Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Гештальт-психология.




В 1912 году в Германии появляется ещё одно новое направление, которое стало называть себя гештальт-психология. Гештальт - целое, структура или конфигурация. Гештальт-психологи тоже противопоставляли себя физиологической психологии Вундта, но противопоставляли с совершенно иной стороны. С их точки зрения никаких исходных элементов психики, о которых писал Вундт и его последователи, не существует. Представление о первокирпичиках психики - это результат неправильного мышления. Во внутреннем мире человека существуют только целостные структуры и вот их-то и должна изучать психология. К этому направлению относятся: Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка. Очень близко к этой группе психологов стоял Курт Левин, но он всё же не входил в гештальт-психологию, он придерживался своих особых взглядов.

Для гештальт-психологии было характерно особое представление о коре головного мозга. Они считали, что кора представляет собой сплошной электролит, хотя и состоит из нервных волокон. Это означает следующее: любое возбуждение, которое приходит в кору соединяется с любыми другими возбуждениями в коре. Между источниками возбуждения в коре образуются силы притяжения и отталкивания. (Рисунок) Если силы притяжения больше сил отталкивания, то три источника возбуждения как бы замыкаются в единое целое, единую структуру. Этому соответствует переживание человека. Он видит не три разделённых точки, а треугольник. Если же сила отталкивания превышает действие силы притяжения, то гештальт не образуется. Наблюдатель воспринимает отдельно локализованные точки. Это имеет место в том случае, если эти три точки разнесены пространственно. Вот я поставил три точки, далеко расположенных друг от друга. Для ближних рядов они воспринимаются, как независимые друг от друга, гештальт не образуется.

Было сформулировано свыше 100 законов образования гештальта, но главным из них был один, получивший название "закон прегнантности". В переводе с немецкого - закон хорошести или закон хорошей формы. Суть этого закона формулируется так: гештальт в процессе своего образования стремится быть завершённым, симметричным, правильно расположенным, ясным, отчётливым. Этот закон подтверждался рядом экспериментов, например такими: если на короткое время (менее 200 млсек) предъявлять окружность с разрывом в случайном месте,, то этот разрыв не замечается наблюдателем, он как бы заполняется. Если наблюдателю в течение этого короткого времени предъявлять неравнобедренный треугольник, он будет восприниматься равнобедренным. Если фигура, которая демонстрируется, наклонена под небольшим углом, то она будет восприниматься, как лежащая на горизонтали. Иначе говоря, в нашем восприятии мы воспринимаем объекты лучше, чем они есть на самом деле. Вот это вот приспособление воспринимаемых предметов наблюдателем интерпретировалось в терминах действия сил поля.

Ещё одно очень важное понятие было введено здесь - это понятие "фигура и фон".

(Рисунок - лица или ваза?)

Два лица смотрят друг на друга, но это же изображение воспринимается, как ваза, контурами которой являются контуры лица. В один и тот же момент времени мы воспринимаем либо лица, либо вазу, но не то и другое одновременно. Фон и фигура имеют свои феноменальные характеристики. Фигура имеет отчётливо выраженные контуры и как бы приближена к наблюдателю. Фон имеет расплывчатые контуры и как бы удалён от наблюдателя. По мнению гештальт-психологов переход от фигуры к фону и наоборот совершается мгновенно, никаких промежуточных состояний не существует. Вот эти представления оспаривались, в том числе в Германии представителями Лейпцигской психологии целостности. В 20-е - 30-е годы в Германии существовали две школы. Обе они были направлены против физиологической психологии Вундта и обе считали, что психические явления изначально целостны. Одна из них была гештальт-психология и располагалась в Берлине, вторая располагалась в Лейпциге и возглавлялась крупным немецким психологом того времени Феликсом Крюгером. Кроме Крюгера в это направление входили Фолькельт, Зандер и другие.

Когда в 32-м - 33-м году к власти пришёл Гитлер, представители гештальт-психологии практически в полном составе эмигрировали в США. За исключением Келера они были евреями и ничего хорошего им в Германии не светило. Келер был директором психологического института в Берлине и в 32-м году написал статью в поддержку представителей неарийской нации в науке. Это была большая статья, она широко обсуждалась, причём обсуждалась в негативных тонах. Хотя Келер писал о том, что наука интернациональна и чем больше людей работает в науке, тем лучше для Германии. Но его не поняли, он получал угрозы и на протяжении двух недель ждал ареста. Келера почему-то не арестовали, он не стал испытывать судьбу и уехал в США и через некоторое время попросил там политического убежища. Так он остался в Америке и так стала гибнуть в общем-то очень интересная школа гештальт-психологии.

Они были сильны, когда работали вместе, когда у них было много учеников. Но они оказались в разных городах Америки, где главной была не гештальт-психология, а бихевиоризм. Школа начала хиреть. Вертхаймер, который до этого занимался проблемами восприятия, стал заниматься продуктивным мышлением. (Продуктивное мышление - это творческое мышление, которое приводит к образованию нового.) Коффка перестал делать эксперименты и стал писать книгу об истории и теории гештальт-психологии. Он эту книгу написал, она вышла в 1935 году в Нью-Йорке. Это лучшая книга о гештальт-психологии, но она осталась непереведённой. В нашей стране она почти неизвестна. Единственный, кто остался верен своей тематике - это был Вольфганг Келер, который, кстати сказать, прожил очень долгую жизнь - свыше 90 лет. Но он был один, а один человек не может составить школу. Так что потихонечку эта школа размывалась и наконец исчезла, хотя идеи конечно же остались.

Интересно посмотреть, что было в Германии в это время. Центром психологии в Германии с 1933 года становится Лейпциг - также, как и при Вундте. Крюгер вступил в национал-социалистическую рабочую партию Германии, стал ходить со свастикой и очень скоро его сделали ректором Лейпцигского университета. Но посмотрите: заигрывание с национал-социализмом всегда заканчивается плохо. Месяцев через 8 его же студенты написали в гестапо донос на Крюгера, о том что тот в лекциях использует фамилии людей неарийского происхождения. Нетрудно догадаться, что Крюгер перестал быть ректором… А по поводу неарийского происхождения: единственная фамилия, которую он использовал в своих лекциях - это была фамилия выдающегося немецкого физика Германа Герца.

Тем не менее, Лейпцигская школа оставила след, и оставила след весьма яркий. Хотя по общей договорённости о Лейпцигских психологах редко вспоминают. Они сотрудничали с фашистами и представляли официальную психологию в период 3-го райха. Я расскажу об исследовании, которое проводил Фолькельт, ближайший сотрудник Крюгера, книгу которого у нас перевели в стране. Фолькельт, как и вся школа, занимался проблемой развития гештальтов. Я говорил, что сами гештальт-психологи считали, что никакого развития нет. Гештальт создаётся сразу, с самого рождения ребёнка. Если это так, то допустим - рассуждал Фолькельт - ромб должен восприниматься детьми сравнительно раннего возраста либо как эллипс, либо как круг. Он предъявлял детям от 3-х лет и выше различные геометрические фигуры и просил их срисовывать. Посмотрите, как срисовывают ромб дети 3-х - 4-х лет по данным Фолькельта.

(Рисунок - мешанина чёрточек…)

Что же рисуют дети? Вообще, что же они срисовывают - задал себе вопрос Фолькельт - и ответил в результате анализа следующим образом: дети вообще не видят геометрических фигур. Они видят не геометрические формы, а предметы. Предметы, которые обладают определёнными свойствами. Например, вот этот предмет - ромбовидный - можно уколоться. Поэтому вот эти хвостики, которые они рисуют, это есть указание на особое свойство предмета, который они видят - колкость. Дети изображают особое предметное свойство. Вот ещё один пример оттуда же, из исследований Фолькельта. Детям предлагают срисовать решётку. Вот посмотрите, что они изображают:

(Рисунок - серия отдельных ячеек решётки)

Ничего похожего в плане геометрии. Почему? Да потому что они воспринимают не геометрические формы, не геометрические структуры, а предметы, обладающие определёнными свойствами. Вот это изображение дырок! Дети рисуют дырки, или правильнее - дырчатость, как свойство этого предмета.

Фолькельт вместе со своими коллегами показали, что гештальты проходят очень длинный путь развития. В раннем возрасте дети воспринимают не столько сами формы, сколько предметы. Причём в изображении предметов вкладывают своё отношение к ним. Воспринимаемые структуры или гештальты аффективно окрашены в этом возрасте и лишь постепенно - с возрастом и обучением - дети начинают выделять и абстрагировать отдельные формы предметов. Эти формы и подчиняются закону прегнатности. Гештальты формируются и развиваются - вот главный вывод, который был сделан.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты