трансформируются и видоизменяются с учетом современного развития технологий.
Рис. 4. Модели на показе Андре Куррежа, Париж, 1968 г.
Рис. 5. Модели на показе Хусейна Чалаяна, Лондон, 2008 г.
Заимствование из других культур (или из других областей культуры) как способ формирования моды, характерно для второй половины ХХ в., и отмечается в теории «просачивания снизу вверх». Хотя примеры такого заимствования мы видим и в ранние периоды развития моды, примером тому являются ткани из натурального шелка. На развитие моды в этот период огромное влияние оказали молодежные субкультурные движения. У хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей. На времена хиппи пришелся расцвет этнического стиля, когда в моду вошли индейские мокасины, мексиканские пончо, марокканские туники. Хиппи носили старые джинсы с дырами или просто нашивали на них яркие заплаты. Изобретением хиппи считаются джинсы-клеш, которые получались в результате нехитрой манипуляции: слишком узкие джинсы распарывались по шву и вставлялись треугольные вставки. Клеш был самый различный: и полосатый, и джинсовый, и даже кожаный. Некоторые хиппи ходили босиком или в летних кожаных сандалиях на ремешках. Носили также сапоги на молнии, платформу или яркие туфли из лакированной кожи. Так, мода 2008 года является продолжением моды 70-х: «А»-образные силуэты и изящная геометрия линий, яркие жилеты и полосатые свитера, водолазки, платформы и узкие, облегающие брюки или с низким клешем − строгий клеш, а так же брючные костюмы и накидки. Стиль хиппи становится более гламурным (рис. 6).
а) б) Рис. 6. Трансформация стиля хиппи в моде: а) женщина в костюме своей молодости в стиле хиппи, 2005 г.; б) модель с показа Pecoraro, 2008 г. У субкультуры панков была заимствована, кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров, еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции. Из поп-культуры в 1980 г. в моду пришли стринги. В моде прически из африканских косичек. В области питания в России в 2000-х гг. мода на итальянскую кухню сменяется модой на японскую кухню. Очевидно, что в перечисленных способах инновация является таковой лишь в определенном контексте; «новое» в них – это новое для конкретных людей или культур или новое в данный момент времени по отношению к времени прошедшему («старой моде»). Инновации, происходящие в моде, хорошо иллюстрирует одежда. В моделях одежды и материалах внимание фиксируется и акцентируется на любых изменениях, даже на незначительных нюансах, отличающих «новомодное» от «старомодного», т. е. непосредственно предшествующего. И независимо от того, насколько радикальны изменения в материале, деталях, стиле, и т. д., с одной стороны, и независимо от реальной временной принадлежности моделей − с другой, «новомодное» и «старомодное» резко противопоставляются друг другу во времени. Первое помещается в «настоящее», второе − в «прошлое», хотя реально новомодное вполне может быть еще старее старомодного. Эторадикальное противопоставление оказывает воздействие на восприятие самых различных сторон модных объектов, зачастую заставляя переоценивать степень их реальной новизны по отношению к предшествующим. Именно модные инновации связаны с явлением морального устаревания.В сущности, моральное устаревание в моде и модная инновация − это две стороны одной медали. До своего физического износа модные изделия устаревают в неразрывной связи с уже состоявшимися или потенциальными инновациями в моде. Следует заметить, что модное устаревание − лишь одна из разновидностей морального устаревания (износа), которое нередко сопровождает технические, стилевые и прочие инновации, находящиеся вне моды. Создание массового рынка и развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов, ускорению физического и морального износа.
|