![]() КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.В философии ни один вывод не предопределен заранее. Сомнение и критический настрой в философии являются необходимыми условиями движения мысли. В философии сосуществуют различные подходы к пониманию источника происхождения мира, первоосновы мира, законов его развития, места человека в мире и других основополагающих вопросов, возникающих при формировании картины мира. Существует три основных подхода к объяснению первоосновы мира: монизм, дуализм и плюрализм. Монизм (от греч. monos – один, единственный) отстаивает приоритеты единства мира и выступает как способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходя из единой основы. Дуализм(от лат. dualis – двойственный) исходит из признания двух начал. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) утверждает существование множества независимых и несводимых друг к другу начал бытия. В качестве фундаментального основания реальности, его субстрата в различных теориях называются те или иные материальные или идеальные вещи, явления. В атомистических учениях субстратом являются атомы. Всякий конкретный субстрат выражает специфическое качество тех или иных формообразований, их качественную неоднородность. Субстратом известных физических процессов выступают элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия (электромагнитные, гравитационные). Субстратом химических процессов являются атомы, остающиеся устойчивыми при образовании и превращении различных веществ. Субстратом биологических процессов являются молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и белковых веществ, выступающих в качестве элементарных «единиц жизни». Субстратом социальной жизни является человек, целесообразная деятельность которого лежит в основе всех социальных изменений. Философия, даже религиозная, не дает гарантий, что очередной ответ на один из «вечных» вопросов человеческого бытия является окончательным и никогда не изменится. Философия освобождает от любой иллюзии, что вообще возможны какие-то гарантии. Философия и религия относятся к духовной культуре человечества, но философия – это рационально-теоретическая форма мировоззрения, а религия – духовно-практическая. Религиозная философия размышляет о фундаментальных мировоззренческих проблемах, но к вопросам веры относится так же, как теология и богословие. Религиозная философия находится вне любой религиозной конфессии и смотрит на религию извне. Также, как в теологии, разум считается только средством для рационализации религиозных постулатов. Эзотеризм– совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных, принадлежащих узкому кругу лиц и передаваемых в личном опыте. Эзотерические знания, касающиеся тайн мироустройства и судеб человеческой души, внерациональны по форме своего существования, даются в мистическом опыте и не могут быть выражены в рациональных понятиях. Эзотерическое – это область закрытого, доступного не всем знания и опыта.
|