Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ




Упражнение дает больше, чем

хорошее природное дарование.

Протагор

 

Всякое овладение знаниями связано с сознательной интеллектуальной работой учащихся, стимулирующей их развитие.

Научность и системность обучения предполагают не механическое запоминание учебного материала, а критическое его усвоение, понимание сущности изучаемых понятий.

Сложность познавательной деятельности учащихся в процессе изучения литературы заключается в том, что в основе этого учебного предмета лежит искусство, художественная литература, восприятие которой связано с эмоциональными эстетическими и нравственными переживаниями, оказывающими непосредственное воздействие на личность школьника. В то же время литература как учебный предмет, включает и основы науки – теории и истории литературы, что требует усвоения системы научных понятий.

Основное содержание курса составляет художественная литература. И первая задача учителя – развивать культуру восприятия литературы как искусства слова. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово (фразу, ритм…), ценить его, учиться говорить выразительно.

Для этого необходимо использовать различные методы и приемы изучения литературы.

В греческом языке слово «метод» означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Как отмечает педагогическая энциклопедия, методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями ин навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Метод обучения обычно реализуется через методические приемы, которыми руководствуется учитель. Прием обучения – это детали метода, его элементы, составные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода (например, эвристический метод реализуется через проблемные вопросы).

В дидактике разработаны основные системы методов:

- по источникам передачи и характеру восприятия информации

(С.И. Петровский);

- по дидактическим задачам (М.А. Данилов, В.П. Есипов);

- в зависимости от уровня активности характера познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);

- по сочетанию методов преподавания и методов учения (М.Н. Махмутов);

- по видам деятельности (Ю.К. Бабанский).

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается

как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, умениям, навыкам и ценностям. Метод рассматривается как совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в учебном процессе.

Исходя их этого определения, все методы можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивный метод - форма взаимодействия учащихся и учителя, в

котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается неэффективным.

 

Пассивный метод можно представить схемой:

 

2. Активный метод -форма взаимодействия учителя и учащихся, при

котором учитель и учащиеся взаимодействую друг с другом в ходе урока, активно участвуя в учебном процессе. Метод предполагает использование демократического стиля руководства

 

На схеме активный метод выглядит следующим образом:

 

 

3. Интерактивный метод - форма взаимодействия учеников не только с

учителем, но и с другими учащимися, доминирование активности учащихся в учебном процессе, участие в беседе, диалоге с кем-либо. Учитель только направляет деятельность учащихся на достижение целей урока. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

 

Схематично интерактивный метод выглядит так:

 

Современная педагогика богата арсеналом интерактивных подходов, среди которых выделяются следующие:

- творческие задания,

- работа в малых группах,

- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры, образовательные игры),

- внеаудиторные занятия (радио, фильмы, выставки, спектакли),

- разминки,

- интерактивная лекция, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», Сократический диалог,

- обсуждение сложных вопросов («Займи позицию», «Один – вдвоем – все вместе», «Дискуссия в виде телевизионного ток-шоу, симпозиум, дебаты),

- разрешение проблем («Мозговой штурм», «Дерево решений», «Анализ казусов» и др.)

Основу любого интерактивно метода составляет творческое задание. Под творческими заданиями понимают такие задания, которые требуют от учащихся не просто воспроизведения информации, а творчества, поскольку задания содержат элемент неизвестности и имеют несколько подходов к решению. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая учителя. Необходимо для этого найти такое задание, которое

а) не имеет однозначного ответа или решения,

б) является практическим и полезным для учащихся,

в) вызывает интерес школьников.

г) максимально служит целям обучения.

В педагогической науке предпринята попытка объединить методы обучения в группы (Чернявская А.Г.):

1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения:

- лекция.

- беседа.

- семинар,

- рассказ,

- самостоятельная работа с учебным материалом.

2. Методы репродуктивного обучения:

- упражнения.

- практикум.

- программированное обучение,

- тренинги навыков.

3. Методы проблемно-поискового обучения:

- проблемное изложение,

- частично-поисковый (эвристический. или сокрастический0.

- исследовательский.

- мозговой штурм.

4. Коммуникативные методы обучения:

- дискуссия.

- диалог,

- полемика,

- жужжащие группы.

- снежный ком,

- метод проектов,

- презентации.

5. Имитационно-ролевые методы обучения:

- имитационные упражнения,

- деловая игра,

- ролевая игра,

- аквариум.

-организационно-деятельностные игры.

В методике преподавания литературы предприняты попытки создания

системы специфических методов.

В.В. Голубков указывает на три основных метода:

- лекционный,

- метод литературной беседы,

- метод самостоятельной работы.

Н.И. Кудряшев опирается на решение проблемы методов, раскрытых в

трудах М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. Он выделяет:

- метод творческого чтения (приемы: выразительное чтение,

комментированное чтение, беседа, творческие задания; виды деятельности: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, рассматривание иллюстраций);

- эвристический метод (приемы: построение системы вопросов или заданий

по тексту, постановка проблем; виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, составление плана к выступлению, сочинению);

- исследовательский метод – развитие умения самостоятельного анализа

литературного произведения (приемы: постановка проблемных вопросов, заданий для исследования; виды деятельности: самостоятельный анализ текста, сопоставление, оценка спектакля, фильма);

- репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде,

развитию мысли способствует проблемное изложение материала; виды деятельности: запись плана или конспекта лекции, работа по учебнику, подготовка доклада по готовому материалу).

В.А. Никольский выделяет следующие методы:

- методы и приемы эмоционально – образного постижения произведений

художественного слова (выразительное чтение, заучивание наизусть, пересказывание, художественное иллюстрирование);

- методы и приемы истолкования произведений (комментированное чтение,

беседа, самостоятельная работа).

В.Г. Маранцман , основываясь на системе проблемного обучения, выделил

методы:

- метод чтения (индивидуального, коллективного, «про себя», вслух,

выразительного);

- метод анализа литературного произведения : (композиционный,

стилистический, игровые формы: «складывание текста», узнавание автора по фрагменту, вставки пропущенных слов);

- метод комментирования произведения с помощью внетекстовых

материалов: писем, мемуаров, литературно – критических статей, биографий писателя);

- метод претворения литературных произведений в других видах искусства

(музыка, живопись, театр, кино), сопоставление художественных интерпретаций с текстом произведения;

- метод литературного творчества (пересказ с изменением лица рассказчика,

сочинение писем, дневников героя, собственные художественные произведения ).

М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Г.Н. Ионин выделили как три основных

метода:

- метод художественной интерпретации (ученик - чтец-интерпретатор, а

учитель – режиссер);

- метод критико-публицистический, формирующий тип читателя-критика

(ученик – критик, учитель – критик-редактор);

- метод литературного поиска, развивающий исследовательские способности

( ученик-исследователь, учитель - организатор исследования).

Современный учитель общеобразовательной школы Бузина Е. В., основываясь на книге Н.И. Кудрящева «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы», составила таблицу методов и приемов обучения литературе. Она выделила три основных метода:

- метод творческого восприятия (метод творческого чтения), цель которого –

способствовать сильному и длительному художественному впечатлению , которое затем непрерывно углубляется (может прерываться комментарием, краткой беседой);

- анализирующе-интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский),

цель которого – преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение;

- синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в

преподавании литературы), цель которого – комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требующая высокой степени творческой деятельности учащихся.

Автор обращает внимание на то, что все методы могут быть применены на

всех этапах изучения произведения. Однако метод творческого восприятия преимущественно используется на первой и второй фазе изучения произведения, анализирующе-интерпретирующий – преимущественно на второй, синтезирующий – преимущественно на третьей фазе.

Каждый примененный учителем прием должен быть связан с соответствующим видом деятельности учащихся. Методы реализуются через приемы.

1. Метод творческого чтения.

Приемы:

- выразительное чтение учителя, мастеров слова, автора;

- обучение выразительному чтению учащихся;

- комментированное чтение;

- слово учителя, имеющее целью правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;

- беседа – выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведение и направление внимания на идейно- художественные особенности текста;

- постановка проблемы, вытекающей из произведения;

- слово учителя или беседа после изучения произведения.

Виды деятельности учащихся:

- чтение произведений дома и в классе,

- выразительное чтение,

- заучивание наизусть,

- слушание художественного чтения,

- составление плана,

- близкие к тексту и сжатые пересказы,

- художественное высказывание,

- устный и письменный отзыв о прочитанном, инсценировка,

- критические заметки,

- рассматривание иллюстраций,

- сочинения разных жанров.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 38348; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты