КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дезурбанистические теорииления от транспорта, влияние которого, однако, в большинстве случаев носит стихийный характер. В особенности это относится к автомобильному транспорту, который содействует нежелательному росту жилья вдоль дорог. Довольно часто транспортная магистраль, вынесенная из пределов населенного пункта, в течение нескольких лет вновь обрастает жилыми домами. На это явление обратил внимание американский инженер Эдгар Чемблесс. Еще в 1910 г. он разработал концепцию так называемых шоссейных городов — жилых поясов, располагаемых над коммуникациями 3. В настоящее время, особенно в США, автомагистрали становятся настоящими магнитами для самых различных заведений, окружающих дороги непрерывными рядами. Вместе с бензоколонками и станциями технической помощи здесь появились мотели, магазины, рестораны, кинотеатры и другие элементы общественного обслуживания. Линейный город относится к наиболее явным дезурбанистическим концепциям, особенно в некоторых своих более поздних вариантах. С этой точки зрения он стоит довольно близко к тем проектам, которые полностью отрицают даже малые города и предусматривают рассредоточение расселения при помощи небольших поселков. Зародыши таких идей можно найти в далеком прошлом. Так, еще утописты лишь в исключительных случаях допускали возможность сохранения городов, а идеал видели в небольших поселениях, о чем свидетельствуют теории Фурье и Оуэна. В конце XIX в. идея полного отрицания городов нашла поддержку в анархистском движении. Один из его теоретиков, П. А. Кропоткин в заключении к своей наиболее известной теоретической работе призвал рабочих: «Устраивайте фабрики и заводы возле ваших полей и работайте в них»4. Некоторые теоретики дезурбанизации ссылаются также на взгляды некогда популярного французского экономиста и активного пропагандиста кооперативного движения Шарля Жида, который сам испытал влияние Фурье и был приверженцем идей городов-садов и линейных городов. Свои взгляды он пропагандировал в многочисленных лекциях, изображая в них будущий мир «наполненным тысячами различных ассоциаций — сельскохозяйственных, промышленных, потребительских и т. д. «Я вижу, — говорил он, — как право на все — на землю, продукцию, заводы — принадлежит ассоциации»5. Наиболее сильно идеи дезурбанизации повлияли на отдельных немецких архитекторов начала 20-х годов— периода, когда для архитектуры Германии были характерны черты экспрессионизма. Творчество прогрессивных архитекторов того времени, объединенных в Рабочий совет по искусству, отразило разочарование, связанное с поражением революции в Германии. По этому поводу в 1919 г. высказался скульптор и архитектор Герман Обрист: «Да здравствует утопия. В действительности это то единственное, что нам остается. Давайте жить в Утопии, придумывать планы и воздушные замки, делать все «как-будто» и подготавливать время, которое наступит через 30 лет»6. Урбанистические — или скорее дезурбанистические — представления Рабочего совета по искусству, распавшегося в 1921 г., наиболее четко сформулировал Бруно Таут, которого по праву можно считать одним из вдохновителей этой группы. В утопическом письме к своим друзьям от 24 ноября 1919 г. он пишет: «...мы верим, что только полный переворот может привести нас к труду. Мещанин, включая наших коллег, справедливо чует в нас революцию. Все привычные понятия и принципы рассеиваются и распадаются»7. В другом письме 1920 г. Бруно Таут высказывает свое мнение о городе: «Может ли стать распад городов препятствием па пути к дальнейшему объединению? Сегодня город — это каменная пустыня. Он должен совершенно исчезнуть и он исчезнет... Как это произойдет? Этого, очевидно, не знает даже земля...»8. Таутовский «распад городов» 56. Элиз ль Сааринен. Большие Хельсинки: 1918 г. Генеральный план Хельсинки является самым известным градостроительным проектом автора, в котором он применил принцип децентрализации. В данном конкретном случае разгрузка плана достигнута за счет водной поверхности, расчленяющей городскую территорию В 1920 г. Бруно Таут выпустил книгу «Распад городов или Земля — хорошее жилище»9, ставшую лозунгом дезурбанистических теорий. Существенную часть книги составляет тридцать частично цветных изображений различных поселений, кристаллообразных сооружений и абстрактных архитектурных композиций, сопровождаемых надписями. В заключении приведены отрывки из произведений различных авторов, которые должны якобы подтвердить правильность идеи «распада городов». Рисунки Таута и сопровождающий их текст достаточно образно передают ощущение разочарованности и поисков выдуманного рая без городов.
На первом же рисунке под изображением развалин современного города мы читаем: «Пусть рухнут воздвигнутые безобразия. Каменные дома рождают каменные сердца». На нижней половине страницы дан вид идиллической местности с равномерно расположенными небольшими домами поселков, планы которых имеют форму цветов. В орнамент рисунка вписаны слова: «Теперь наша земля расцветает...»10. Подобного рода изречения сопровождают рисунки, изображающие рабочие поселки на 500—600 жителей, системы нового расселения с коммуникациями и каналами, сельскохозяйственные колонии, общественные здания и т. п. Существом всей крайне дезурбанистической концепции является замена всего существующего расселения системой маленьких колоний, которые как бы разбредаются по земле, образуя рав-
|