КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коэволюция. Глобальный эволюционизм.⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 В 17 в. Р. Декарт предложил теорию происхождения космоса, в которой утверждалась идея развития материи. В 18 в. И. Кант создал собственную космогоническую концепцию, в которой развивал идею об эволюции Вселенной. В 19 в. Ч. Дарвин предложил теорию биологической эволюции, объясняющую механизмы развития живой природы. В конце 19 – начале 20 веков идея развития из области биологии была перенесена в геологию, историю, социологию и другие науки. В современных космологических концепциях Вселенная рассматривается как нестационарное явление действительности: Вселенная постоянно расширяется, а галактики расходятся в пространстве. Современное естествознание рассматривает мир как множество открытых, самоорганизующихся систем, процессы в которых носят необратимый характер. Вселенная развивается от Большого взрыва до появления человеческого общества. Одной из научных концепций, создающих современную научную картину мира является концепция «ансамбля вселенных». Согласно этой концепции, существует множество Вселенных, и в каждой из них складывается свой набор физических параметров. Существование человека возможно только в тех вселенных, где физические параметры имеют строго определенное значение, а все необходимые для существования разума условия сложились в нашей Вселенной. Концепция «ансамбля вселенных» подводит к выводу о том, что мир не таков, потому что в нем существует человек, а существует во Вселенной потому, что в ней реализовались определенные условия. Человеку доступна для познания только определенная часть Вселенной, с определенными физическими и химическими процессами, свойственными именно области, пригодной для жизнедеятельности человека. В других частях Метагалактики могут существовать другие процессы, создающие условия, как пригодные, так и непригодные для существования различных форм жизни. В истории философии имелись теории существования «других миров». Например, учение Г. Лейбница (17 в.) о «возможных мирах». Лейбниц допускал существование всех логически возможных миров, но земной мир считал наилучшим, т.к. в нем существует возможность для развития и совершенствования. К.Э. Циолковский (20 в.) создал теорию, обосновывающую существование других разумных миров и заложил основы современной космологии. Глобальный эволюционизм – это концепция, целью которой является построение универсальной модели эволюции, связывающей воедино развитие космоса, земли, жизни на земле и человека. Концепция глобального эволюционизма объясняет эволюцию мира в единстве живой и неживой материи без обращения к сверхъестественным силам. Согласно этой концепции, возникновение жизни является результатом длительного процесса космической, геологической и химической эволюции. Антропный принцип является одним из главных в этой концепции. Английский физик Б. Картер показал, что антропный принцип существует в двух вариантах – слабом и сильном. Слабый антропный принцип проявляется в привилегированном положении человека во Вселенной. Человек воспринимает мир из определенной, выделенной во времени «области» Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума. Сильный антропный принцип утверждает, что Вселенная такова, что на определенном этапе эволюции в ней появляется наблюдатель-человек. Это значит, что с самого начала существования Вселенной все необходимые физические и космологические параметры были такими, чтобы в мире появился человек обладающий разумом. Антропный принцип воплощает в себе философскую идею связи человека и мира, представления о Вселенной как макрокосмосе и человека как микрокосмоса. Этот принцип подчеркивает целостность Вселенной и единство всех видов эволюции – геологической, химической, биологической и социальной. В концепции глобального эволюционизма мир предстает развивающимся по единым законам, которые «соразмерны» человеку, т.е. доступны познанию и пониманию человека. Глобальный эволюционизм представляет собой простую и гармоничную концепцию бытия. Согласно этой концепции, весь мир подчиняется единым законам, единой линии развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от просто организованного к сложноорганизованному. В этой концепции утверждается идея о том, что мир так устроен, что он последовательно совершенствуется. Человек в этом мире имеет все преимущества, т.к. выступает вершиной универсального развития. В парадигме глобального эволюционизма соединяются идеи синергетики, дарвинизма, теории эволюции, современные теология, мистика и др. Тема 1.3. Место и роль философии в духовной жизни человека и общества (семинар) На занятии обсуждаются вопросы: 1. Философия как потребность разума. Интеллектуальная уникальность философии. 2. Философское осмысление духовной реальности. 3. Значение философии для медицинской науки и практики. 4. Духовная жизнь человека и ее взаимосвязь с философией. 5. Искусство в духовной жизни человека и общества 6. Наука и религия в духовной жизни человека и общества. 7. Роль философии в формировании высших нравственных ценностей. 8. Индивидуальное мировоззрение и его роль в профессиональной деятельности человека. 9. Роль философии в формировании высших нравственных ценностей
|