КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть I 9 страницаТаким образом, в основе любого поведения отдельной личности или их группы всегда лежит принцип удовлетворения потребностей. Взаимообусловленные отношения строятся как необходимость расширения возможностей, направленных на удовлетворение этих потребностей. Возникновение возможностей создания потенциального запаса порождает неравнозначность в функциональных отношениях, которая приводит к несправедливости перераспределения конечного полезного продукта. Нарушение соотношения между накоплением потенциального запаса и непосредственной функциональной деятельностью по его воспроизводству порождает антагонистические противоречия. Процесс объединения лиц, лишенных удовлетворения своих потребностей, приводит к объединению их усилий до уровня, достаточного для достижения своей цели. В процессе поиска взаимопонимания существенную роль играет язык, но ведущим фактором являются экономические интересы, так как они определяют жизненно важные потребности. Это и приводит к расслоению общества на антагонистические социальные группы. Общность интересов уже не носит этнического или национального характера, она формируется единством ущемленных прав и интересов. На этот факт обращали внимание еще революционеры-демократы, подчеркивая общность и схожесть интересов одинаковых социальных слоев и социальных групп в различных государствах, а не в пределах одного государства разных социальных слоев и социальных групп. К этому приводит именно экономическое положение. Такой антагонизм порождает неустойчивость социокультурного сообщества, ослабляя его возможности противостоять внешнему воздействию. Если такое сообщество является многонациональным, то у одной стороны наблюдается стремление освобождения от национального неравенства. Это стремление объединяет общие усилия по национальному признаку, но в своей основе оно не снимает антагонистических противоречий. Доведенное до крайнего проявления, такое движение переходит в национализм, затем национальный шовинизм и в конечном счете - фашизм. Тупиковость его развития заключается в том, что против фашизма выступают все остальные нации и этносы, объединяя свои усилия, в то время как внутри нации, поставленной над всеми, остаются неразрешенными внутренние социально-экономические противоречия. Интернализация интересов антагонистических по характеру отношений социальных групп или социальных объединений не изменяет природы противостояния, а только выводит ее на более высокий уровень. В конечном счете, будучи взаимообусловленным в своих отношениях, это противостояние приводит к необходимости социального выравнивания как единственного фактора, лежащего в основе стабилизации равновесного состояния в обществе. Форма разрешения этого противоречия или социального конфликта может протекать в самых различных проявлениях, что зависит в существенной мере от уровня грамотности населения, правильного понимания истинности сложившейся ситуации, соотношения внешних и внутренних сил. Стремление достичь цели с каждой стороны приводит к формированию своей идеологии и физических возможностей противостояния. Если последние не позволяют достичь необходимого уровня, часть населения мигрирует в поисках лучших мест, однако это только оттягивает разрешение конфликта. Аналогичные ситуации всегда порождают родственные стереотипы их разрешения. Таковой была ситуация на рубеже XX в., когда обездоленная и доведенная до крайнего отчаяния часть населения покидала свои края в поисках лучшей доли. А.М. Коллонтай в 1915 г. в работе «Кому нужна война» писала: «...пусть спросят себя те, кто собирается умирать «за отечество», спросят честно, по совести: какое такое отечество есть у рабочего, у всего неимущего люда? Есть ли оно? Кабы было, разве потянулись бы ежегодно из всех стран в чужие края «эмигранты», неимущие, безработные, покидая родное гнездо, веря, надеясь: авось «чужая сторонушка» будет более ласковой мачехой, чем родина-мать? Разве были бы и у нас в России сотни тысяч голодных, разоренных, нищих «переселенцев»?». Таким является и конец XX в., когда в мире миллионы беженцев ищут лучшую долю на чужбине. Практически обобщенность интересов порождается обобщенностью социального положения и осознанностью этого общего как единого целого. Данное положение еще раз указывает на важность соотношения функциональной взаимообусловленности и потенциальных индивидуальных накоплений, которые порождают функциональную независимость. Именно в определенном диапазоне этих отношений и существует ниша наиболее устойчивого и надежного социокультурного сообщества, обладающего максимальной жизнеспособностью. Естественно, что данное соотношение не может выступать как застывшая, статическая характеристика, но в ее динамике должен наблюдаться некий стационарный процесс. Само сообщество в своей организации характеризуется объективными законами развития, которые являются инвариантными для любых условий, что и определяет существование теории всеобщего единства образования различных этносов. Специфичность конкретных условий среды порождает все многообразие культур, как результат различных начальных и краевых условий развития, что и позволяет утверждать исключительную специфичность каждого этноса, его неповторимость. В силу динамичности процесса этнообразования о конкретном этносе можно говорить, только определив временные границы, так как за их пределами отдельные черты конкретного этноса могут исчезать либо появляться новые, что не позволяет утверждать о незыблемости культур и вечности существования наций, народов, этнических сообществ. Вопросы для самоконтроля 1.Дихотомическая природа взаимообусловленных производственных отношений и возникающие противоречия в их организации. 2.Нарушения в отношении спроса и производства как причина возникновения внутренних конфликтов. 3.Устойчивость отношений «запрос-удовлетворение» как наиболее стабильное состояние социокультурного образования. 4. Государство как институт власти, направленный на определение обусловленности взаимообусловленных отношений в социокультурном сообществе. 5. Формы сохранения взаимообусловленных отношений. 6.В чем заключаются потенциальные возможности и их роль в организации внутренних отношений в социокультурном сообществе? 7.Свобода и необходимость как основные компоненты организации отношений в социокультурном сообществе и причины возникновения паразитирующих форм отношений. 8.Причины возникновения скрытых форм поведения и природа его латентного развития. 9.Природа развития социокультурных отношений и причины возникновения внутренних конфликтов. 10.Какие положения взаимообусловленных отношений носят абсолютный характер и определяют общие черты развития любого социокультурного этнического образования? 11.В чем заключаются специфика и своеобразие развития различных этнических образований и причины неравнозначности их достижений?
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЭТНОСА Любое социокультурное этническое образование развивается в условиях окружающей его природной и социальной среды. Клима-тогеографические и природные характеристики определяют материальные богатства и быт, формы организации трудовой деятельности, ведения хозяйствования и целый ряд других особенностей. Полная совокупность этих условий - богатства недр, географическое положение, климатические условия, животный и растительный мир, уровень развития экономики определяет метериальную сторону жизнедеятельности и благосостояния конкретного народа. Эти же условия могут привлекать и соседние этнические сообщества, и в этом случае происходит сталкивание интересов. В зависимости от их направленности и соотношения сил возможны самые различные варианты решения возникающих проблем. В общем они имеют такую же природу развития, как и в случае сталкивания интересов двух индивидов. Выше отмечалось, что данная задача имеет общее решение и было введено понятие отношения двух сторон, где под сторонами в равной мере можно понимать как отдельное лицо, так и группу, либо социальный слой, класс, государство. В данном случае под сторонами выступают различные этнические сообщества либо государства. Окружающие определенный этнос межэтнические сообщества либо государства составляют внешнюю социальную среду развития. Интересы внешних «соседей», как непосредственно граничащих с ними, так и существенно отдаленных, обычно связаны с природными ресурсами территории либо ее стратегическим значением. И в том, и в другом случае возникают притязания к данному этническому сообществу. Наиболее распространенным способом их разрешения является захват территории и вытеснение либо порабощение местного населения. Как и в случае внутренних сил, определяющих развитие этноса, так и во внешних социальных условиях одним из основополагающих факторов являются экономические потребности каждой из сторон. В силу существующих притязаний соседей на имеющиеся богатства требуются средства защиты, среди которых физическое противостояние является определяющим. Следовательно, вторым основополагающим фактором развития является наличие сильной армии, способной эффективно выполнять как защиту от посягательств, так и осуществление самих посягательств. Для достижения своих интересов могут использоваться самые разные приемы, которые выступают как средства достижения цели. Обоснование своего поведения относительно внешней и внутренней политики всегда связано с идеологией, которая составляет третий основополагающий фактор общественного развития. Таким образом, материальные, физические и идеологические основы жизнедеятельности определяют эффективность развития любого социокультурного этнообразования. В зависимости от уровня соотношения этих характеристик и складывается форма отношений с соседствующим окружением. Потребности, мотивы и цели отношений всегда более отчетливы, чем стремление представить их в глазах общественности. Из всех вариантов решения проблем внешнего взаимоотношения всегда привлекает внимание война, как наиболее жестокая форма достижения цели. Проблема войн являлась предметом исследования различных научных школ. И этнопсихология выступала в данном случае как идеологическая основа, оправдывающая более сильную сторону. С окончанием второй мировой войны международное сообщество прилагает много усилий для упреждения подобного рода социальных катастроф. Организация Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека, однако локальные войны и ныне используются для разрешения прежних проблем, а права человека в таких случаях остаются только декларацией. Пятьдесят лет усилий ООН обеспечить реализацию прав человека во всем мире - только небольшой отрезок пути, который предстоит пройти человечеству. В последние годы все с большим размахом, вспыхивают локальные военные конфликты, которым придается этническая или религиозная окраска, хотя фактически истинные корни составляют либо природные богатства, либо стратегическое значение территории, либо необходимость устранения сильного конкурента и создание рынка сбыта своих товаров и прежде всего оружия. Как наглядный пример специфического, самобытного развития этнических сообществ можно привести любое государство, существующее на политической карте мира. Для определенности рассмотрим Никарагуа. Осенью 1987 г. Национальная ассамблея Никарагуа приняла закон о предоставлении автономии национальным меньшинствам, населяющим атлантическое побережье. Этому предшествовал длительный процесс изучения национального вопроса на различных уровнях, а на протяжении последних двух лет законопроект обсуждали во всех индейских общинах побережья. Десятки тысяч жителей участвовали в выработке окончательного текста закона, открывающего перед коренным населением страны широкие возможности сохранения его вековых традиций, языка, обычаев, его экономического, социального и культурного развития. Это соответствовало договоренностям, которые были достигнуты на гватемальской встрече президентов пяти центральноамериканских государств в августе 1987 г., относительно поиска путей установления длительного и прочного мира и стабильности в регионе. Закон об автономии затрагивал так называемую «страну «Мос-китию». Она занимает почти половину территории страны, но живет там лишь 5% никарагуанцев - народов мискито и сумо, рама и гарифона, а также негров, называющих себя креолами. Нынешние мискито и сумо все еще живут охотой, рыболовством, сбором лесных плодов. Разрешаемые сегодня никарагуанские проблемы возникли еще в XVI в., когда на ее территории появились испанские конкистадоры. В XVII-XVIII вв. здесь появляются английские колонизаторы. Получив в 1821 г. независимость от Испании, Никарагуа попадает под влияние США. В начале XX в. борьба за «контроль над Никарагуа» обостряется в силу ее особого географического положения, так как через ее территорию возможно строительство межокеанского канала. После сооружения Панамского канала США использовали все свое влияние в регионе, чтобы недопустить строительство подобного канала на территории Никарагуа. В данном случае столкнулись интересы Англии, Японии и США. Возможности противостоять более сильным державам Никарагуа не имела и в 1912 г. была оккупирована США. В данном случае определяющей причиной явились экономические интересы более сильных соседей, которые и решили ход развития исторических событий. Любые усилия Никарагуа в решении своих вопросов на тот период не могли достичь успеха, так как определяющим фактором явилось географическое расположение ее территории и соотношение сил ведущих экономических держав. Аналогия развития межэтнических конфликтов может быть отмечена на территории бывшей Югославии, в странах Ближнего Востока, африканских странах, на территории отдельных государств - членов СНГ. Этническое противопоставление является наиболее удобным средством завуалировать истинные политические интересы, отражающие экономическую заинтересованность. Ведущим фактором в развитии экономики любого государства является энергетическое обеспечение его экономики. Сегодня это нефть, газ, уголь, атомное топливо. В постсоветском пространстве распределение энергетических источников оказалось крайне неравномерным, и повышенный интерес к их использованию как среди стран СНГ, так и всего мирового сообщества стал определяющим фактором в организации межрегиональных отношений. Богатые нефтеносные районы на территории среднеазиатского и кавказского регионов представляют серьезную конкуренцию странам Ближнего Востока и нефтеносным районам северного шельфа. Близкая географическая расположенность к основным потребителям делает особо предпочтительным развитие энергетической отрасли хозяйства в этих странах как для них, так и для стран-потребителей. Однако такое положение дел затрагивает интересы стран-производителей, которые уже владеют энергетическим рынком. Такое положение дел приводит к неизбежности предельного обострения отношений. Форма их разрешения определяется физической мощью государства, вернее коалицией государств, которые заинтересованы в определенной направленности решения данного вопроса. Таким образом, результирующая противостояния определяется потенциалом страны, физической силой ее армии и идеологической деятельностью, которая создает психологическую убежденность в справедливости проводимой политики. Идеологическая работа является исключительно важным компонентом защиты интересов государства, но она в полной мере зависит от окружения. Сохранение благополучия возможно в той мере, в какой удается объединить общность интересов партнеров и в какой мере в этой общности представлены и защищены интересы владельца богатств. Сохранение мира и целостности является сложной психологической борьбой, в которой необходимо владеть максимальной информацией среды окружения неумением ее использовать в решении политического выбора. Естественно, что надеяться на полную поддержку и понимание как внутри общества, так и со стороны внешнего окружения невозможно. Именно в такой ситуации возникает многоплановость интересов отдельных групп и социальных слоев общества, которые выражаются их партиями и организациями. Как внутри, так и вне общества проявляются стремления найти поддержку у более сильных союзников для достижения частных интересов. В этих условиях поднимаются этнические, национальные, религиозные интересы. Все приобретает характер абсолютной необходимости достичь «своей свободы», «своей справедливости». Происходит разобщенность социокультурной общности, что существенно ослабляет ее потенциал. Получает развитие этноцентризм. Возникают локальные вооруженные конфликты. Начинается массовое перемещение беженцев или вынужденные миграционные процессы, которые существенно изменяют этнический состав страны, принимающей их. Несмотря на тяжелое экономическое положение, Украина на протяжении всего перестроечного периода сохранила мир, избежала межнациональных конфликтов, что способствовало наибольшему потоку беженцев на ее территорию. В период Приднестровского вооруженного конфликта в Украину прибыло более 78 тысяч беженцев. В этот же период возвращаются представители депортированных народов, в частности в Крым вернулось около 250 тысяч татар. В Крыму уже проживает 4,7 тысячи армян, 1,4 тысячи болгар, 3,5 тысячи греков, 2,5 тысячи немцев. В свою очередь, покинуло Украину более 124 тысяч, выехав в Российскую Федерацию. За счет иммиграции украинцев на 60% сформировалось рекордное позитивное миграционное сальдо. Вся сложность заключается в том, что проблему с депортированными Украина вынуждена решать своими силами. Этот процесс связан не только с геополитическими изменениями на пространстве бывшего СССР, но и с межэтническим и социально-политическим напряжением в отдельных регионах. Из-за гражданской войны на территории Российской Федерации существенно вырос поток беженцев, составляющий часть миграции в Украину. В результате трагических событий в Азербайджане в 1989 г. в Украине появились первые 18 тысяч беженцев. Прибыло несколько тысяч турков-месхетинцев из Узбекистана, прибывали беженцы из Грузии, Таджикистана, Российской Федерации. Особенно вырос наплыв беженцев в связи с войной в Чечне. Основную численность беженцев составляют украинцы, но с ними возвращаются и члены смешанных семей, граждане, которые связаны с Украиной родственными отношениями. Кроме выходцев из ближнего зарубежья, в Украине проживают беженцы и из многих стран Африки, Юго-Западной Азии, Ближнего Востока. В отдельных случаях можно говорить о транзитных ми-фантах, которые пользуются «прозрачностью» украинских границ и стремятся перебраться через Украину на территорию Восточной или Центральной Европы. Эта категория лиц находится на территории Украины без необходимых документов. Географическое положение Украины и наличие границ с Восточной и Центральной Европой обусловили тот факт, что возникла массовая миграция граждан третьих стран и число этих лиц продолжает расти. Уже в 1994 г. число таких нарушителей превзошло 20 тысяч человек. К этому процессу причастны представители криминального мира. Данное положение пытаются использовать дестабилизирующие силы как внутри, так и вне государства. Неоднократно предпринимались попытки дестабилизации положения в Крыму, противопоставления интересов восточного и западного регионов Украины. Все это в целом составляет давление на направленность развития Украины в удобном направлении для внешнего окружения. Может ли какое-либо государство, имея статус свободной державы, независимо решать свои проблемы от внешнего окружения? Естественно, что на этот вопрос может быть дан только отрицательный ответ. Сущность вопроса заключается в том, чтобы, учитывая противоположные интересы окружения, свести предпринимаемые усилия в достижении поставленной цели к минимальным, Любое стремление к самоизоляции приведет к полной дестабилизации и потере самостоятельности. Экономический потенциал страны на протяжении всего периода вхождения Украины в Российскую империю, а затем в СССР формировался с учетом общей экономики и существенно зависит от нее и теперь. Единое энергетическое обеспечение, предприятия-смежники, научный потенциал, материальные и технические ресурсы, система транспорта и навигации - все это тесным образом связывает нынешние страны СНГ, которые недавно составляли единое экономическое пространство на 1/6 части земной суши. Стремление изменить ранее сложившиеся отношения, поставив в зависимость теперь самостоятельные государства, приводит к дестабилизации экономического положения во всех странах СНГ. Как выход из этого положения является стремление найти новых партнеров. Выгодное географическое положение Украины позволяет ей с большей доступностью, чем другим странам СНГ, осуществить эти шаги и влиться в мировое сообщество. Но на этом пути возникают существенные препятствия. С одной стороны, в Европейском сообществе установлены экономические, военно-политические связи и изменение их с учетом нового конкурента воспринимается Западом крайне неоднозначно, с другой стороны, бывшие партнеры стремятся удержать Украину, но на выгодных для себя условиях. Благодаря высокому экономическому, военному, политическому потенциалу Украина имеет возможность выбора дальнейшего развития с сохранением мирного пути его разрешения. Существенное влияние на формы решения этих вопросов оказывает идеологическое наследие. Сформированная на протяжении нескольких поколений идеологическая убежденность, особенно старшего поколения, не приемлет процесса перестройки, и это положение имеет обоснование, которое оправдывается резким снижением жизненного уровня, ростом безработицы, социальной незащищенности населения. Все это существенно усложняет однозначность дальнейшего развития государства. Подобное можно увидеть в развитии таких стран постсоветского пространства, как Узбекистан, Казахстан и ряда других. Однако последние не смогли избежать вооруженных конфликтов, которые в большей степени навязаны из вне. Небольшие территориальные, ранее автономные образования, а теперь претендующие на самостоятельность - Карабах, Чечня (РФ), Черногория, Сербия, Македония, Словения (Югославия) полностью зависят от интересов внешнего окружения. Решение их судьбы определяется привлекательностью тех значимых экономических, природных или географических характеристик, которые представляют жизненные интересы для могущественных стран. Со стороны заинтересованных стран в достижении своих интересов проводится всестороннее давление, начиная от экономической и политической блокад вплоть до прямой агрессии. В силу того, что прямая военная агрессия встречает серьезное противодействие со стороны мировой общественности, системы массовой информации обрушивают на население всю силу психологической обработки, обосновывая крайнюю необходимость применения военной силы для восстановления «подлинной демократии», свободы национальных, этнических и религиозных меньшинств, защиты прав беженцев и целого ряда других прав человека. Как первый шаг в этом направлении на фоне резкого падения экономического благосостояния разжигается национальная рознь, усиливаются этноцентрические интересы. Для этих целей используются наемные бандформирования, не имеющие никакого отношения к подлинно этническим, религиозным или национальным интересам тех стран, в которых они действуют. Их задача состоит в создании внутренней нестабильности и благоприятных условий для внешнего вмешательства с целью восстановления «справедливости». Таким образом, к внешним факторам, которые определяют организацию этноса, необходимо отнести экономические, военные и идеологические интересы окружения и их соотношения с возможностями соответствующего этнокультурного сообщества. Значимость влияния любого из отмеченных факторов определяется текущими условиями. Если рассматривать конкретное государство с его многонациональным населением как некоторую единую структуру, а внешнее окружение - как среду его существования, то механизм, определяющий отношение двух сторон, полностью соответствует описанному ранее при оценке внутренних факторов развития. Развитие этноцентристских стремлений осуществляется не с целью достижения всеобщего равенства. Истинный их результат связан с отрывом от интеграции культурных достижений. Стремление сохранить самобытность и оторванность того или иного народа от мировой культуры заведомо ставит этот народ на путь тупикового развития, обрекая на роль экспоната в музее истории развития цивилизации. Обучение на родном языке является существенным завоеванием, но возникает вопрос о возможности освоения современных знаний, которые станут полностью недоступны, если не знать ведущих языков мира. Телевидение, Интернет, международное общение становятся недоступными для самобытного изолированного сообщества. Пытаясь вернуть каждому этносу свою культуру, язык, традиции и провозглашая эти стремления как борьбу за права человека, во всех случаях забывается экономическое равенство, которое гарантирует подлинное равное удовлетворение как природных, так и социальных потребностей. Экономическое равенство непременно ведет к интернационализации, проникновению культур, их интеграции, стиранию этнической отчужденности и «характерных» национальных черт. Равные условия жизни всегда порождают одинаковые социокультурные потребности. Кроме этого, говоря о реставрации этнической самобытности, следует указать временной промежуток образования этих черт самобытности. Практически во всех случаях анализа любого этноса его самобытность так переплетается с другими народами, что становится сомнительным возможность утверждений о характерных особенностях ее происхождения. В результате оказывается, что известные сегодня этнические образования возникли как следствие слияния ранее существующих и давно исчезнувших социокультурных этнообразований. Более того, не имея подлинных исторических документов, во многих случаях приходится полагаться на большей или меньшей степени убедительные гипотезы, которые в подавляющем случае являются^ результатом социального заказа своего времени. И если задаться вопросом о цели доказательства самобытности того или иного этноса и его особенностях, то непременно в этом будут просматриваться чисто экономические устремления, связанные с обоснованием своего превосходства и права на более высокую власть. Вопросы для самоконтроля 1.Что определяет причины внешних притязаний ближних и дальних «соседей»? 2.Какое значение имела Всеобщая Декларация прав человека за последние 50 лет ее принятия ООН? 3.Война как средство решения межнациональных отношений и причины ее развязывания. 4.Роль Америки в судьбе Никарагуа и ее интересы на территории Никарагуа. 5.Положение коренного населения Никарагуа до и после Сандинист-ской революции. 6.Цель использования межэтнических противоречий в решении политических вопросов. 7.Провокационная деятельность как средство разжигания межэтнической вражды. 8.В чем аналогия развития межэтнических конфликтов в Никарагуа, Югославии, в странах Ближнего Востока, СНГ? 9. Что является истинной причиной развязывания межэтнических конфликтов? 10. Цель этноцентристских стремлений.
|