КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическая мысль цивилизаций Древнего ВостокаВ древности экономической науки как таковой еще не было. Литературные источники, дошедшие до нашего времени, содержат практические рекомендации и советы по организации ведения хозяйства. В них описываются нормальные товарно-денежные отношения, осуществляемые по известной формуле: товар-деньги-товар. Поэтому взгляды, наблюдения и мнения мыслителей далекого прошлого представляют сегодня несомненный интерес. Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Одно из них датируется XXII веком до нашей эры и им является некое послание, получившее название "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". В этом "Поучении" приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII века до нашей эры и называется "Речение Ипусера". Главная его идея - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения "простолюдинов" и начала в стране гражданской войны. Вавилония - это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата. Эта страна оставила потомкам творение своего царя Хаммурапи ^1792-1750 до н.э.), часто именуемое кодексом законов. Основная тема законов - создание условий, при которых «сильные не притесняли бы слабых». Их нарушение влекло за собой суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется с именем Конфуция (Кун Фунзы 551- 479 до н.э.) и его сборником "Лунь юй" ("Беседы и суждения"), а также с идеями популярного в IV - III вв. до нашей эры коллективного трактата "Гуань-цзы". Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, «у народа будет достаток» тогда, когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Авторы "Гуань-цзы", подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу "сделать государство богатым и народ довольным" (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков). Основными составляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. Они ратовали за незыблемость сословного деления общества, полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться». Древняя Индия. Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV - III вв. до нашей эры является трактат под названием "Артхашастра", означающий в переводе учение ("артха") о доходах ("шастра"). Его автором явился Каутилья (советник царя Чандрагупты I), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. 1.2 Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима Лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V - IV вв. до нашей эры явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт (430-354 до н.э.). Ксенофонт - ученик Сократа написал много произведений о государственном устройстве Спарты и Афин, по истории Греции. В его экономических сочинениях "О доходах", "О земле" и "Экономиксе" рассматриваются вопросы увеличения доходов афинского государства и рекомендации по управлению домашним хозяйством рабовладельца. Он был противником афинской демократии и сторонником усиления рабского гнета. В его трудах находят отражение рассуждения о роли и значении денег (роль денег в обмене и значение денег как сокровище), а также о роли разделении труда в обществе. Он выдвинул идею разделения труда на физический труд, который считал уделом рабов, и умственный - для руководителей - рабовладельцев. Его идеи относительно разделения труда впоследствии были детально разработаны Адамом Смитом. «Домоводство», по словам Ксенофонта - это наука об управлении хозяйством, при помощи которого люди могут обогащать хозяйство. Хорошим хозяином дома является тот хозяин, который умело ведет сельское хозяйство дома и производит все работы для себя при помощи рабов. Ремесло и торговлю Ксенофонт считал недостойным занятием для греков, а к купеческой торговле и к ростовщичеству относился резко отрицательно. Платон (428-347 до н.э.), являясь сторонником олигархического строя, создал гипотетическую модель общества, которая впоследствии использовалась социалистами как идеальная модель социально-экономического устройства общества. Он считал, что высшие сословия (философы и воины), олицетворяя аппарат управления идеального государства, должны жить в замкнутой общине «по-социалистически», не иметь частной собственности и частных интересов и не обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Правда, содержать элиту обязаны рабы и свободные трудящиеся. Все свободные граждане, не входящие в элиту, могут иметь дом и земельный надел, полученные от государства на условиях владения и пользования. Свои взгляды он изложил в двух произведениях "Государство" и "Законы". Во втором произведении философ, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обосновывает ведущую роль земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Платон считает, что рынок с одной стороны - разделяет людей в силу разделения труда, а с другой стороны - объединяет в некое общественное единство. Однако рыночные отношения являются уделом низших сословий: ремесленников, торговцев и свободных земледельцев. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, то есть гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности), предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, в произведении оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза. Аристотеля (384-322 до н.э.) считают самым гениальным ученым среди античных мыслителей. Он жил в эпоху начавшегося кризиса рабовладельческого строя. В своих трудах "Никомахова этика"и "Политика" он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно "законами природы". В отличие от Платона, Аристотель выступает сторонником частной собственности. Исследуя товарные связи в обществе, он обнаружил, что в основе эквивалентности обменов лежит нечто, что делает товары соизмеримыми. Это нечто он видел в деньгах. Деньги являются средством, позволяющим сравнивать различные потребности. При этом свою роль как меры стоимости деньги выполняют только потом}', что люди условились принимать их в уплату товара. С Аристотеля начинается традиция поиска источника богатства общества. Он указывает на более высокую роль в народном хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике. Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер - естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же основывается на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние, то есть все большее «обладание деньгами». Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля. все, что могло бы подорвать основы натурально- хозяйственных отношений (а это, прежде всего, обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, то есть с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть». В основном произведении Аристотеля "Политика", которое содержит восемь книг, рассматриваются вопросы государственного устройства, основанного на рабовладении. Идеал Аристотеля - натуральное рабовладельческое хозяйство с мелкой торговлей, без купцов, кредита и ростовщичества. Древний Рим. В древнем Риме рабовладение приняло особенно широкие размеры, вызванное присоединением к Риму многих ранее самостоятельных государств: Греции, Персии, Испании, значительной части Германии и Северной Африки вместе с Египтом. В этой связи экономические взгляды древних мыслителей Рима были посвящены аграрным вопросам, главным образом, организации сельскохозяйственных имений рабовладельцев - латифундий. Катон Марк Порций (234-149 гг. до н.э.) написал сочинение "О земледелии", в котором детально рассмотрел все вопросы, поставленные еще Ксенофонтом. Катон разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства и давал рекомендации по определению структуры угодий для достижения наибольшей доходности от земли. Он осуждал ростовщиков и считал деятельность торговцев опасной. Варрон Марк Теренцнй (116-27 гг. до н.э.). написал три книги "О сельском хозяйстве", в которых излагаются проблемы крупных рабовладельческих латифундий. Так же как и Катон, Варрон отдает предпочтение сельскому хозяйству перед другими отраслями хозяйства. Он отстаивал такое развитие сельского хозяйства, при котором сочеталось земледелие и животноводство. Цицерон Маркс Туллий (106-43 гг. до н.э.) перевел на латинский язык "Экономикос" Ксенофонта. Его взгляды на труд, сельское хозяйство, торговлю и ростовщичество нашли отражение в статьях и речах и не отличались, по сути, от трактовок Катона и Варрона. Подходя к признанию всеобщего значения труда, Цицерон, в силу своей идеологии, не мог признать труд раба за основу существования хозяйства Рима. Калумелла Люднй Юний Медерат (I в. до н.э.) является автором 12 книг «О сельском хозяйстве». Он первым в истории античной мысли обозначил проблему интенсификации хозяйствования в рамках рабовладельческого хозяйства. Колумелла указывал на необходимость управления сельскими имениями самими рабовладельцами, которые проживали в городах и назначали управляющими имениями рабов. Он ставил вопрос об отказе от рабского труда, о передаче хозяйствования свободным холопам и давал рекомендации по превращению рабов в усердных работников. Эти рекомендации можно рассматривать как зачатки «теории человеческих отношений», получившей широкое распространение во второй половине XX века.
|