КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности психической реальности.В отличие от явлений внешнего или физического мира, явления внутреннего мира обладают двумя основными свойствами: 1-е: Психические явления непосредственно представлены каждому из нас. Мы способны как бы охватывать эти явления внутренним взором, анализировать их и контролировать. Нередко в психологии при описании внутреннего мира используется метафора театра. Внутренний мир - это театр, в котором каждый из нас принимает участие одновременно и в качестве режиссера и в качестве актера и в качестве зрителя. Мы сами планируем свои поступки, сами их совершаем и сами же их оцениваем. Несмотря на то, что эта метафора производит весьма положительное впечатление, опираясь только на знание о внутреннем мире, невозможно построить объективную науку, подобную физике, химии или физиологии. Каждый способен контролировать только собственный или личный внутренний мир и не имеет прямого контакта во внутренний мир другого. Поэтому объективная психология чаще подчеркивает другое свойство психических явлений: 2-е: Психические явления так или иначе выражаются вовне: в движениях, в особенностях поведения, в речи или же в состояниях организма. Это свойство является наиболее важным и принципиальным, на нем преимущественно строится современная наука и я дам несколько иллюстраций этого самого свойства: В психологии известен процесс, который получил название идеомоторного. Идеомоторный процесс. (От слова идео - идея, что означает мысль либо представления) и моторика, т.е. движение. Идеомоторный процесс - это движение на основе представлений. Это явление изучено достаточно давно и очень часто демонстрировалось уже в российских гимназиях до революции. Вот один из примеров идеомоторного процесса, взятый из арсенала преподавателей психологии в российских гимназиях: гимназист вызывается к доске, ему завязываются глаза, в руки дается длинная нитка с грузиком. Ему говорят: молодой человек, пожалуйста сосредоточьтесь. Пока он сосредоточится, грузик стоит неподвижно и не колеблется. Но вот ему дается инструкция: представьте себе круг - гимназист представляет круг - и грузик начинает описывать траекторию эллипса или круга. Если поменять инструкцию и попросить представить треугольник или квадрат, грузик будет описывать соответствующую траекторию. Почему это происходит? человек просто держит нитку - больше ничего - это происходит потому что образ соответствующей фигуры передается микромоторике пальцев рук, которые держат грузик.. Любопытная вещь: мы нечто думаем и наши размышления выражаются в моторике, которой мы не замечаем.Это происходит на неосознаваемом уровне. Оказывается, подобного рода явления постоянно пронизывают нашу повседневную жизнь. Посмотрите, как ведут себя трибуны во время футбольного матча: мяч перемещается от одних ворот к другим и трибуны невольно разворачиваются в сторону мяча. Разворачивается корпус тела, голова, глаза. Когда возникает голевая ситуация, то непосредственно до удара по мячу ноги болельщиков выкидываются вперед. Болельщики как бы предугадывают то, что должно быть и совершенно необязательно, что футболист ударит действительно по мячу - главное, что мы ожидаем этого и проявляем это ожидание в наших действиях, в нашей моторике. Если посмотреть на болельщиков хоккейного матча, то там ходят руки в разные стороны. На самом деле спортивное мероприятие - это всегда включенность в процесс, это всегда сопереживание. Ради этого люди и ходят на подобного рода мероприятия. Причем так ходят, что их трудно, как вы знаете, остановить. Драки фанатов - это продолжение включенности в матч, это попытка выразить себя. Жесты и мимика. Это то же самое - из той же серии идеомоторных явлений. Это случается с нами постоянно. Я с удовольствием показываю девушкам этот жест, он называется "жест за воротник" или другое название - "жест мужской лжи". Когда молодой человек нечто говорит девушке и через какое-то время лезет пальцем за свой воротник, то это наверняка означает, что молодой человек сказал нечто такое, во что он сам не очень то верит. При этом, правда, должно быть одно условие - надо, чтобы рубашка была застегнута. Дело в том, что когда человек лжет, происходит целый ряд вегетативных реакций, в частности потеет та часть шеи, которая прилегает к рубашке. Человек невольно чувствует, что что-то у него не так и запускает свой палец между рубашкой и шеей и тем самым себя выдает. Читать или интерпретировать жесты - вещь очень и очень непростая. Почему? Во-первых жесты имеют свой генез, они развиваются в процессе развития человека. Во-вторых жесты культурно обусловлены. Что это такое? (рука с большим пальцем вверх) - Такси! - этот жест к нам пришел из Америки, прежде всего из американских фильмов. Действительно, в Америке этим жестом ловят машину. Машина останавливается и вы едете, куда вам нужно. Но тот же самый жест в Греции имеет совершенно другое назначение: вы ловите машину, машина останавливается, люди выходят и вас бьют - потому что в Греции этот жест обозначает ругательство - то самое, которое пишут у нас на заборе. Один и тот же жест, но значения оказываются разные. Также как в Болгарии - помните - кивок - нет , мотание головой - да. То же самое. Жест лжи, о котором мы говорили имеет свой генез. Начиная примерно с 3-х лет ребенок начинает осознавать правду и ложь. Он знает, что говорит неправду, знает, что лжет и посмотрите, что он делает - он говорит заведомую ложь кому-то - своему сверстнику или родителю, потом закрывает свой рот ладошкой и начинает хихикать. Он обманывает, но крайне желательно, чтобы не видели его обмана - с этого начинается жест. Жест повторяется, превращается в навык и в 14 лет, когда ребенок превращается в подростка - навык работает, рука тянется закрыть рот, останавливается и спускается вниз (достигает лба или волос - если они есть) - петля лжи. Еще один пример касается особого эстрадного жанра, который называется психологические опыты. В советское время эти выступления шли довольно часто - в клубах, а иногда даже в театре эстрады. Выступали выдающиеся люди, как например Вольф Мессинг - довольно известная фигура, считается, что это маг всех времен и народов. Чуть меньше, чем Вольф Мессинг стоят такие эстрадные психологи, как Тофи Дадашев и Юрий Горный. Это люди, которые обладали действительно уникальными способностями. Они имели огромную память, во много превышающую память обычного человека и имели исключительную чувствительность к различного рода воздействиям. Тем не менее их спектакли, представления были очень похожи друг на друга. Первая часть касалась демонстрации различных феноменов памяти, они запоминали большие числа и легко могли оперировать этими числами. Числа в 10 - 12 знаков, очень большие. Они могли просить публику вставать последовательно с любого ряда и называть свое имя и отчество. Совершенно незнакомый человек в зале. После этого эстрадный психолог мог указать на любого из встававших и назвать его имя - отчество. Без ошибок - до 100 человек. Это была демонстрация уникальной способности запоминать материал. А второе отделение было полностью посвящено тому, что называлось чтение мыслей на расстоянии. Публику просят спрятать какой-то предмет и говорится, что эстрадный психолог сейчас подойдет и обнаружит этот предмет. Действительно, выходит эстрадный психолог, смотрит на публику, выбирает девушку со слабой нервной системой и предлагает девушке ассистировать. Кстати сказать, выбрать девушку со слабой нервной системой, проблемы не представляет, потому что каждая вторая женщина имеет слабую нервную систему. Если прибавить к этому опытный глаз, то выделить девушку с очень слабой нервной системой проблемы нет - даже в этой аудитории. Итак, девушка найдена, дальше начинается следующее действие: эстрадный психолог обращается к девушке и говорит: вы должны очень четко представлять себе, где и какая вещь спрятана. А я буду читать ваши мысли. В это время к публике реплика: пожалуйста, не шумите, дайте мне сконцентрироваться на внутреннем мире девушки. Психолог двинулся - и началось. Если это молодой эстрадный психолог, то он обязательно возьмет девушку за руку - за запястье, чтобы прослушивать пульс. Если это опытный специалист, он девушку за руку брать не будет, он будет находиться от нее на расстоянии 60 - 70 см. Рассмотрим самый простой вариант - девушка берется за руку и после этого начинается … эстрадный психолог крутится как уж вокруг этой самой девушки, как бы подтягивая ее в разные стороны. Вместе они довольно быстро перемещаются и через 10- 15 минут спрятанная вещь непременно находится. Спрашивается, как? Все дело в идеомоторных процессах. Девушка знает, где спрятана вещь, а эстрадный психолог - нет. Он начинает двигать ее в разных направлениях, девушка невольно сопротивляется всем направлениям, которые не ведут к спрятанной вещи. Она не сопротивляется только в том направлении, которое ведет к цели. Поэтому задача эстрадного психолога заключается в том, чтобы обнаружить, где нет сопротивления девушки. Ищется только сопротивление, больше ничего. А для того, чтобы обнаружить сопротивление или его отсутствие нужна высокая чувствительность и тренировка. На самом деле это не чтение мыслей на расстоянии, а обычный трюк, построенный на высокой чувствительности и знании идеомоторных процессов. Опытный эстрадный психолог строит свои заключения на изменении пульса, дыхания, потоотделения и т.д.
|