КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль учителя на урокеУ учителя – великая миссия на земле. Он учит, вдохновляет, наполняет смыслом жизнь подрастающего поколения. «Учитель словесности – не просто проводник знаний, он творец искусства. Притом, тончайшего: душевного, нравственного» (Е. Ильин). Поскольку приобщение учащихся к чтению художественной литературы, формирование их читательской компетентности является основной задачей учителя литературы, он должен постоянно заботиться о том, чтобы - заинтересовать школьников чтением, - вызвать у учащихся потребность в чтении, - научить детей выбирать соответствующую литературу для чтения с учетом возраста и личных интересов, - формировать навыки анализа художественного произведения, - организовывать исследовательскую работу учащихся, - развивать устную и письменную речь школьников, - формировать эстетический вкус учащихся. Для того, чтобы организовать урок литературы как «противоядие пошлости и нравственному уродству современного общества» (В. Непомнящий), учитель литературы должен - быть увлечен своим предметом, - любить детей. - уметь разбираться в искусствах, - иметь развитую эмоциональную память, - быть разносторонне одаренным (главное – дар слова), - иметь эстетический вкус и высокую читательскую культуру, - испытывать жажду поиска новых форм, методов, приемов обучения на уроке, - иметь тонкий душевный склад. Базовыми компонентами профессионализма учителя являются: - общекультурный уровень, - предметная подготовка, - психологическая подготовка, - дидактическая подготовка, - опорные человеческие качества: сориентированность, компетентность, нравственность, функциональность. Творческий педагогический труд выявляет разные направления деятельности учителя: - исследовательское (анализировать педагогические явления; наблюдать за учащимися; изучать их интересы; анализировать литературоведческие проблемы, художественные произведения, результаты своего труда; обобщать опыт лучших учителей); - конструкторское (разрабатывать систему преподавания предмета : методов, путей анализа, изучения биографии писателя, уроков, внеурочных мероприятий); - организаторское (проводить учебно-воспитательную работу среди учащихся и в классном коллективе); - коммуникативное (общаться с учащимися, их родителями, коллегами; выразительно читать и рассказывать, используя наглядность и технические средства обучения и др.) Своеобразие урока литературы определяет личность самого учителя. Умение нестандартно, оригинально решать постоянно возникающие учебно-воспитательные задачи – это то педагогическое творчество, которое отличает одного учителя от другого. Сегодня учитель должен четко представлять себе традиционные и современные цели учебно-воспитательного процесса (Бэх И.Д.): \
Исходя из сегодняшних целей и задач литературного образования школьников, роль учителя принципиально меняется по сравнению со вчерашним днем. Сегодня учащийся получает статус субъекта, деятельность которого направлена на предмет, на творчество. Но таковым можно назвать лишь учащегося, который осознаетучебную задачу, сам ищет пути решения, сам решает её и сам оценивает результат деятельности, ощущая при этом определенное удовлетворение. И тогда мы можем говорить о созидательной деятельности. Выбрав учебную задачу или получив её от учителя, школьник сразу ''освобождается'' от диктата учителя, его мышления, становится хозяином ситуации и начинает действовать на свое усмотрение как свободное лицо. Тут он – субъект. Творчески – исполнительская деятельность учителя сводится до минимума, потому что от этого зависит доля участия в ней самих учащихся. Сильныйучитель работает дома, а слабый – в классе. Основная функция учителя на уроке – организаторская, режиссерская: учитель должен строить и активизировать самостоятельную деятельность учеников, что требует высокой профессиональной квалификации и тщательной подготовки к уроку. Современный учитель литературы в процессе работы исполняет разнообразные роли: - роль энтузиаста, который мотивирует учащихся на достижение цели; - роль специалиста, имеющего знания в области литературы; - роль консультанта, который помогает организовать работу; - роль руководителя процессом обучения; - роль координатора групповой работы; - роль человека, который задает вопросы с целью выявления ошибок; - роль эксперта, анализирующего результаты работы и т.д. Учитель может оказывать влияние через разного рода поддержки, но мастерство педагога основывается на умении вести учебно-воспитательный процесс и одновременно ''стоять в стороне'', оставляя ученику роль интеллектуального лидера. Основным каналом автономного руководства процессом обучения. воспитания и развития становится специально направленная подготовка урока. Продуманная организация, режиссура урока способствуют развитию и воспитанию учащихся в процессе обучения. И тогда проблема учебной мотивации в школе сводится не к тому, чтобы сформировать стремление ребенка к деятельности, к самоутверждению, - а к тому, чтобы её сберечь, не растерять, не разрушить, обеспечить школьнику радость собственного достижения. Для того, чтобы организовать исследовательскую и творческую деятельность учащихся, развить соответствующие компетенции, необходимые для решения нестандартных заданий, обусловленных текстом произведения, научить самостоятельному поиску истины, необходимо создать: - благоприятную психологическую атмосферу урока (взаимоотношения между учителем и учениками на принципах сотрудничества, доверия, взаимного уважения, когда учитель постоянно оберегает право ученика на ошибку, на чувство собственного достоинства, право быть Человеком); - эмоциональный характер обучения (отсутствие эмоции – источник равнодушия на уроке и нежелания учиться); - индивидуализацию процесса обучения (создать возможность каждому ученику, учитывая его интеллектуальный уровень, занять '' свой пьедестал''); - ''дух поиска'' на уроке, что ведет к полифонии мышления, поливариативности решений. Приемы, которые используются для активизации учебной репродуктивно- творческой и поисковой деятельности учащихся, могут быть такими: - интригующее начало урока, - полемический характер изложения материала, - контрастное сопоставление аргументов, - рассмотрение проблемных вопросов, - сопоставление произведений литературы с экранизацией, театральной постановкой, - творческие задания, - самостоятельный поиск решения проблем и т.д. Так учащиеся вместе с учителем создают оригинальное: мысль, вопрос, проблему, действие. Они становятся сотворцами, урока, различая при этом гармонию и дисгармонию, прекрасное и безобразное, сопоставляя собственные мысли и чувства с мыслями и чувствами героем произведения, т.е. познают жизнь и художественную литературу. В литературном произведении не может быть все понятным, если это происходит, то произведение теряет свою таинственность. Принципиально важно создать атмосферу на уроке литературы, когда не все решено, когда есть простор для мысли и чувства, когда ученик сам захочет вернуться к любимой книги еще раз, прочитав ее наедине. Поэтому важно неотвернуть дидактикой от талантливой книги. Сегодня необходимо прислушаться к Софии Русовой, которая считала: ''Не нужно учителю исчерпывать тему: необходимо давать детям возможность самим дойти до нее. Дайте детям проявить сначала элементарное творчество, и оно у них будет развиваться все больше; дайте им материал, развивайте воображение детей, и их творческие силы будут крепнуть''. Урок литературы может быть нестандартным и традиционным, азартным и ''тихим'' (чтение любимых страниц, беседа, лекция …) Важно, чтобы форма высвечивала, а не затемняла содержание. Чтобы личность учителя подчеркивала, а не перечеркивала личность писателя. Поскольку формирование читательской компетентности (в первую очередь умения анализировать, интерпретировать художественный текст, адекватно его воспринимать), главная задача учителя литературы – быть посредником между литературой и учащимися. Это под силу учителю, имеющему хорошую литературоведческую и культурологическую подготовку, творческое, художественно-педагогическое мышление и хорошую методическую подготовку. Такой учитель научит детей понимать глубинную сущность художественного произведения, а значит, сможет заложить в сознание учащихся основы читательской культуры.
|