КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рационализм.Так было до 17-го века. 17-й век считается веком рождения настоящей науки. Появляется физика в виде механики. Благодаря появлению механики стало очень быстро расти инженерное дело, начинается расцвет математики. Вслед за механикой появляется неорганическая, а затем - органическая химия. Наконец с 18-го века наблюдается очень быстрый рост биологии. Успехи в естествознании и вместе с тем проблемы, которые возникали в естественных науках, невозможно было объяснить в терминах метафизики Аристотеля. Возникает новая философия, автором которой стал выдающийся французский энциклопедист, философ, математик, механик Ренэ Декарт. Декарту принадлежат и основные принципы современной психологии. Напомню, что принципы - это основные положения, на которые опирается наука. С точки зрения Декарта познание внутреннего мира человека опирается на 2 положения. Первое положение может быть названо принципом рефлекса. Суть его следующая: психические явления или явления внутреннего мира возникают в результате воздействия среды на органы чувств. Есть воздействие, есть органы чувств и есть тот или иной психологический эффект. Более конкретно это выглядит следующим образом. Вот есть человек. Вот это рука. Итак, человек подносит руку к пламени свечи и быстро отдёргивает руку из пламени. Декарт рассматривает этот простейший пример и объясняет происходящее следующим образом. Тело человека пронизано каналами. (каналами он называл нервы), по которым двигаются мельчайшие частицы (вспомните Демокрита), которые Декарт называл "духи". Когда кисть руки оказывается над пламенем свечи, огонь обжигает мягкие ткани, в результате чего частицы или атомы начинают очень быстро перемещаться от периферии к центру, в сторону мозга, конкретно - в сторону третьего желудочка мозга. Это самая большая полость мозга. Достигнув третьего желудочка эти "духи" начинают совершать вращательные или вихревые движения и производят работу: они начинают раскачивать шишковидную железу, которая размещается в третьем желудочке. Механистическая картина, но зато соответствует реалиям 17-го века. Всё жёстко, всё строго. Это можно было описать количественно. Итак, частицы раскачивают шишковидную железу, сам этот акт - а он является ключевым в объяснении - вызывает два эффекта. Первый эффект - возникает переживание боли. Если вы помните схему фундаментальных отношений психики, то переживание - это психический феномен. Переживание боли - это уже элемент внутреннего мира человека. Но у Декарта есть и второй очень важный эффект, который заключается в следующем: открывается клапан и по каналам - теперь уже другим "духи", атомы или частицы двигаются в сторону периферии и сокращают мышцы руки. Рука отдёргивается, совершая приспособительный акт. Человек тем самым сохраняет себя от разрушительного воздействия. Если отвлечься от частностей, в этом примере Декарта выражена современная физиология, идея рефлекса, которая была основополагающей во всём 20-м столетии. Что бы ни говорили о системах, системности и так далее, идея рефлекса остаётся очень значимой для физиологии и психологии поведения. Обращаю ваше внимание на то, что подобный способ мышления, подобный способ представления, был известен уже в 17-м веке и был зафиксирован Декартом, как принцип рефлекса. Запомните: двойной эффект любого внешнего воздействия. С одной стороны это переживание, это чувство, это ощущение, это представление. Так называемый субъективный ряд. С другой стороны это движение, это изменение состояний тела, то, что в 20-м столетии назовут поведением. Однако, с точки зрения Декарта принцип рефлекса не может объяснить всей психики в целом и всех психических явлений. Он не может объяснить, например, сложных форм психики, каких, например, как творчество. Он не может объяснить высших чувств человека, таких, как например, патриотизм и любовь. С точки зрения Декарта принцип рефлекса должен быть дополнен ещё одним принципом, который он обозначает латинским термином Cogito. В переводе с латыни он означает знание, хотя более точным термином в данном случае будет не знание а со-знание. Со-знание - знание того, что со мной, что происходит во мне самом. Это знание о знании. Декарт всю жизнь искал ту точку, к которой можно было бы приложить интеллектуальный рычаг и перевернуть мир. Он постоянно задавал себе вопрос: а есть ли что-либо такое в мире, в существовании чего я могу не сомневаться. Например: существуют ли в действительности - говорил Декарт - окружающие меня предметы или люди? - Трудно сказать. Я могу закрыть глаза и всё это пропадёт для меня. Напротив во сне я могу видеть и предметы и людей! Может быть существуют, а может быть и нет. Я в этом не уверен. Ну, хорошо, а Бог-то существует? - Я не знаю. Я верю, что он существует, но логических оснований у меня нет. Что же тогда существует в мире такого, в чём я могу не сомневаться? Декарт отвечает: моё собственное мышление! Знание о том, что я мыслю. Отсюда и фраза, которая часто произносится на латыни: Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно существую. С точки зрения принципа Cogito знать, что я мыслю и мыслить - это одно и то же. Воспринимать и знать, что я воспринимаю - это одно и то же. Cogito - это всегда мой собственный взгляд на себя со стороны. Это всегда, говоря философским языком, рефлексия на собственный внутренний мир. Рефлексия - значит оборот на себя. Эта своеобразная стрелочка и есть символ рефлексии, раздвоение себя и смотрение на себя со стороны. По своим философским взглядам Декарт принадлежал к направлению, которое называлось Рационализм. Это направление верило в силу разума и способность разума всё объяснить. Более того, рационалисты считали, что до любого взаимодействия человека с миром человек имеет априорные, т.е. доопытные, знания. Такие знания, которые он получает до рождения. Ну и наконец последнее, что отличало Декарта и рационалистов - это так называемый дедуктивный способ мышления. Он состоит в том, что опираясь на ограниченное число аксиом или предположений, можно прийти к любому, сколь угодно сложному знанию. Так построена математика. Стоит изменить хотя бы одну из аксиом геометрии, как мы получим неевклидову геометрию, геометрию Лобачевского, Римана... Это всё рационализм.
|