Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Творческие задания.




 

1. Исходя из всего вышеизложенного в данном учебном пособии материала,

составьте опорную схему по теме: «Методические требования к современному уроку литературы».

 

2. Составьте план стандартного урока литературы (тема, класс, тип урока – на

Ваше усмотрение).

 

3. По любому учебнику «Методика преподавания литературы» изучите вопрос

о методах и приемах изучения литературы в школе. Выберите из них те, которые наиболее соответствуют (на Ваш взгляд) целям и задачам современного литературного образования школьников и приведите 3 – 4 примера их использования по схеме: класс - тема – конкретные методы и приемы – что формируют.

 

4. Составьте план нестандартного урока литературы.

 

5. Напишите эссе на тему «Чтобы урок литературы был интересным…»

 

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Преобразование современой школы из знаниецентрической в культурологическую знаменуется интегративными процессами. Сегодня невозможна ориентация на овладение определенной суммой знаний. Задача школы – научить ребенка получать знания посредством информационных технологий, систематизировать их и структурировать. При этом главной функцией школы является воспитание компетентной, гармоничной личности, живущей в культуре и созидающей себя по законам культуры, осваивающей ее ценности, языки, знаки.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема межпредметных и внутрипредметных связей как одно из важных дидактических условий повышения уровня преподавания и эффективности всего учебного процесса.

Одним из продуктивных путей преобразования современной школы, устранения противоречия между быстро растущим объемом знаний и возможностью их усвоения является интеграция. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

Возникновение интеграции – результат высокого уровня межпредметных связей, предполагающих не просто коммуникацию предметов в какой-либо области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях. дающих целостное представление о человеке, мире, культуре (Ю.А. Наумкина).

Межпредметные связи разрешают существующие в предметной системе обучения противоречия между разрозненными по предметам усвоением знаний учащимися и необходимостью их синтеза. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого подхода к научной и художественной деятельности.

Принцип межпредметных связей способствует:

- формированию системных знаний на основе развития ведущих

общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей);

- развитию системного и диалектического мышления, гибкости и \

самостоятельности ума, познавательной активности и интересов учащихся (развивающая функция межпредметных связей);

- воспитанию интереса и любви к литературе как искусству слова

(воспитывающая функция межпредметных связей);

- координации в работе учителей различных предметов (например, учителя

литературы, истории, музыки, изобразительного искусства).

Межпредметная познавательная задача – это задача, которая включает ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала различных предметов. Решая такую задачу, учащиеся выполняют следующие действия:

- осознание межпредметной сущности задачи;

- актуализация опорных знаний из связываемых друг с другом предметов, их

перенос в новую ситуацию;

- обобщение и синтез в выводах, оценочных суждениях;

- закрепление результатов в речи.

Межпредметные задачи могут формулироваться в форме вопросов, заданий.

собственно задач. При их решении усиливаются и углубляются взаимосвязи эмоционально-оценочных процессов, что приводит к единству познавательно-оценочного и эмоционально-оценочного отношения ученика к объектам познания, включенным в связи по линии содержания предметов.

Разрабатывая систему межпредметных познавательных задач в обучении на уроках литературы, необходимо подчинить её усвоению учащимися ведущих мировоззренческих идей, формированию у них нравственных знаний и познавательно-оценочных умений. Можно выделить несколько групп таких задач, решение каждой из которых способствует формированию определенных знаний и умений:

- актуализация и закрепление опорных знаний (фактов, понятий, законов,

идей, способов действий) из ряда учебных предметов;

- расширение и систематизация опорных знаний, их применение в новых

ситуациях переноса и обобщения;

- конкретизация исторических и литературоведческих понятий, их обобщение

с позиций обществоведческих категорий;

- объяснение фактов и доказательство теоретических положений из истории,

литературы и др. предметов.

При решении задач каждой группы учащиеся выполняют разные

познавательные действия в зависимости от вида межпредметных связей: накопление однородных фактов (фактические связи); установление качественно новых связей между фактами и понятиями (понятийные связи); соотнесение понятий, фактов, закономерностей (теоретические связи).

Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература

вступает во взаимодействие с историй, изобразительным искусством, музыкой…Установление органических взаимосвязей литературы с этими предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Для понимания смысла художественного произведения, их эстетического

восприятия как искусства слова нужно шире использовать живопись и музыку. В тех случаях, когда законы одного искусства помогают разобраться с законами другого искусства, их комплексное применение и изучение на уроках позволяют учащимся усвоить общие для этих искусств особенности и закономерности развития отраженной в них реальной действительности.

Важно подчинить разрабатываемые межпредметные познавательные задачи раскрытию комплексных учебных проблем в рамках одной или нескольких учебных тем, разделов программ. С этой целью учитель определяет комплексную проблему, формулирует ее, выделяет основные положения, требующие раскрытия с помощью межпредметных связей, очерчивает круг предметов, с которыми будут устанавливаться связи, избирает определенные учебные темы программы, планирует на конкретных уроках решение тех или иных межпредметных задач.

Рассмотрим примеры. Одна из центральных проблем курса литературы в школе – проблема ''Писатель и эпоха''. Ее раскрытие обеспечивается последовательным усвоением учащимися с помощью межпредметных связей основных положений, объясняющих многоаспектные взаимосвязи между особенностями исторической эпохи и художественным творчеством писателя:

- мировоззрение писателя формируется эпохой и обществом; оно проявляется

в выборе проблематики, сюжетов, образов героев, изображаемых событий, поэтому писатель всегда есть гражданин своей эпохи;

- содержание и форма литературного произведения отражает конкретную

историческую эпоху (важные события, общественные проблемы, конфликты, тенденции развития, образ жизни и т.д.), поэтому содержание художественного произведения является источником исторических знаний;

- образы героев, их действия раскрывают общественно - исторический уклад,

дух времени, их анализ позволяет судить о нравственных критериях поведения людей;

- выдающиеся художественные произведения имеют общественно-

историческое, гуманистическое значение, они составляют золотой фонд национальной и мировой литературы.

Организуя работу по изучению художественного произведения, учитель

литературы должен помнить о том, что литература и история – родные сестры, в сознании людей они идут рука об руку. Не может читатель понять до конца ''Мертвые души'' Н.В. Гоголя или '' Анну Каренину'' Л.Н. Толстого, не имея представлений о времени их действия, ничего не зная о крепостном праве или пореформенной эпохе, не поймет он и духовных исканий героев т.д.

Постижение произведения невозможно без того, чтобы слова не превращались в нашем сознании в зрительный образ как отвлеченное понятие. Вот, например, спешит Евгений Онегин к умирающему дяде, ''летя в пыли на почтовых''. А что означает строка: '' Стремглав по почте поскакал…''? (Можно ли в наши дни ''скакать по почте''?). Или что представляет усадьба дяди, где есть штофные обои? Наконец, что означают слова: '' Ярем от барщины старинной / Оброком легким заменил…''?

Как видим, что ни строфа – то загадка, весьма существенная для понимания смысла произведения, времени действия, психологии героев. И решить подобные загадки поможет связь с уроками истории, где происходит знакомство с историческими фактами и терминами, отражающими жизнь определенного периода времени. Например, понять многого в произведениях русской классики невозможно, если не знать значения слов: полушка, катеринка, вексель, городовой, стряпчий, коллежский асессор, надворный советник, обер-офицер, кадет, недоросль, тупей и т.д.

С целью усиления изобразительно-выразительных возможностей текста и более полного представления о духовной жизни своих героев автор сознательно использует в своих произведениях возможности других «муз», т. е сближение отдельных искусств во внутренней организации художественного текста. Это внутритекстовое взаимодействие словесности чаще всего осуществляется с музыкой, архитектурой, садово-парковым искусством, живописью, скульптурой, театром и кино.

Наиболее тесную связь между собой представляют литература и музыка.

В самом своем зарождении эти искусства представляли единое целое. Аристотель в своей «Поэтике» говорит о единстве этих искусств: в слове музыка находит мыслительную оформленность, в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь закономерна, так как у музыки и звучащего слова много общих свойств: темп, ритм, частота, тембр, диапазон, эмоциональность, певучесть, мелодичность. Со временем музыка и литература стали отделяться друг от друга. Каждое искусство обрело свой язык, свою знаковую систему для хранения и передачи текстов. Но, отделяясь друг от друга, эти искусства постоянно взаимодействовали: к художественным текста композиторы создавали музыку, к мелодии поэты писали слова.

Сам процесс поэтического творчества близок к созданию музыкальных произведений. Работая над стихотворением, поэты стараются вслух проговорить, озвучить текст, проверить его гармонией, мелодией. Многие стихи рождаются из услышанной или звучащей в сознании музыки, ритма.

А. Пушкин, подчеркивая музыкальность стихотворной речи, определил ее как «союз волшебных звуков, чувств и дум». А. Фет музыкальность избрал одним из основных средств передачи «невыразимого» логикой, К. Бальмонт воплотил в своем творчестве девиз П. Верлена: «О музыке – прежде всего», в музыке видел начало поэзии А. Блок…

Сближение словесных и музыкальных текстов возможно на композиционном уровне, так как многие художники слова используют принцип построение музыкального произведения, его инструментовки. Например, как музыкальные периоды завершаются полной каденцией, так и стихотворные строки в пушкинском «Я помню чудное мгновенье» содержат законченную мысль, связанную с главным мотивом стихотворения. (Не случайно стихотворение сразу же после возникновения обрело музыкальное бытие в музыке Глинки). Как и в музыкальном искусстве, главным его композиционным принципом является повторение, реприза, постоянное возвращение к заданной теме. Первая часть в композиции стихотворения – рассказ-воспоминание о любви, мимолетном приближении к ее высшему идеалу красоты; вторая – угасание любви, опустошение души; третья – счастье, восторг от ощущения полноты бытия, гармонии, вызванной новой встречей с «гением чистой красоты».

Сама словесность, взаимодействуя с музыкой, передает ее звуковые образы, ее ритм, мелодию, музыкальное настроение и ассоциации. Особую роль играет упоминание и описание музыкальных произведений для передачи чувств, состояния души героев произведения.

Наиболее сложный характер взаимодействия искусств – совпадение эстетического идеала, художественного мышления писателя и композитора, поэта и музыканта, что проявляется в эстетических взглядах, стилевой манере авторов разных видов искусств.

Философско-эстетическая сторона взаимодействия словесности и музыки раскрыта в работах В.В. Ванслова, Б.В. Асафьева, Ю.Б.Борева, М.С. Кагана, Д.Н. Журавлева и др. Педагогическим аспектам изучения литературы и музыки как смежных искусств посвящены работы В.Г. Маранцмана, Т.Ф. Курдюмовой, З.С. Смелковой, Е.Н. Колокольцева и др.

В процессе школьного изучения литературы методисты выделяют четыре группы приемов, направленных на выявление взаимодействия словесности и музыки:

- приемы, позволяющие раскрыть факты биографии писателя, его

художественные пристрастия, музыкальные вкусы (рассказ о музыкальных пристрастиях писателя, прослушивание музыкальных произведений, которые любил он, или написанных на его произведение, мелодекламация позволят создать особый эмоциональный настрой урока, раскроют эстетические вкусы писателя, позволят создать эмоциональный образ эпохи, в которую он жил);

- приемы, связанные с анализом музыкальных образов и музыкальных

страниц художественного произведения, которые позволяют глубже понять характеры героев и авторскую позицию (комментирование музыкальных эпизодов и музыкальных образов; озвучивание названных в тексте музыкальных мелодий и определение колорита настроения сцен, эпизодов, в которые они включаются; раскрытие способов передачи посредством музыкальных произведений чувств и настроений героев; сопоставление «музыкальных характеристик» героев, образов музыкальных и литературных произведений);

- приемы, направленные на создание образа определенной исторической

эпохи, раскрывающие культурные пристрастия ее представителей (на вводных и заключительных уроках с целью создания атмосферы исторической эпохи и раскрытия картины мира определенной культуры, художественного направления, например, романтизма и символизма, музыка звучит и интерпретируется во время лекции учителя, сообщений учащихся, прочтения художественных текстов и из анализа);

- приемы, служащие сопоставлению образов музыкального и словесного

искусства (прослушивание произведений и вычленение общих компонентов сопоставления: темы, мотива, образов, композиции; сопоставление центральных образов произведений; выявление особенностей претворения литературного сюжета в музыке или музыкальной темы в художественном произведении: развитие сюжета, конфликта, характера; наблюдения над средствами выразительности словесного и музыкального искусств; сравнительный анализ музыкальных произведений разных композиторов, написанных на один и тот же литературный текст).

Привлечение музыки на уроках литературы является одним из важных

аспектов реализации межпредметных связей, способствующих созданию эмоциональной атмосферы на уроке для восприятия и углубленного понимания художественного произведения.

Прослушивание музыки целесообразно, если

- настроения, переданные автором музыки, совпадают с настроениями,

описанными в тексте художественного произведения. В этом случае музыка помогает окунуться в мир чувств героя произведения, понять состояние его души, оценить тот или иной поступок, соотнести со своими чувствами. Например, разговор о поэзии периода Великой Отечественной войны недопустим без прослушивания музыки, отражающей эти же события. (На таких уроках целесообразно использование мелодекламации). При изучении «Героя нашего времени» М. Лермонтова прослушивание музыки из оперы

А. Александрова «Бэлла» может внести ясность в определение характера Печорина. Прослушивание музыки Ч. Чайковского из оперы «Евгений Онегин» (например, сцены написания письма Татьяной) поможет учащимся понять силу чувства и характера Татьяны;

- в произведении описывается музыка. Ведь музыка как ''стенограмма

чувств'' (Л.Н. Толстой), воодушевляет художника слова на создание ярких словесных ее изображений, которые вызывают сопереживание читателя. Есть произведения, полностью посвященные музыке (М. Горький ''Музыка''), но чаще это фрагменты из произведений разных родов и жанров (например, драма ''Гроза'' А.Н. Островского начинается со звуков песни С.И. Давыдова ''Среди долины ровныя'', в ''Бесприданнице'' Лариса поет романс Глинки '' Не искушай меня без нужды''). Описания музыки художниками слова позволяют судить о том, какое эмоциональное воздействие оказывали те или иные музыкальные произведения на их слушателей. Герой произведения нередко изображается писателем в его отношении к музыке, что позволяет подчеркнуть те или иные черты характера персонажа (например, Наташа Ростова, танцующая под звуки балалайки в '' Войне и мире'' Л.Н. Толстого);

- изучается биография писателя (например, М.Ю. Лермонтов не только

виртуозно играл на скрипке, но и считал, что «надо бы ставить…ноты над словами. Имел широкий музыкальный кругозор Л.Н. Толстой, написавший книгу «Что такое искусство» о связи литературы с музыкой. Проникновенно музыкальное творчество А.С. Грибоедова. „Я не могу жить без песен”, - признавался Н.В. Гоголь);

- изучается тема ''Художественная литература в музыке'' (например, на

сюжеты произведений Н.В. Гоголя написаны оперы «Черевички»

П. Чайковского, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Ночь перед рождеством» М. Римского-Корсакова. П. И. Чайковский написал оперы на произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и т.д.);

- изучаются лирические произведения (творчество С. Есенина,

Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др. поэтов), когда музыкальное сопровождение

помогает развитию эмоциональной сферы школьников и способствует проникновению в поэтический мир автора.

Со времени появления «Великой дидактики» Я.А. Каменского принцип

наглядности стал одним из основных в педагогическом процессе. Обладая зримой отчетливостью, произведения живописи позволяют учащимся конкретно представить портреты героев, их внутренний мир, быт, обстановку действия, картины жизни, историческую эпоху в целом. (В.С. Гречинская,

З.С. Старкова, Е.Н. Колокольцев).

''Литературность'' живописи проявляется в ее повествовательности, в метафоричности и иносказательности. Творческое использование опыта литературы проявляется и в создании картин на литературные темы (картина И.Н. Крамского ''Русалка'' навеяна сюжетом повести Н.В. Гоголя ''Майская ночь''; толчком к созданию картины Ю.М. Непринцева ''Отдых после боя'' явилась для художника поэма А. Т. Твардовского ''Василий Теркин'' и т.д.). Рассматривание такой тематической картины и сопоставление ее с текстом произведения искусства слова способствуют углубленному пониманию идейно-художественного своеобразия произведения.

Соединяя в школьном изучении литературы слово и изображение, учитель не пройдет мимо творчества тех писателей, которые отдали щедрую дано рисованию (например, М. Ю. Лермонтову принадлежат 13 картин, написанных маслом, свыше 40 акварелей, сотни рисунков…Живописное видение мира, свойственное Лермонтову, нашло отражение в его литературном творчестве).

Особое внимание на уроке литературы следует уделить художественной иллюстрации как изобразительному комментарию к литературному произведению.

В.С. Гречинская выделяет виды иллюстраций:

- иллюстрация, дающая характеристику литературному герою,

- иллюстрация психологическая, помогающая проникнуть во внутренний мир героя,

- иллюстрация к эпизодам, сценам произведения,

- иллюстрация предметно-бытовая, историческая,

- иллюстрация концептуального характера, передающая пафос произведения,

его общую идею, состояние изображаемого мира.

Сопоставление иллюстрации с текстом художественного произведения конкретизирует и обогащает представления учащихся о событиях и героях книги.

Изучая творчество того или иного писателя, учитель литературы не может обойти стороной и портрет писателя. Работа с портретом поможет учителю привлечь учащихся к личности писателя, ведь создавая портрет, художник кистью и красками ''выявляет'' существенные индивидуальные черты человека, пытается на холсте передать и внутренний мир человека, его мысли и чувства.

О внутренней связи живописи и литературы, о взаимовлиянии искусств, о закономерностях обращения писателя к средствам живописи хорошо говорил А.Блок: «…разве не выход для писателя – понимание зрительных впечатлений, уменье смотреть? Действие света и цвета освободительно. Оно улегчает душу, рождает прекрасную мысль» (статья «Краски и слова»). Интересную мысль о сходстве поэзии и живописи в свое время высказал Микельанджело: «Между живописью и поэзией существует поразительное сходство; это, конечно, и дало основание назвать одно из этих искусств немой поэзией, другое – говорящей живописью». Визуальные образы ориентированы на зрительные ассоциации реципиента, работу его образного мышления, воссоздающего и творческого воображения. В то время как музыкальные образы больше воздействуют на слуховые рецепторы. Данное свойство художественного текста подсказывает способы работы с ним в процессе восприятия и анализа-интерпретации. Например: при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» можно использовать приемы:

- написание учащимися домашнего сочинения о зимнем утре;

- после выразительного чтения стихотворения Пушкина определение

названия пяти картин стихотворения, созданных пятью строфами;

- выявление состояния лирического героя и «компонентов» его настроения;

- работа с репродукцией картина Б. Кустодиева «Морозный день»;

- обращение к другим пушкинским текстам о зиме.

На уроках литературы следует говорить об особенностях

«изобразительного письма» каждого писателя и поэта в отдельности.

Так, например, пушкинские картины кратки, емки, динамичны; Н.Гоголь на изобразительном уровне соединяет эпическо-этнографическую детализацию, прежде всего в описании быта, с грандиозностью, пышностью, величавостью и динамичностью, свойственным эстетике барокко; пластичны и музыкальны пейзажи И. Тургенева; стремится к полному, детальному охвату изображаемого И. Гончаров (особо можно говорить о пластичности портретов его героев), что позволяет сопоставлять манеру письма русского писателя с живописцами фламандской школы.

В процессе изучения литературы целесообразно сопоставлять произведения литературы и живописи, связанные между собой тематикой и мотивами изображения (например, произведения Н.А. Некрасова сопоставить с картинами художников – передвижников; картину В.Г. Перова «Старики на могиле сына» - с финальной сценой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Так воссоздается образ эпохи.

В своей практической деятельности учителя-словесники сталкиваются с произведениями, в которых героями являются люди искусства, художники.

Изобразительному искусству отводится роль своеобразного композиционного стержня и способа создания художественного контекста, благодаря чему в произведении достигается особая живописность и пластичность характеров и изображенных картин жизни. Так, И.А. Гончаров в романе «Обрыв», раскрывая образ художника Бориса Райского, выступает сразу в нескольких ипостасях: как умелый рисовальщик, как живописец-колорист с безошибочным чувством цвета, выразительных красок, как эстетик, искусствовед. В сознании Райского из хаоса жизни образуется гармония, объединяются жизнь и искусство, быт и бытие, мгновенное и вечное, ибо в его творческом воображении сосуществуют различные культурные эпохи и эталоны любви и красоты: Раннее и Высокое Возрождение, фламандское барокко и Рубенс, испанская живопись «золотого века» и французская живопись ХУ111в.

Произведения изобразительного искусства выполняют своеобразную функцию внутренней наглядности, являются художественным контекстом романа.

Если художественное произведение рассматривается как текст культуры, который обращен к разным искусствам, то главной доминантой является следующее: «внутренняя связь литературы с живописью проявляется в том, что писатель, запечатлевая зрительные ощущения, создает иконописные образы, опираясь на ассоциации, контекст, слова-символы; и слово, таким образом, выступает условным знаком предметов, понятий, а в изобразительном искусстве художник передает изображаемые предметы красками, линиями и

т. д» (Доманский В.А.).

Поэтому в основе методики сопоставления произведений разных искусств лежит взгляд автора на мир, отражение духа времени и концепции бытия с помощью специфических для каждого вида искусств средств. Для писателя это сюжет, композиция, словесные образы и способы выражения авторской позиции. А для художника – цвет, колорит, освещение, характер линии, выбор сюжета, плана, отбор художественных деталей, композиция.

Погрузить учащихся в определенный тип культуры поможет и сопоставление литературы со скульптурой, с садово-парковым искусством, с архитектурой.

Полезным окажется осуществление связи литературы одновременно с разными видами искусств. Например, при изучении своеобразия русской литературы второй половины Х1Х важно остановиться на социально-политической обстановке в России в этот период, на особенностях освободительного движения в стране и росте национального самосознания (связь с историей); на причинах возникновения и деятельности объединения художников-реалистов - Товариществе передвижных художественных выставок (связь с изобразительным искусством); на утверждении реализма в музыке композиторами '' Могучей кучки'' (связь с музыкой); на особенностях развития театра в это время.

Или, изучая лирико-драматические рассказы А.П. Чехова в 10 классе, учитель непременно обратит внимание учащихся на чеховский пейзаж и его роль в произведении. И здесь целесообразно найти параллели с картинами

И. Левитана и музыкой П. И. Чайковского (именно Чехов, Левитан и Чайковский венчали расцвет реализма в русской культуре конца Х1Х века).

Изучая ''Метель'' А.С. Пушкина, целесообразно познакомить учащихся с картинами В. Сурикова , Н. Пискарева, Д. Шмаринова и др. авторов, изобразивших зиму на своих полотнах; прослушать музыку Г. Свиридова к к/ф ''Метель'' или Ф. Листа ''Метель''; просмотреть фильм реж. В. Басова ''Метель'' или спектакль ''Метель'' (пост. П. Фоменко).

Такое использование межпредметных связей поможет учащимся четко себе представить культурную ситуацию эпохи и максимально приблизиться к мысли автора художественного произведения.

Кроме этого использование материалов живописи и музыки помогает развитию художественного вкуса учащихся, способствует организации индивидуального подхода к школьникам при подготовке сообщений, докладов, написании рефератов, пополняет словарный запас школьников (блюз, икебана, мелодрама, нецке, ноктюрн, оратория, сюита и т.д.).

Использование наглядности (репродукций картин) и технических средств обучения при прослушивании музыки сделает урок интересным и запоминающимся, поможет восприятию художественного произведения как искусства слова.

Связь литературы и других видов искусства на уроках литературы будет способствовать расширению литературного контекста до контекста культурного.

Целесообразно систематически, где это возможно и логически оправдано, рассматривать художественные произведения русской литературы в сопоставлении с произведениями украинской литературы (темы, идеи, сюжеты, композиции, художественные принципы и т.д.). Сегодня компаративистику называют одним из перспективных направлений в методике преподавания литературы, одним из элементов анализа художественного произведения.

Чтобы старшеклассники могли усвоить мысль о едином закономерном развитии художественных систем, о взаимообусловленности мирового литературного процесса в целом, чтобы были способны осуществлять многоаспектный сравнительный анализ, необходимо уже в 5 – 8 классах вырабатывать умение сопоставлять тексты родной литературы и зарубежной. Именно в среднем звене необходимо дать сведения об основных формах заимствования. Поэтому целесообразно в этом возрасте знакомить (а в старших классах – углублять знания) школьников с такими понятиями, как аллюзия, аппликация, взаимовлияние, вечные темы, компиляция, парафраз, пародия, перевод, перепев, плагиат, реминисценция, рецепция, стилизация, центон, цитата и др.)

Важно также помнить, что знания физики, биологии, химии, географии не бывают лишними на уроке литературы. Например, школьникам легче будет воспринимать описания природы в произведениях И.С. Тургенева, если из уроков географии они вынесут четкое представление о климатических условиях и природном своеобразии средней полосы России.

Одним из путей интерпретации художественного текста является и театрализация эпических произведений (В.Г. Маранцман, Т.А. Македон,

И.Б. Костина и др.). Знания в области театрально искусства повышают общую культуру школьников, расширяют их эрудицию, учат видеть художественный текст в диалоге с автором.

В обучении театрализации Н.И. Никонова предлагает следующие этапы:

- подготовительный: первичное чтение произведения, осмысление, анализ текста;

- исполнительский анализ: интерпретация художественного текста при помощи театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, световое оформление);

- репетиционный этап (перед воображаемым зрителем);

- презентация проекта;

- рефлексия (обмен впечатлениями после просмотра; сопоставление художественного текста и его инсценировки).

Во время подготовки к театрализации школьники на уроках погружения в текст с особым интересом знакомятся со всеми материалами, необходимыми для понимания художественного произведения (сведениями об авторе и эпохе, с материалами культурного, этнографо-бытового и языкового характера и т.д.).

Работая над исполнительским анализом текста, учащиеся углубленно анализируют текст и ставят исполнительскую задачу: что мы хотим донести до зрителя, над чем помочь ему задуматься.

На последнем этапе – этапе рефлексии – идет переосмысление текста художественного произведения.

Все это наилучшим образом способствует формированию читательской культуры школьников, приобщению их к чтению художественной литературы, воспитанию в них высоких духовных потребностей.

Учитель литературы призван формировать представление о мировой литературе как системной единстве и о национальном своеобразии ее составных. Здесь важно использовать межнациональный подход к изучению явлений литературы (исследование тех узлов, где пересекаются разные литературы). Поэтому межпредметная связь с уроками украинской и зарубежной литератур поможет увидеть взаимосвязь и взаимовлияние разных литератур (что будет способствовать формированию представлений об общечеловеческом и национальном в литературе), высвободит время на изучение русской литературы (например, если на уроках украинской литературы уже изучены какие-то теоретические понятия, то нет необходимости отводить для этого время на уроке русской литературы). Очень полезным может оказаться проведение бинарных уроков совместно учителями русской и украинской литературы. (Например, изучая творчество

М. Рыльского на уроках украинской литературы, учитель познакомит школьников с произведениями поэта: 'Шекспир'', ''Шота Руставели'', '' Гейне'', ''Янка Купала'', '' Якуб Колас'', '' Короленко'', а затем проведет бинарный урок – диалог с зарубежными писателями, на котором и возникает диалог культур, так необходимый сегодня).

Важно помнить, что соотношение между русской литературой и украинской состоит из таких аспектов:

- личные контакты русских писателей с Украиной (например,

изучая творчество А.С. Пушкина, можно подготовить доклад ''Пушкин в Киеве, в Одессе, в Крыму…'', проследить пути перемещений поэта, написать реферат на тему ''Украина в творчестве Пушкина'', сделать сравнительный анализ оригинала и перевода стихотворений ''Мадонна'', ''Поэту'', подобрать исторический комментарий к поэме ''Полтава''; изучая творчество А.П. Чехова, можно совершить заочную экскурсию в Ялту и провести исследование ялтинского периода творчества писателя; следует обратить внимание школьников и на связь с Украиной А. Фета (о пребывании неподалеку от Кременчуга - «Ранние годы моей жизни»), В. Короленко (словесные этюды «На Лукьяновке» ), М. Лескова ( рассказ «Печерские антики») и т.д.);

- украинские фольклорные, исторические, национальные мотивы в

творчестве (например, при изучении творчества Н.В. Гоголя можно поискать общие черты в повестях писателя и украинских народных сказках; найти названия национальных явлений в повестях Гоголя: казак, писарь, чумаки, плахта, галушки, бандура и т.д.; проанализировать описания украинской природы; найти, какие элементы украинского народного костюма, украинские обряды описывает Гоголь и т.д.);

- влияние культуры Украины на творчество русских писателей (например, при изучении творчества Л.Н. Толстого можно проанализировать, как изображены Украина и украинцы в рассказах «Рубка леса», «Севастополь в августе 1855года», «Два деда»; при знакомстве с творчеством А.П. Чехова следует обратить внимание на то, как изображена украинская действительность в рассказах: «Счастье», «Казак», «Человек в футляре», «Святой ночью» и т.п.; вано обратить внимание на украинские мотивы повести В. Короленко «Слепой музыкант» и т.д.)

Таким образом, тесное сотрудничество учителей русской и украинской

литературы будет полезно всем. Оно преодолевает самоограниченность, открывает окно в мир, вдохновляет на творчество, совершенствует литературное образование школьников, способствуют участию в культурном диалоге.

Дает возможность школьникам сопоставлять явления разных культур, обобщать, систематизировать знания, давать историко-литературные объяснения аналогий или отличий литературных явлений у разных писателей, способствует пониманию духовного единства и национального многообразия разных литератур в культурно-историческом развитии общества урок компаративного анализа текста.

Использование компаративистики или ее элементов способствует пробуждению интеллектуальных эмоций, заинтересованности в выполняемой работе, стимулирует развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности и т.п. А все это в свою очередь способствует не только лучшему усвоению материала, но и интенсивному общему развитию личности. А главное - воспитывает молодежь людьми, открытыми к диалогу с представителями других культур.

Урок компаративного анализа может рассматривать разные проблемы:

- генетические связи на примере образов первоисточников (например, образ Мазепы в произведениях Дж. Байрона, А.С. Пушкина, В. Сосюры);

- типологические особенности произведения на уровне национальных литератур (например, проблема морали в комедиях Мольера и М. Кулиша; мечта и действительность в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» и пьесе

А. Островского «Гроза» и др.);

- типологические особенности произведений авторов одной национальной литературы (например, тема «утраченных иллюзий» в литературе французского реализма; тема «маленького человека» в русской литературе);

- типологические особенности на уровне «вечных проблем» (например, образ Дон Жуана в мировой литературе);

- типологические особенности на уровне направлений, течений, школ (например, французские поэты-модернисты и русская поэзия серебряного века).

В современной социокультурной ситуации появляются новые подходы и технические возможности преподавания словесности в школе. Информационные компьютерные технологии применительно к урокам словесности дают возможность приблизиться к оригинальному живописному и музыкальному произведению, способствуют разнообразию деятельности учащихся на уроке во внеурочное время: совершить виртуальную экскурсию по великим музеям и галереям мира, «посетить» новые выставочные композиции, увидеть памятники архитектуры, «прогуляться» по помещичьим усадьбам и старинным замкам, в деталях изучить живописное полотно, получить справку по интересующему вопросу, создать видеоролик и пр. Использование Интернета в современной системе образования, в частности на уроках литературы, рушит барьеры между разновременными картинами мира, помогает воссоздать целостный образ определенной эпохи в сознании реципиента.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Какова роль межпредметных связей в процессе преподавания зарубежной литературы?

2. Какую роль играют живопись и музыка на уроке зарубежной литературы?

3. Как знания истории помогают постижению текста произведения?

4. Почему важно изучать русскую литературу в содружестве с украинской?

5. Как осуществлять межпредметные связи на уроке?

6. Каковы аспекты соотношения русской и украинской литератур?

7. Как вы представляете себе проведение бинарного урока?

8. Что представляет собой межпредметная познавательная задача?

9. Как могут формулироваться межпредметные познавательные задачи?

10. Какие приемы привлечения музыкальных произведений на уроках литературы может использовать учитель?

11. Какие существуют способы использования произведений изобразительных искусств на уроках литературы?

12. В чем преимущество компаративного анализа?

13. С чем связаны интегративные процессы в образовании?

 

 

Тестовые задания:

1. Принцип межпредметных связей способствует

а) расширению кругозора школьников,

б) развитию познавательной активности учащихся,

в) параллельному изучению другого предмета.

 

2. Межпредметные связи на уроках литературы важно использовать

а) для того, чтобы урок был интересным,

б) для того, чтобы познакомиться со смежными искусствами,

в) для того, чтобы глубже проникнуть в смысл изучаемого произведения.

 

3. Если Вы проводите бинарный урок: литература и история, он повышает качество изучения

а) истории,

б) литературы,

в) истории и литературы.

 

4. Сопоставление русской и украинской литератур помогает лучше понять

а) русскую литературу,

б) мировую литературу как систему единства и национального своеобразия,

в) украинскую литературу.

 

 

Творческие задания:

 

1. Напишите фрагмент урока, на котором вы используете музыку при изучении литературы.

 

2. Предложите свою систему работы с иллюстрациями при изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

3. Для формирования в сознании школьников целостной картины русской жизни, «погружения» в культурную среду на уроках литературы следует обращаться к хронотопу усадьбы. Совершите заочные экскурсии с учащимися в усадьбу Андрея Болконского («Война и мир» Л. Толстого), Анны Одинцовой («Отцы и дети» И. Тургенева), Троекурова или Верейского («Дубровский» А. Пушкина). Напишите план урока одной из этих заочных экскурсий.

 

4. Напишите план бинарного урока (литература и история, например).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты