Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общие принципы учета и оценки знаний




учащихся по зарубежной литературе

Непременной составной частью каждого урока является гибкая и неформальная система контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически вплетается в каждый этап урока. Важно, чтобы эта оценка не сводилась к затянутому устному опросу одного ученика при бездействии основной массы учащихся. Поэтому необходимо варьировать разнообразные формы оценивания: фронтальные ответы на вопросы, устные опросы отдельных учащихся с рецензированием этих ответов другими учащимися, небольшие по объему контрольные письменные работы , цель которых не только проверка знаний, но и углубление и закрепление знаний и умений, тестирование, анкетирование и т.д. Своевременный и продуманный учет дает возможность следить за динамикой литературного развития школьников, направляет их читательские интересы, стимулирует деятельность учащихся.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся может быть

- текущей,

- итоговой.

Основная функция текущего учета – обучающая. Вопросы и задания

направлены на закрепление вновь изученного материала и повторение пройденного, поэтому индивидуальные формы учета целесообразно сочетать с фронтальной работой класса (например, самостоятельная письменная работа и коллективная проверка обсуждения).

Задача итогового учета прежде всего контролирующая. На этом этапе целесообразны вопросы сопоставительного характера, требующие обобщений и систематизации изученного, умений выделить основные проблемы, применить полученные знания в новой ситуации, т. е. важна проверка концептуальности и мобильности знаний, умений свободно оперировать ими.

Принимая во внимание реальные возможности каждого ученика, учитель должен помнить. что по мере углубления в изучаемую тему необходимо видоизменять характер заданий, усложнять их, придавать им творческий характер, стимулируя этим продвижение школьников.

Дидактика обращает особое внимание на разные уровни усвоения знаний учащимися. И.Я. Лернер выделяет три уровня:

1) уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания;

2) уровень готовности к применению его в сходных условиях по образцу;

3) уровень готовности к творческому применению знаний в новых, неожиданных ситуация.

Учет и оценка знаний по зарубежной литературе имеет свои особенности.

Для современного преподавания литературы характерно стремление изучать литературу в ее специфике, как искусство слова, т.е. добиваться не простого накопления в памяти учащихся историко-литературных фактов, названий, имен, а образного эмоционального восприятия и глубокого осмысления художественных произведений.Это позволяет оказывать более глубокое влияние на чувственно-эмоциональную сферу школьников, действенно формировать его личность.

Отсюда постоянное внимание к восприятию текста, обязательное проведение предварительного учета после самостоятельного чтения школьниками художественных произведений. (Не следует бояться, что учащиеся выскажут различные, может быть, и противоположные мнения о произведении. Так как само восприятие и понимание художественного произведения является ''сотворчеством'', предполагает особую мыслительную деятельность, и поэтому предлагаемые учащимся задания, вопросы не имеют однозначного решения).

Организуя предварительный учет, который может быть проведен в форме фронтальной беседы, письменного отзыва, анкетирования учащихся, учитель в основном отмечает только успехи учащихся. Одновременно он имеет возможность на протяжении изучения темы держать в поле зрения тех учащихся, которым можно помочь в углубленной работе с текстом, а также корректировать тематический план и пути анализа изучаемого произведения.

Осуществляя текущую проверку знаний,учитель предлагает такиевопросы и задания, которые учат школьников думать над прочитанным произведением, заставляют еще раз внимательно вчитаться в текст художественного произведения, и проверяет, как осмыслили учащиеся художественный текст, умеют ли опираться на историко-литературные знания при оценке прочитанного.

Проверка знания текстов и историко-литературных фактов предполагает их осмысление и на уровне пересказа, выразительного чтения, изложения эпизодов. Обязательной составной частью контроля должны быть задания, проверяющие умения и навыки учащихся в области культуры чтения и развития связной речи учащихся в соответствии с требованиями программы каждого класса.

Особое место в системе изучения и оценки знаний учащихся по литературе занимают проверочные письменные работы – сочинения, отзывы, изложения, рефераты, аннотации.

Контрольные сочинения дают возможность охватить проверкой всех учащихся и получить представление о фактических знаниях, умениях и навыках. Уровень сочинений учащихся по литературе тесно связан с их умением анализировать литературный материал в определенном аспекте и самостоятельно оценивать художественное сочинение. Важно помнить, что к написанию сочинений учащихся необходимо готовить в процессе работы на уроках. Сочинения пишутся как в классе на уроке, так и дома. Сочинения контрольные носят итоговый характер, и оценка за них должна быть выставлена всем учащимся. Сочинения как бы аккумулирует достоинства и недостатки знаний и умений учащихся по литературе. Важно, чтобы учащийся знал требования, которые предъявляются к нему при написании сочинения (эти требования усложняются от класса к классу).

К контрольному классному сочинению учащиеся должны быть готовы (вопросы изучались на уроках, учитель дал заранее тему для осмысления). Тема (может быть одна для всех, но лучше, если есть несколько тем, чтобы учащиеся могли выбрать) должна быть подобрана такая, чтобы школьник мог ее осветить за два урока.

Давая сочинение на дом, учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся было достаточно времени для написания сочинения (10-12дней). Возможность использования различных книжных источников при написании домашнего сочинения не предопределяет его компилятивности. Все зависит от того, какие цели при этом преследуются учениками, какие требования предъявляет учитель при оценке работы, какая подготовка проведена в классе. Темы для домашнего сочинения целесообразно давать различного характера и различной степени трудности, чтобы ученик мог выбрать тему по силам и работал с охотой. Недопустимо ограничиваться только сообщением тем домашнего сочинения, полезно коллективно обсудить вопросы и организовать обязательные индивидуальные консультации. Таким образом, работа над домашним сочинением идет по определенным этапам под руководством учителя.

Обращение в процессе рассуждения к литературоведческим оценкам и критическим разборам, точку зрения которых на художественное произведение ученик разделяет (или не разделяет), усиливает доказательность сочинения. Кроме того, школьник учится сопоставлять суждения разных авторов, выделять главное, отбирать цитаты, органично включать их в текст сочинения, осознавать свое отношение к предмету, о котором он рассуждает.

Используя критическую статью, учебник, ученик должен знать главное требование: в сочинении на литературную тему основной источник – художественное произведение. Его осмысление, его эмоциональная оценка в соответствии с избранной темой и будут составлять основу содержания сочинения. Попытки учеников бездумно заимствовать из прочитанной литературы (учебника, критической статьи) готовый мысли и фразы, выдавая их за свои рассуждения, надо своевременно выявлять и показывать школьникам их бесплодность.

Кроме контрольных сочинений, практикуются проверочные работы на урок или часть его. Одна из малых форм сочинения – письменный анализ эпизода художественного произведения, или сопоставительный анализ эпизодов, или оценка поступков героя и т.д.

Темой проверочной работы может быть и рассмотрение учащимися одного из компонентов художественного произведения (описания обстановки, речевой характеристики, пейзажа и т.д.)

Разновидностью подобных работ малой формы может быть сопоставление текста и документа, сопоставление героя и его прототипа, все эти задания носят исследовательский характер и могут быть предложены с учетом подготовки и развития учащихся данного класса.

Не исключаются и проверочные работы воспроизводящего характера – типа выборочного изложения с элементами самостоятельной оценки написанного.

В качестве домашней работы может быть предложен письменный отзыв о самостоятельно прочитанной книге. Анализ этих отзывов проводится на уроке внеклассного чтения как один из приемов обсуждения.

Можно давать задания по сопоставлению произведения и иллюстративных материалов.

Проверочные работы малых форм позволяют выявить, как учащиеся понимают и оценивают художественное произведение в процессе его изучения; они воспитывают внимание к тексту, к художественной детали, воспитывают читательскую культуру школьников. Кроме того, такие работы способствуют развитию навыков письменной речи. Эти работы должны проверяться и оцениваться учителем.

Важно, чтобы все проверочные и контрольные работы соответствовали уровню знаний и литературного развития учащихся, программе данного класса, были четко сформулированы, вызывали интерес и стимулировали самостоятельную деятельность школьников.

Необходимо систематически знакомит учащихся с нормами оценки контрольных работ. Формированию объективной самооценки, стремлений школьников к совершенствованию своих письменных работ способствуют продуманные доброжелательные рецензии учителя (устные или письменные). Важно, чтобы рецензия была развернутой и не сводилась к перечислению недостатков работы.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты