КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И прогнозирование в моде
В исследованиях для выявления модных циклов применяются: - непосредственные характеристики модных объектов, и рассматривается их изменчивость во времени; - показатели, характеризующие распространение моды, такие как число приверженцев, длительность. В соответствии с этим в моде выделяются два вида модных циклов, которые А. Гофман [1, с. 55] называет циклами первого и второго видов. Первый видмодных циклов характеризует функционирование, развитие и смену элементов моды независимо от масштабов их распространения. К таким циклам относятся все более или менее регулярные колебания и переходы от одного варианта модного стандарта и включенных в него объектов к другому в определенные промежутки времени. Например, колебания от одних стилевых параметров к другим: переход от узкого к широкому и возвращение узкого; от длинного к короткому и обратно. Особенно наглядно цикличность моды проявляется в одежде. Неустанное стремление к обновлению моделей одежды, очевидно, сопровождается периодическим возвращением некоторых мотивов из прежних образцов. Это воспроизведение типичных элементов в моделях одежды через определенный промежуток времени и есть та самая цикличность моды. В исследованиях одежды принято считать, что тот или иной стилевой признак в определенном цикле доводится до некоего предела (например, минимальная или максимальная длина), после чего начинается новый стилевой цикл. Колебания между некими условно выделяемыми крайностями и составляют модный цикл. Например, в моде прошедшего десятилетия мы наблюдали тенденцию занижения пояса брюк относительно линии талии, которая сменилась противоположной тенденцией − брюками с высоким поясом. Исследованиям циклов в одежде уделялось большое внимание, собственно исследования истории одежды и позволили выявить цикличность в моде.
Так, например, американская исследовательница моды Агата Янг подвергла статистическому анализу развитие женского платы за период с 1760 по 1937 гг. в Европе и Америке, определяя господствующую моду каждого года [1, с. 59]. Основное значение в женской моде и ее изменениях она приписывает форме юбки, выделяя три ее фундаментальных типа: 1) юбку «с задней полнотой» (типа турнюр), 2) «трубчатый» тип (по форме напоминает цилиндр с одинаковой шириной вверху и внизу), 3) форму «колокола». В рассматриваемый период А. Янг выделила следующие циклы: · юбка «с задней полнотой» − 1760−1795 гг. (36 лет); · «трубчатый» − 1796−1829 гг. (34 года); · форма колокола − 1830−1867 гг. (38 лет); · юбка «с задней полнотой» − 1868−1899 гг. (32 года); · «трубчатый» − 1900−1937 гг. (38 лет). Далее, можно говорит о появлении в 1947 г. юбки колокол в коллекции «Нью лук» Кристиана Диора. Указанные три типа, согласно исследованию А. Янг, доминируют в течение определенных промежутков времени в регулярно повторяющейся последовательности. Каждый из них господствует, вытесняя два остальных, на протяжении примерно трети века. Полный цикл смены всех трех типов насчитывает 100 лет.
В исследовании стилей женской одежды, проводившихся Т. В. Козловой [18, с. 93], было выявлено, что в женской одежде существуют три условных силуэта: овал, трапеция и прямоугольник, которые сменяют друг друга в четкой последовательности. Установлено, что для одежды существует цикл, в течение которого наиболее полно обновляется ее структура. Он равен 21−22 годам, а полуцикл − 10,5−11 годам. Существуют также циклы продолжительностью 3, 8, 13, 33−34, 50−55 лет, в пределах которых развивается какая-либо форма или деталь, орнамент или структура ткани. Несколько иначе подходит к определению циклов в женской одежде Р. А. Гузявичюте в работе «Цикличность моды XX века» [12, с. 15−17]. Она рассматривает смену мод как чередование двух направлений стиля женской одежды: пластического (подчеркивающего естественное анатомическое строение) и геометрического (нивелирующего его посредством геометризации внешней оболочки). Смена происходит тогда, когда одно направление исчерпывает все имеющиеся в его распоряжении средства выразительности. Каждое направление зарождается, развивается и распадается в течение 16 лет. Началу геометрического периода присуща форма длинного и широкого прямоугольника, которая по мере приближения к кульминации цикла (10−11 лет с его начала) постепенно сжимается. Далее это направление подвергается распаду, приобретая черты нового стиля. Для пластического периода характерна обратная закономерность развития: от сжатия к расширению. В XX в. выделяются следующие циклы. Первый геометрический период − 1906−1930 гг. Первый пластический период − 1930−1955 гг. Второй геометрический период охватывает 1955−1971 гг. Далее следует второй пластический период, начавшийся в 1971 г., достигающий кульминации в 1980−1981 гг. и оканчивающийся в 1986−1987 гг. Каждому периоду соответствуют определенные по структуре и цвету ткани: геометрическому циклу − жесткие, плотные ткани с укрупненной фактурой, контрастными чистыми цветами; пластическому − мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани широкой градацией оттенков. Российский социолог Л. Ятина [31] в результате проведенных исследований высказывает предположение о том, что цикличность моды связана с процессом социализации, а именно, с формативным периодом поколения. Исходный тезис ее концепции заключается в том что поколение как уникальная в ценностном отношении общность людей, складывается в течение юности и ранней взрослости (17–25 лет) совокупности людей, родившихся приблизительно в одно время (промежуток 6–12 лет). В этот период своей жизни человек усваивает основную часть социальной информации в виде образцов разрешения проблемных ситуаций любого типа. Ценностная картина мира поколения формируется как субъективный смысл событий, переживаемых в период адаптации к взрослой жизни. Эта картина как совокупность представлений о том, какие жизненные проблемы наиболее важны и каковы наилучшие способы их решения, воспроизводится на протяжении всей жизни поколения практически без изменений. Именно социализацией, по мнению Л. И. Ятиной, объясняет цикличность моды. Во-первых, в ряду других ценностных установок в процессе социализации в формативный период усваиваются и характерные для этого времени модели. Когда через 18–20 лет после завершения формативного периода люди, принадлежащие к определенному поколению, достигают позиций лидеров общественного мнения, они могут запустить в массовый оборот те модели, которые они сознательно или подсознательно выделяют в ряду других как лучшие. «Лучшими» оказываются модели, перекликающиеся с модой двадцатилетней давности. Во-вторых, за эти 18–20 лет к границе своего формативного периода подходит новое поколение, для которого предлагаемые модели являются исключительно новыми. Инновация предстает как «ценностный анемнезис». К этому следует добавить, что те потребители, которые вовлечены в процесс моды и чей формативный период совпадает с формативным периодом лидеров − «новаторов», лояльно относятся к «возвращению» моды своей юности. Рассмотренные закономерности в истории модных циклов дают возможность предсказывать моду и руководствоваться этими предсказаниями в дизайне одежды, когда новым циклом может быть тот, который предшествовал предыдущим. Прогнозирование в моде. Изучение и определение того, что будет востребованным на рынке моды через определенный фиксированный срок, стало необходимым для производителей с того момента, когда мода из бизнеса небольших ателье превратилась в гигантскую индустрию. Начало массового производства готовой одежды привело к необходимости принимать «масштабные» решения о производстве и закупках в различных отраслях. Производитель одежды начинает зависеть не столько от «причуд дизайнера», но от того, какие ткани предлагает производитель тканей. Тот, в свою очередь, может предложить только то, что позволяет изготовить сырье и нити, которые предлагаются на рынке на данный момент. Виды прогнозирования различаются по тому, на какой срок предсказывают тенденции: · долгосрочное прогнозирование (10 лет и более); · прогнозирование на короткий период (по сезонам на 2 года вперед); · прогнозирование за сезон (за год). Система прогнозирования в моде берет свое начало с 1969 г. с появления первых аналитических бюро по прогнозу модных тенденций, носящих название Styling Studios, для согласования всей цепочки «волокна − ткани− силуэты − модели − розничный бизнес − потребитель». Результатом анализа такой компании является достаточно абстрактный и символический прогноз, который описывает «доминирующее настроение» предстоящего десятилетия, фиксирует какой цикл заканчивается, какой вступает в силу. Например, одна из характеристик цикла, который сейчас находится в «пиковом» состоянии называется «cocooning» − «уход в кокон» − желание дистанцироваться от внешнего мира, жить в своем теплом, мягком и защищенном мирке. Это теплые цвета, плавные формы и мягкие натуральные текстуры. Специалисты в области долгосрочного прогноза могут перевести такой прогноз на язык тона и фактуры и развернуть эту тенденцию в краткосрочных прогнозах. В чистом виде эта система существовала до середины 1980-х г., то есть до того момента, когда можно было говорить о доминирующей тенденции и о производстве двух сезонных коллекций в год [17]. В современной моде трудно говорить о едином и доминирующем стиле, кроме, пожалуй, того, что современной моде свойственна ретроспективность и цитирование уже созданного ранее. Современные тенденции делятся и дробятся на множество трендов, параллельно уживаются несочитаемые ранее тона и фактуры. Другой важный аспект развития моды − это постоянное наращивание скорости изменений, информация о которых распространяется моментально благодаря новым средствам коммуникации и особенно Интернету.
|