КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психофизиологическая проблема.Проблема психического и телесного была поставлена в 17 веке и имеет несколько основных способов решения. В разные эпохи она называлась по-разному, например проблема души и тела или - физиологического и психического или мозга и психики, но суть одна - как соотнести психические явления с телесными процессами. Одно из самых популярных решений получило название параллелизм. Согласно этой концепции психические и телесные процессы протекают синхронно и независимо друг от друга. Они как бы параллельны друг другу. Невозможно влияние психического на телесное или наоборот, потому что это разные стороны одного и того же. Своеобразной метафорой этой концепции является окружность. Один и тот же участок окружности изнутри и извне воспринимается по-разному. Изнутри это образы, понятия либо переживания человека. Изнутри это то, что дается путем самонаблюдения. Извне мы имеем дело лишь с поведением человека, функционированием органов чувств и процессами центральной нервной системы. Именно это и обнаруживает так называемое объективное изучение психики. Психологическая наука родилась в середине 19-го столетия и все крупные основатели психологии, такие как например Вильгельм Вундт или Уильям Джеймс исходили из подобных параллелестических представлений. 2-й способ решения - теория взаимодействия. Теория допускает наличие 2-х независимых субстанций - телесной и духовной. Эти субстанции оказывают друг на друга влияние, но при этом радикально не меняются. Эта точка зрения появилась в 17 веке в работах выдающегося французского философа Рене Декарта. До сих пор эта точка зрения широко распространена в психологии, особенно в клинической, когда изменения в поведении и психике интерпретируются определенными нарушениями в ЦНС. 3-й способ - теория психофизиологического тождества. Утверждается, что существует не две субстанции, телесная и психическая, а только одна любая из них. Возможны два варианта: 1-е - существует только телесная субстанция, телесные проявления можно объективно замерить и оценить. Психика явления представляет акомпанимент телесных процессов, причем такой акомпанимент, которым можно пренебречь. (Позиция радикального бихевиоризма). 2-е - Существует лишь духовная субстанция, считается что любая телесная организация носит случайный характер и не влияет на развитие психических явлений. Эти представления возникают в (клериканских) теориях. Предельным случаем является идея инкарнации. 4-й способ решения - концепция психофизиологического единства. (сформулирована Рубинштейном) - является общепринятой для советской и российской психологии. Утверждается различие и вместе с тем тесная взаимосвязь телесных и психических явлений. В этом взаимодействии изменяются и та и другая составляющие. Мозг или ЦНС рассматриваются как орган психических явлений. При этом сами психические явления выступают как функции мозга или ЦНС. В последние годы особое значение придается телесной организации в целом. Даже рост человека влияет на его психологический склад, не говоря уже о различных дефектах развития. Заключение: Психические явления выступают перед исследователем в рамках 4-х фундаментальных отношений, это особые измерения психики, особые оси координат: в рамках психофизического отношения психические явления - образы действительности, в рамках аксиологического - переживания субъекта, в рамках праксиологического - регуляторы активности, в рамках психофизиологического - функции телесной организации.
|