КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические учения раннего и развитого (среднего) феодализмаЭпоха феодализма охватывает многие столетия. В ряде стран Европы и Азии феодализм возник в условиях крушения рабовладельческого строя, а в некоторых, как, например, в России, непосредственно после первобытнообщинного строя; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала «азиатская» система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную систему, Представителем средневековой экономической мысли в восточных странах является арабский мыслитель Ибн-Хальдун. Основной идеей его концепции является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа. Рост богатства граждан зависит от степени населенности города. Если город растет, то цены на товары первой необходимости будут снижаться, благодаря участию в производстве всех горожан, в то время как цены на предметы роскоши возрастать в силу роста доходов граждан. Ибн-Хальдун в своих произведениях пишет также о необходимости снижения размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей: чем ниже налоги, тем более реален расцвет любого города и общества в целом. Становление феодализма в западно-европейских странах сопровождалось появлением соответствующих законов, закрепляющих феодальные экономические отношения. Первый свод законов вновь образовавшегося франкского государства на развалинах Римской империи связан с именем короля Карла Великого (742-814 гг.) и называется «Капитулярий». В нем зафиксировано уничтожение сословия свободных крестьян и установление присущих феодализму отношений между дворянином - помещиком и его крестьянами. Аналогичные процессы феодализации происходили и в Англии. Возникла необходимость в установлении правил управления поместьем, что нашло отражение в книге под названием «Флета» - своеобразного феодального «экономикою» Англии. Экономические вопросы в период средневековья трактуются с позиций Священного писания в рамках канонического права. Католическая церковь имела большое влияние на все общественное развитие и на мировоззрение эпохи раннего и среднего феодализма, она вмешивалась во все мирские дела. Законы церкви назывались канонами. Просвещение и образование примерно до XIII - XIV веков были монополизированы церковью и монастырями. Теоретическая мысль, в том числе экономическая, носит в этот период преимущественно теологический и канонический характер. Католическая церковь для защиты нового строя широко использовала произведения греческих философов Платона, Аристотеля и Ксенофонта. . Августин Блаженный родился в Африке (г.Тагаст) в 354 году нашего летоисчисления. В своем основном сочинении "О граде божьем" Августин подверг резкой критике Рим, его нравы, в особенности религию: языческому Риму противопоставлялся христианский Рим. В своих сочинениях Августин придерживался взгляда, что частная собственность является причиной ссор, вражды и раздоров между людьми. Он сам основал христианскую общину, в которой не было частной собственности (просуществовала она недолго). По вопросу о труде Августин выступал против идеологии рабовладельцев Рима, презиравших физический труд. Он подчеркивал благотворное значение всяческого физического труда, требовал сочетания духовной деятельности с физическим трудом. Он любил повторять слова, записанные в христианских книгах: «Кто не работает, тот не ест». Августин оправдывал рабство и эксплуатацию, считая, что они увековечены «божественным предопределением». Спасение от грехов и новую.жизнь Августин обещал лишь после смерти. Принцип «божественного предопределения», господствовавший в произведениях церковных писателей, наиболее выражен в экономических взглядах канонистов, рассматривавших богатство как совокупность материальных благ, созданных трудом (созданное иными средствами признавалось грехом) и оказавших в дальнейшем большое влияние на формирование уголовного и гражданского права. Фома Аквинский родился в Италии (1225-1274 гг.) в графской семье. Он является завершителем взглядов канонистов: католик, идеолог феодализма, философ - схоласт, профессор Болонского университета. В своих сочинениях он систематизировал взгляды канонистов после Августина Блаженного. Отходя от философов, разделявших идеи раннего христианства и утверждавших всеобщую обязанность труда и распределение доходов по труду, Аквинский считал, что частная собственность в этом несовершенном мире необходима. Право частной собственности Фома Аквинский обосновывает необходимостью в хозяйственной жизни и обеспечения мирного сожительства людей. Когда имущество принадлежит отдельным людям, то они больше работают и меньше спорят. Он разграничивает право пользования и право собственности. Разделяя идею Аристотеля о существовании сословной иерархии и имущественного неравенства, Фома Аквинский считает, что деление на сословия установлено Богом («деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением и, во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди; склонны к различным профессиям») и человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его социальному положению. Стремление к достижению большего достатка - это уже не предприимчивость, а жадность, которая приравнивается к смертному греху. Эти положения легли в основу рассуждений о справедливой цене. Он выделяет два вида цены. Один вид справедливой цены гарантирует возмещение издержек производства и обращения. Второй вид справедливой цены должен обеспечивать «больше благ тому, кто больше значит для общественной жизни». Это означало, во-первых, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена, а во- вторых, утверждалась затратная основа при обмене (если обувь обменивается на дом, то этот обмен должен производится в пропорции, в которой строитель «превосходит сапожника в затратах труда и расходах»). Большое место в сочинениях Фомы Аквинского занимают вопросы ростовщичества, денег и денежного обращения. Он рассматривает чеканку монет как привилегию короля и крупнейших феодалов и настоятельно рекомендует папе, королю и князьям накапливать деньги. Допуская возможность со стороны государства выпускать монеты, «внутренняя ценность» которых отличается от внешней ценности, Аквинский признавал, что порча монет может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке и богатства граждан. Фома Аквинский, как и Аристотель, считал, что «деньги не могут порождать деньги». Вместе с тем, он полагал, что если человек занимает деньги, то он лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью. В качестве компенсации он может потребовать от должника возвращение денег с приростом. В этом случае взимание процента - это компенсация за риск потери денежной суды. Поэтому Ф. Аквинский осуждал не умеренный процент, а только «ростовщический» процент. В Киевской Руси в XI-XII веках появляются первые законы, свод которых получил название "Правда Русская". Большинство статей свода законов посвящено нормам хозяйственных отношений - охране собственности князей, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов Русская Правда устанавливала нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признавала решения судебных споров с помощью кровавого поединка «у кого меч острее, тот и берет вверх». Законодательство не вмешивалось во внутренние дела феодала, в организацию его хозяйства. В этой связи появились сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам ксенофонтовскому «Экономикосу», которые стали носить название «Домостроя». Такие «Домострой» были как в России, так и в странах Западной Европы. Насчитывалось несколько вариантов (XI-XVI вв.) «Домостроя», которые были объединены советником царя Ивана IV попом Сильвестером (XVI в.} в единое целое и им же подредактированы. «Домострой» Сильвестра пользовался широким вниманием со стороны феодальной верхушки России целые столетия. Крестьянские требования, в той или иной мере нашли свое отражение в сочинениях Ермолая-Еразма (XVI в.), священника христианской церкви в Москве. В своем сочинении «Правительница» Ермолай составил руководство для правления царя, желающего блага народу, характеризовал тяжелое положение крестьянства и стремился найти выход из создавшегося положения в рамках того же феодального государства. Крестьянство не имело детально разработанного своего учения, однако крестьянские войны наглядно показывают антифеодальные устремления крестьянства.
|