Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Часть I 4 страница




Изучение закономерностей, которые определяют динамику развития этнических отношений, представляет предмет исследова­ния этнической психологии.

Используемые методы исследований в области этнической пси­хологии полностью определяются ее межпредметными связями. Особое, ключевое место в этом отношении занимает этнография, которая рассматривает проблемы национального характера, этни­ческой идентичности личности, последствий межэтнических кон­тактов. Этнопсихологические проблемы затрагиваются и в значи­тельной мере раскрываются в философии, лингвистике, социоло­гии, истории, демографии, однако круг психологических проблем может быть решен только психологами и психологическими мето­дами исследования. Следовательно, касаясь методов исследования этнопсихологии, всегда необходимо учитывать, что именно иссле­дуется, и в зависимости от межпредметного взаимодействия опре­делять соответствующие методы исследования.

Однако определяющим фактором в трактовке полученных дан­ных играет методология, которая заложена в основе концептуаль­ных положениях как самой науки, так и в тех межпредметных дис­циплинах, с которыми она связана, что в полной мере определяет перспективность развития любой из наук, и этнопсихологии в част­ности.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. наблюдались многочисленные вариан­ты создания целостных этнопсихологических концепций и направ­ленности конкретных исследований. В это время были начаты соб­ственно экспериментальные исследования сравнительно-культур­ных различий. Так, У. Риверс в своих исследованиях в Океании по­казал, что сложные перцептивные восприятия плоских образов фо­тографических изображений являются не врожденными, а культур­но приобретенными.

В начале 20-х гг. проводились сравнительно-культурные иссле­дования мышления с помощью методов интеллектуальных тестов. Однако неверная интерпретация полученных результатов сыграла отрицательную роль в развитии этнопсихологии как науки в целом. Трактовка полученных различий интеллектуального развития как биологическое неравенство рас, превосходство одних народов над другими или одних групп населения над другими позволила ис­пользовать эти расистские положения в соответствующей пропа­ганде официальной немецкой психологии в период фашизма. Не­критическое применение тестов IQ в 30-е гг. в нашей стране дис­кредитировало не только этнопсихологию, но и педологию.

Решение применять доктрины в практике диагностики различ­ных слоев населения с помощью тестов на интеллект явилось при­чиной ошибок методологического подхода в оценке полученных результатов. Этнопсихологические отличия рассматривались как абсолютные категории в отрыве от конкретных социально-исторических условий, определяющих положение того или иного этноса либо группы населения. Основная ошибка заключалась в том, что отрывалась детерминированность этих процессов от со­циально-исторической изменчивости психики людей.

Анализ исторических фактов свидетельствует о том, что образо­вание племен уже положило начало расчленению единой много­функциональной общности. С развитием производительных сил об­щества и дальнейшим разделением труда все большее распростра­нение получают опосредованные формы общения и отношений ме­жду людьми; усложняется межэтническая среда. Она становится бо­лее многообразной, возникают такие проблемные ситуации, реше­ние которых выходит за пределы родоплеменной общины.

В условиях формирования народности этнопсихологические особенности людей становятся качественно новыми. Для народно­сти с точки зрения развития психологии характерна смена прежних кровнородственных связей территориальной целостностью, пле­менных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Внутри каждой народности возникает общая культура.

Анализ формирования психологических черт и свойств свиде­тельствует о глубоком их взаимодействии, дальнейшем развитии в условиях возникновения новой исторической формы общности лю­дей с одним законодательством, с одним национальным классо­вым интересом, с одной таможенной границей. Помимо общности экономической жизни, общий язык, общая территория и некоторые особенности общественной психологии нации, проявляющиеся в специфических чертах национальной культуры, отнюдь не снимают коренного различия психологии представителей противоположных классов в данной нации. На это указывали еще революционеры-демократы.

Развитие национальных чувств тесно связано с системой мате­риальных условий и соответственными общественными отноше­ниями. Над различными формами собственности, над социальны­ми условиями существования возвышается целая надстройка раз­личных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Любой социальный слой творит и формирует все это на основе своих ма­териальных условий и соответственных общественных отношений.

Фактически, в методологии оценки результатов этнопсихоло­гических исследований прошлого времени не учитывался факт единства законов развития объективного мира, в котором человек и его психика являются неотъемлемым компонентом.

Принадлежность этнопсихологии к междисциплинарной облас­ти знаний не нуждается в доказательстве, однако ее принадлеж­ность к той или иной области знаний существенно определяет пер­спективы ее развития как самостоятельной дисциплины. Ряд спе­циалистов детерминируют направленность ее развития, исходя из этимологии термина «этнопсихология». Этнопсихология - это об­ласть знаний, объединяющая психологию и этнографию. Тем не менее этнография входит в систему исторических наук, и если учесть все междисциплинарные связи, то статус этнопсихологии оказывается чрезмерно объемным. В самой психологии также су­ществует многообразие самостоятельных дисциплин, и трудно от­дифференцировать, какая из отраслей психологии - общая, дет­ская, социальная психология является теоретическим фундамен­том научной этнопсихологии.

Классификация источников этнопсихологии с максимально полным их охватом и анализ того вклада, который они вносят в ее развитие, составляют самостоятельную область исследований. Междисциплинарная область знаний не является простым объеди­нением исходных предметных областей знаний и их методов ис­следования. Практически необходимо создать психологическую этнопсихологию, соответствующую современному уровню разви­тия психологических знаний.

Сегодня практические потребности развития общества ставят перед этнопсихологией следующие проблемы, которые и опреде­ляют перспективу ее развития как науки на данном этапе. Это ана­лиз отношений психологических и этнокультурных составляющих. «Психология культуры» должна установить связь между психоло­гическим миром человека и внешним социально опредмеченным, этнокультурным. Такая связь не вызывает оспаривания, но требует установления, закономерностей ее формирования и динамики из­менения. При этом следует со всей глубиной понимать составные компоненты культуры - ее духовные и материальные составляю­щие. Огромный интерес в этом плане представляет установление закономерностей влияния традиционных этнокультурных норм и ценностей на общение и взаимодействие людей близких и далеких, равных и обладающих разным статусом, разного пола и возраста; установление закономерностей связи материального производства с психологическими переменными всей системы внешних, объек­тивных характеристик данного общества.

Все большую актуальность сегодня приобретает сравнительно-культурный подход. Интенсивное развитие этнографии, антропо­логии, лингвистики способствовало выявлению множества само­бытных и неповторимых этнических культур, которые имеют суще­ственные различия в сфере психологического и, в то же время мно­го общего в природе формирования культурных ценностей. В пер­вом случае акцент делается на высокую вариативность психических проявлений в условиях различных культур, а во втором - на универ­сализм единства психики и ее инвариантность в отношении много­образия культур. Крайности первого подхода использует расизм. Именно поэтому необходимо со всей глубиной показать научную обоснованность этнокультурных различий в сфере психического для исключения расовой предубежденности. Тем более, что раси­стская идеология и практика используют в своих целях самые раз­нообразные научные факты и открытия, равно как и факты наду­манные. Сам феномен расизма является этнопсихологической проблемой и требует обоснованного психологического его раскры­тия. Вторая крайность подчеркивает универсализм механизмов, не подверженных влиянию культурных факторов. В историческом плане вначале доминирующим оказалось первое направление, в настоящее время все шире получает свое развитие второе направ­ление. Практически наиболее перспективным оказывается синтез обоих направлений.

Сегодня в связи с индустриальной и научно-технической инте­грацией общества особую важность приобретают исследования в области «взаимодействия культур», которые могут составить само­стоятельную этнопсихологическую направленность исследований.

Второй проблемой этого направления является проблема эт­нических стереотипов, предрассудков, этнических предубежденно-стей. Требуется ясное понимание психологических механизмов, лежащих в основе формирования стереотипов и обусловливающих их содержательные, структурные и динамические особенности. Эт­нографы, социологи много сделали в том, что касается качествен­ного описания и распространения этнических стереотипов, однако необходимы специальные психологические, а не иные исследова­ния этого вопроса с использованием психологических средств ана­лиза.

В этом отношении важным является развитие направления «гипотезы контакта», в котором исследуются вопросы снижения этноцентризма и стереотипности в оценках и суждениях, создания климата взаимопонимания и доверия. Это особенно важно сего­дня, когда в ряде случаев предшествующая напряженность в ме­жэтнических отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки, наполненные этноцентризмом и преду­бежденностью, приводят к усилению антагонизма и враждебности. Важно правильно понимать психологическую природу переноса поведения отдельной личности на представителей всей группы, и наоборот, характерные особенности всех ее представителей на от­дельную личность.

К третьему перспективному направлению можно отнести и ис­следование проблемы идентичности личности в условиях взаимо­действия и взаимопроникновения культур. Решение этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение. Требуют ответа вопросы: какая роль этнической идентичности в структуре самосознания личности? Как меняется этническое самосознание в условиях межэтнических контактов? Как адаптируется личность к новым этнокультурным условиям?

Человек, оказавшийся в иной этнической среде, поставлен пе­ред необходимостью овладения не только новым языком, но и представлениями, нормами, ценностями, правилами, предписа­ниями, которые регламентируют все стороны его жизни. Эта про­блема со всей остротой встает перед тысячами эмигрантов, лица­ми, несущими службу в интернациональных подразделениях меж­дународных сил, при обмене научными кадрами и трудовыми кол­лективами, обучении иностранных студентов.

Несмотря на большую предысторию этнопсихологии - психо­логии народов, психологии масс, - сегодня требуется развитие и совершенствование ее теоретической и методологической основы.

Вопросы для самоконтроля

1.Объект исследования этнопсихологии.

2.Что определяет межпредметные связи этнопсихологии?

3.Методы этнопсихологических исследований.

4.Предмет исследования этнопсихологии.

5.Ошибки в анализе этнопсихологических исследований, проводимых в первой половине XX в.

6.Психология культуры как проблема этнопсихологических исследований.

7.«Сравнительно-культурный подход» как проблема этнопсихологиче­ских исследований.

8.«Гипотеза контактов» и идентичность личности в условиях взаи­модействия культур.

9.Задачи, стоящие перед современной этнопсихологией.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Сложность в дальнейшем развитии этнической психологии за­ключается в неопределенности ее базовых понятий, их свободной трактовке и замене одних на другие как идентичные, с последую­щим наполнением их иным содержанием. Такое положение приво­дит к необходимости их систематизации и конкретизации смысло­вого содержания.

В этнопсихологии, этнографии, демографии, социологии, исто­рии широко используются термины: этнос, нация, народ, населе­ние, национальность, страна, государство, народность, род, племя, раса, популяция. Каждое из них настолько часто встречается в спе­циальной литературе и в повседневном обиходе, что предполагает­ся интуитивное их понимание. Однако научная терминология тре­бует более строгого определения. С этой целью приводится интер­претация отмеченных терминов строго в научных изданиях с по­следующим их анализом. В силу неоднозначности их определения в различных источниках дается несколько существующих трактовок их смыслового содержания.

Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхожде­ние от общего предка. Роды объединяются в племена.

Род - основная общественная организация первобытнообщин­ного строя, объединенная кровным родством.

Род - основная общественная организация в первобытном об­ществе, представляющая собой союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство.

Из определения рода следует, что предшествующим ему поняти­ем является семья, а последующим - племя. В данном и в последую­щих случаях многозначность определения какого-либо понятия связа­на не с их правильностью или ошибочностью, а с тем, что различные авторы в многокомпонентном понятии, в силу конкретных причин придают большую или меньшую значимость отдельным составляю­щим характеристикам, подчеркивая их главенствующую роль.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая груп­па, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, мо­ральной ответственностью. Семья имеет историю и этапы своего формирования. В специальной литературе, изучающей историю возникновения семьи, выделяют:

Орда - временные супружеские пары. Половые связи между ро­дителями и детьми, сестрами и братьями.

Кровнородственная семья - исключались половые связи между родителями и детьми.

Пуналуальная семья - исключались половые связи между утроб­ными братьями и сестрами, а на втором этапе и между боковыми линиями, т.е. двоюродными, троюродными. Сестры становились ядром одной общины и имели общих мужей из другого рода. Братья являлись ядром другой общины. Род материнский - матриархат.

Патриархальная семья - первая форма моногамии (единобра­чие), наследование шло по отцу. Управление велось отцом, причем в его подчинении находились не только члены семьи, но и их по­томки, а также домашние рабы. В основе преобразования семьи лежала частная собственность.

Индустриализация разрушила домашнее производство, сохра­нив за семьей организацию быта.

Нуклеальная семья - семья состоит из супругов и их детей.

В современном обществе действуют две противоположные тенденции:

1) Обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса, т.е. превращение семьи в морально-право­вой союз мужчины и женщины.

2) Рост семейных коллизий, увеличение числа разводов, семей­ные отношения характеризуются равноправием. Одна и другая тенденция допускает многократность создания семьи с каждой из сторон.

Племя - совокупность людей, сходных по физическому типу, объединенных родовыми отношениями, общим языком, хозяйст­венной деятельностью и территорией.

Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и само­названием.

Племя - тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородствен­ные связи между его членами; деление на роды и фракции, общ­ность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов.

Образование союзов племен вело к смешению племен и воз­никновению более крупной общности - народности.

В определении понятия «племя» используется термин «этниче­ская общность», что предполагает ее предшествование племени, однако следующим этапом усложнения общности людей, как сле­дует из вышеприведенного определения, является народность.

Народность - исторически сложившаяся языковая территори­альная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой, вплоть до современной.

Непосредственно с понятием «народность» связано понятие «народ», однако в ряде случаев в его смысловое содержание вкла­дываются более объемные представления, что следует из его оп­ределения.

Народ - основная трудовая масса населения страны. По своему смыслу идентична понятиям - «люди», «группа людей», «нация», «национальность», «народность».

Народ - связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей.

Народ - совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку или ряду признаков. Народ - синоним понятия «люди».

Народ - все население определенной страны.

Народ - народные массы, включающие на различных этапах ис­тории классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач развития общества.

Народ - различные формы исторической общности (племя, на­родность, нация).

В определении понятия «народ» встречается термин «населе­ние», которое не имеет четкого очертания.

Население - жители, люди, проживающие в каком-либо месте.

Население - совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение.

Население - объединенная принадлежность к одному государ­ству, жители страны.

Население - то же, что нация, национальность.

Уже на данном уровне понятийного аппарата в этом определе­нии встречаются компоненты более сложных и возникающих позже определений. Родственным по своему содержанию с понятиями «народ» и «население» является понятие «популяция» (populis -народ, население).

Популяция - совокупность индивидов, длительно занимающих определенное пространство и воспроизводящих себя в течение большого числа поколений.

Популяция - элементарная единица процесса эволюции, спо­собная реагировать на изменения среды перестройкой своей струк­туры.

Этнос - (ethnos - народ) по смыслу: принадлежность к какому-либо народу с его культурой.

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - пле­мя, народность, нация.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как систе­ма, которая противопоставляет себе другим подобным системам, исходя из подсознательного ощущения (комплементарности) вза­имной симпатии и близости людей, определяющих деление на «своих» и «чужих».

В этом определении под стереотипом поведения понимается специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. Научение -наиболее низкая, предшествующая форма обучения, из чего следу­ет, что если убрать историю и не передать ее следующему поколе­нию, то этнос исчезает.

В свою очередь в стереотип поведения входит понятие «этни­ческая система» - сообщество людей, объединенных мироощуще­нием и стереотипом поведения. Эти дополнения взаимно ссыла­ются друг на друга. Входящее в них понятие «мироощущение» - это фиксированное сознание отношения человека к идеальным ценно­стям и материальному миру.

Этническая общность (этнос) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленных пле­менем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (украинцы, по­ляки, белорусы, русские - этническая общность).

Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Наряду с понятием этноса в ряде случаев появляются но­вые термины: «конвиксия» и «консорция».

Конвиксия - группа людей с однохарактерным бытом и семей­ными связями; низший элемент в этнической иерархии.

Консорция - группа людей, объединенных общей исторической судьбой, где под исторической судьбой следует понимать цепочку событий, казуально связанных их внутренней логикой - причинно-следственными связями между событиями, детерминирующими дальнейший ход самих событий.

Нация - (natio - племя, народ) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их террито­рии, экономических связей, литературного языка, этнических осо­бенностей культуры и характера. Возникает в период формирова­ния капиталистических экономических связей, образования внут­реннего рынка. Складывается из различных племен и народностей.

Нация - определенный народ, связанный общностью самосоз­нания и социальной структуры.

Нация - общность по принадлежности к определенному госу­дарству.

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, образующаяся в процессе формирования общности их терри­тории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Нация - исторически сложившаяся часть человечества, объеди­ненная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Нация - народ, создавший себе зависящее от него правительст­во и имеющий в своем распоряжении территорию, границы, кото­рые признаются другими государствами (народ, организованный в государство). Нации могут образовывать несколько народов или части разных народов. Данное определение наиболее расплывчатое и туманное, особенно в той части, где говорится о создании зави­сящего от него правительства. До настоящего времени ни один народ не имел зависящего от него правительства.

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, прояв­ляющегося в общности культуры. Нация, как и все исторические явления, подлежит закону изменения.

В определении нации фигурирует понятие «страна», которое также имеет многозначное определение.

Страна - местность, область, территория.

Страна - территория, имеющая собственное государственное управление или управляется другим государством.

Страна - крупная территория, выделенная по географическому положению и природным условиям в политическом и географиче­ском отношении. Территория, имеющая определенные границы и государственный суверенитет или находящаяся под властью друго­го государства.

Государство - структурная организация, обеспечивающая коор­динацию и управление обобщенными функциями во взаимообу­словленных совместных производственных отношениях.

Государство - аппарат, обеспечивающий координационную деятельность господствующих интересов, связанных с организаци­ей производства потребностей, способа их распределения и защиты распределенного от внутренних и внешних посягательств.

В приведенных определениях фигурирует понятие «экономи­ка». В данное понятие вкладывается следующий смысл.

Экономика - (искусство ведения домашнего хозяйства) сово­купность производственных отношений определенного общества, его экономический базис.

Экономика - совокупность производственных отношений, со­ответствующих данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Экономика - (домоводство) хозяйственный уклад, хозяйствен­ный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и рас­пределение.

Одной из проблем этнопсихологии и перспективных направле­ний ее исследования является этноцентризм и его природа, что тесным образом связано с понятиями «раса» и «расизм», «нацио­нализм», «сепаратизм», «шовинизм», «фашизм».

Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объеди­ненная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа, конституцией тела), обусловлен­ных общностью происхождения и первоначального населения (вы­деляются европейская, монголоидная и негроидная), по цвету ко­жи - белая, черная, желтая, красная.

Раса - одна из групп, на которую условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенности во­лосяного покрова, формы головы, пропорций тела).

Стремление возродить этническую особенность, с одной сто­роны, ведет к стремлению освободиться от гнета и приобрести независимость, а с другой - к сепаратизму и признанию расового превосходства, что и определяет необходимость ознакомления с рядом терминов.

Сепаратизм - стремление к разделению, обособлению и созда­нию собственного государства.

Федерация - форма государственного устройства; союзное го­сударство, состоящее из ряда государств или их образований, каж­дое из которых, наряду с общефедеральными, имеет собственные законодательные, исполнительные и, как правило, судовые органы.

Федерация - союз обществ или организаций.

Конфедерация - объединение, союз отдельных независимых го­сударств или организаций, объединенных общими управляющими органами, создан для достижения определенных, в основном для внешнеполитических и военных, целей.

Национализм - идеология национального превосходства (ис­ключительности), национальные интересы ставятся превыше ин­тересов социальных, классовых; провозглашение национальной нетерпимости, разжигание национальной вражды.

Шовинизм - крайний национализм, проповедующий нацио­нальную и расовую исключительность.

Фашизм - идеология воинствующего шовинизма и расизма.

Нацизм - (нем. Nazismus, сокращенное от Nationalsozialsmus -национальный социализм) - название фашизма в гитлеровской Германии.

Расизм - идеология превосходства одной расы над другой.

Интернационализм - международная солидарность людей раз­ных наций (рас), основанная на общности их интересов в стремле­нии к прогрессивному и справедливому развитию общества.

Космополитизм - теория, которая проповедует безразличное отношение к отечеству и своему народу, отстаивающая необходи­мость замены национального гражданства мировым.

Разновидность приведенной терминологии и ее неоднознач­ность объясняется тем, что в основу этих понятий входит опреде­ленная совокупность признаков, которая присутствует в каждом из них в различной степени проявления. В свою очередь при опреде­лении каждого из используемых понятий могут выделяться в большей или меньшей степени какой-либо признак или их сочета­ние, что и приводит к различным их формулировкам. Для более четкой связи этих понятий и установления их отношений целесооб­разно в табличной форме указать набор признаков и меру присут­ствия каждого из них в соответствующем понятии.

Приведенные термины, составляющие базовые понятия в эт­нопсихологии, характеризуются общностью набора признаков, но значимость каждого из них в определении понятия различна. Сле­довательно, возникает необходимость введения определенного масштаба измерения каждого из признаков и последующего сопос­тавления их в каждом из понятий. В силу того, что рассматривает­ся 10 последовательно усложняющихся понятий, введем 10-балль­ную оценку. Данная мера введена произвольно и не имеет какого-либо теоретического обоснования. Практически для каждой харак­теристики признака может быть введена своя мера. Следует сде­лать замечание по содержанию и порядку расположения самих терминов. В этом отношении последовательность размещения оп­ределена тем, что в источниках литературы по этнопсихологии предлагается такое усложнение понятий, вытекающих одно из дру­гого. Однако единого подхода в понимании этих терминов нет. Часто понятие «этнос» охватывает понятия от «рода» до «нации». В отдельных случаях говорят об этнических особенностях расы.

  Общая хоз. деятель­ность и быт Единый язык Кровное родство Единая территория Числен­ность людей Общность культуры
1. Семья п>2 человек
2. Род п>2 семей
3. Племя п>2 родов
4. Народ п> 2 племен
5. Популяция п> 2 родов
6. Этнос п> 2 родов
7. Страна п> 2 родов
8. Государство п> 2 нации
9. Нация п> 2 народов
10. Раса п> 2 народов

Подобного рода свободная трактовка базовых понятий создает существенные трудности в понимании и возможном разрешении задач этнопсихологии. Наличие такой степени свободы в исполь­зуемых определениях создает высокую толерантность пространст­ва рассматриваемых событий. В свою очередь степень толерантно­сти определяет сложность разрешимости стоящей задачи. Отсюда как следствие вытекает невозможность обоснования основных по­ложений и трактовок этнопсихологии, если не будет введена кон­кретная мера каждого признака, входящего в используемые терми­ны. Исходя из этого положения, в дальнейшем при изложении ма­териала будем исходить из установленного порядка вытекающих друг из друга понятий с учетом долевой значимости каждого при­знака, входящего в их определение.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты