КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть I 3 страницаВо второй половине XIX в. наблюдается новая волна интереса к этнопсихологическим проблемам, особенно это касалось немецких ученых. В это время появилась совместная работа Г. Штейнта-ля и М. Лазаруса «Мысль о народной психологии». Фактически эта работа носит полумистический характер и не содержит глубоких научных результатов. Поставив задачу построить систему народной психологии как науки, авторы не смогли ее решить, так как идеализация народного духа, непризнание объективно действующих социальных факторов сделало последнюю неисторическим образованием. Более весомый вклад в развитие этнопсихологических концепций сделал В. Вундт. Именно он заложил в своих исследованиях основы социальной психологии. Его работа «Психология народов» явилась основой социально-психологических исследований больших групп населения. «Душа народа», по мнению Вундта, не простая сумма индивидов, а связь и их взаимодействие, что порождает новые, специфические явления со своеобразными законами. Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении психических процессов, которые лежат в основе развития человеческого сообщества и возникновения духовных продуктов всеобщей ценности. Вундт внес большой вклад в становление этнопсихологии как науки, определил более конкретно ее предмет, сделал разграничение между народной психологией (в последующем социальной) и индивидуальной. Он отмечал, что психология народов является самостоятельной наукой наряду с индивидуальной психологией и обе эти науки пользуются услугами друг друга. В. Вундт, по замечанию советского психолога С.Рубинштейна, ввел исторический метод при изучении коллективного сознания. Его идеи оказали существенное влияние на развитие этнопсихологических исследований в России. Среди авторов, занимающихся народной психологией, необходимо отметить французского ученого Г. Лебона (1841-1931), работа которого «Психология народных масс» вышла в 1995 г. на русском языке. Его взгляды являлись вульгаризированным отражением идей предшествующих авторов. Такой подход был отражением социального заказа того времени, связанного с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и развитием массового рабочего движения. Подчеркивая развитие народов и рас, он указывал на невозможность их равенства. Это позволяет классифицировать народы на первобытные, низшие, средние и высшие. Однако их слияние и единение невозможно, ибо для развития высших рас вполне допустимо освоение жизненного пространства низших с дальнейшей их колонизацией. В целом же взгляды Лебона.в своей сущности антисоциальны и антигуманны. Жизненно необходимые проблемы этнонациональных отношений и этнической психологии характерны, как известно, для многонациональных стран. Именно этим объясняется большой интерес общественной мысли России к исследованию проблем этнической психологии. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли революционеры-демократы В.Г. Белинский (1811-1848), Н.А. Добролюбов (1836-1861), Н.Г. Чернышевский (1828-1889). В основу рассмотрения вопросов национального характера они положили общесоциологическую теорию и теорию народа. Теория народа была важным средством изучения культуры как целостности в ее национальной форме, что позволяло рассматривать нацию с различных сторон, в том числе и социально-психологической. Русские революционеры-демократы одни из первых в европейской науке четко сформулировали преобладающую значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера, в частности и характера народа в целом. Они отмечали, что умственные и нравственные формы поведения сильно видоизменяются под влиянием социальных обстоятельств и при их перемене происходят изменения в этих формах поведения. Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что каждый народ, имеющий историческое значение, представляет соединение людей очень различных между собой по степени умственного и нравственного развития. Неоднородность народа в его структуре во многом определяется социальными особенностями культурного развития групп, слоев, сословий. В каждом случае национальный характер выступает как результирующая характеристика разных качеств, которые не наследуются, а формируются средой, формой бытия и являются результатом исторического развития. Именно этим и определяется неоднородность понятия «народный характер». Структура национального сознания включает в себя комплекс элементов и представляет системное, развивающееся явление. Сюда входят интеллектуальные, нравственные качества, язык, образ жизни, обычаи, уровень образования, идейные убеждения. Следует отметить особую заслугу революционеров-демократов в том, что они дали глубокий критический анализ ходячих (существующих) представлений о характере народов, межнациональных стереотипов. Н.Г.Чернышевский подчеркивал, что ходячие понятия о характере народа созданы под влиянием обобщающих представлений о симпатии и антипатии к определенному народу и что они не соответствуют подлинному понятию многосложного характера того или иного народа и всегда преследуют социально-политическую цель, являясь порождением социального заказа существующей власти. Ходячие характеры мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая недоверие друг к другу. Постановка вопроса о стереотипах понимания характера народа, основанных на социально-политических и идеологических факторах, является большим вкладом Н.Г. Чернышевского в развитие теории этнопсихологии. Несмотря на большой вклад, сделанный еще в конце XIX в. в развитие и изучение вопроса о национальном характере, в современной литературе продолжают встречаться представления о межнациональных стереотипах поведения. Естественно, что природа этого явления носит прежний характер, и корни ее уходят в социально-политические цели. Важной особенностью рассмотрения вопроса о характере народа всегда было соотношение национального и социального (классового). Еще в работах Н.Г.Чернышевского отмечалось, что каждый народ имеет свое понятие о патриотизме, которое проявляется в международных делах, и в этом общность представляет одно целое. Но во внутренних отношениях эта общность, как целое, состоит из сословий, групп, классов, чьи интересы, чувства патриотизма существенно различаются и могут входить в крайние противоречия, порождая социальные конфликты. Сословное, классовое чувство патриотизма менее похоже внутри одной нации и своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других народов. Именно эти факты и определяют интернациональные стремления, с одной стороны, и национальные, с другой, и только социальное равенство сглаживает эти противоположные силы. В работе «Очерки научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории» Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что по образу жизни и по понятиям земледельческий класс всей Западной Европы представляет как будто одно целое; это же можно сказать о ремесленниках, богатых простолюдинах, знатном сословии. Так, португальский вельможа по образу жизни и по понятиям был более похож на шведского вельможу, чем на земледельца своей нации; португальский земледелец - более похож в этом отношении на шотландского земледельца, чем на лиссабонского богатого негоцианта. Именно этим и определяется единство интересов при противоположности в социальных конфликтах, которые возникают в различных нациях и государствах. Тогда как с одной, так и с другой стороны преобладают интернациональные устремления, которые порождены одинаковым социально-политическим положением конкретной части народа, социальных слоев или классов. Анализ соотношения национального и социального в духовном облике нации является важным вкладом в теорию этнонациональ-ных отношений представителями русской школы, которая в более глубоком и обоснованном представлении отразила соотношение этих двух составляющих в истории развития народов, чем это сделали представители немецкой классической философии и школы народной психологии. Особую роль в изучении национального характера сыграло религиозно-идеалистическое направление русской общественной мысли, представленное в работах славянофилов, которые создали свою социологическую теорию. В этой теории ведущее значение придавалось русской самобытности и национальному самосознанию. Основная их цель сводилась к определению места культуры русского народа в системе культур окружающих народов. Национальная программа славянофилов включала в себя определение понятий «нация», «народ» по отношению к человечеству вообще и индивиду, в частности, качественную оценку национальных «идей», национальной сущности исторического бытия различных народов, проблему их взаимоотношений. Наиболее яркими представителями этого направления были И.В.Кришевский, ПЯ.Дани-левский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев. Так, В.С.Соловьев (1853-1900) подчеркивал стремление каждого народа выделиться, обособиться, считая это положительной силой народности, но способной переходить в национализм, против чего он всегда предостерегал соотечественников. Национализм в наиболее крайней форме, по его мнению, губит впавший в него народ, делая его врагом человечества. Подобные заключения В.С.Соловьева остаются одним из научных обоснований стремления народов обособиться и сохранить свою самостоятельность. Поэтому сама по себе народность не имеет большой ценности, а на первый план у него выдвигается вселенская христианская идея -объединение всего мира в единое целое. В своих взглядах он полностью игнорировал социально-экономические отношения в обществе, представляя всех людей как клетки тела одного организма, объединенных в более сложные органы - племена, народы. Первые этнопсихологические исследования в советское время относятся к 1920 г. и связываются с именем Г.Г. Шпета (1879-1940), представителем феноменологической школы в философии. В том же году он организовал в МГУ первый в России кабинет этнической психологии, а в 1927 г. издал книгу «Введение в этническую психологию». В 20-е гг. уделялось огромное внимание изучению краеведения, характерных особенностей национальных меньшинств. Особый интерес к исследованию проблем этнопсихологии и возник в связи с формированием нового многонационального государства -СССР. Г.Г. Шпет дал новую трактовку содержания коллективности, диалектики общего и особенного. В его представлениях, «дух» народа есть отражение коллективного единства, откликающегося на всякое событие в быту этого единства. Он много внимания уделял изучению таких понятий, как «коллективное», «коллектив». Коллективность у Г.Г. Шпета выступает предметом этнической и социальной психологии. По его мнению, этническая психология находит свой предмет и определяется не как объяснительная, основная наука для других дисциплин, а как описательная психология, изучающая коллективные переживания. В настоящее время интерес к проблемам этнопсихологии вновь возрастает в связи с проведением коренных социальных преобразований как в стране, так и в окружающем мире. Вновь актуализируется проблемы этнопсихологии, намечаются перспективы ее развития, увеличивается число исследований, которые носят крайне противоречивый характер и определяют необходимость разработки учебного курса, особенно в системе высшего образования в системе МВД, так как этнопсихология всегда использовалась в качестве теоретической основы в идеологической работе. Вопросы для самоконтроля 1. Причины возникновения этнопсихологии как науки. 2. К какому времени и кому принадлежат первые научные обоснования 3. В чем видели причину этнических различий ученые древности? 4. Причины повышенного интереса к этнопсихологическим вопросам в 5. Кто из ученых XVII-XVIII вв. занимался вопросами этнопсихологии? 6.Теоретические взгляды КЛ. Гельвеция на причины этнопсихологических различий. 7.Какие два независимых представления лежат в основе обоснования этнических различий народов? 8. Взгляды Д. Юма на природу формирования этноса. 9. Прогрессивный и ошибочный взгляды Д. Юма в обосновании природы 10.Вклад немецкой классической философии в развитие этнопсихологических исследований. 11.Этнопсихологические подходы И. Канта в его философии. 12.Г. Гегель о характере нации и народа. 13.Особенность рассмотрения этнопсихологических проблем во второй половине XIX в. во взглядах немецких ученых 14.Вклад В. Вундта в этнопсихологическую науку. 15.Взгляды Г. Лебона на этнопсихологические проблемы в его работе «Психология народных масо». 16.Вклад в развитие этнопсихологии русских революционеров-демократов. 17.Национальные программы славянофилов. 18.Этнопсихологические исследования в советской психологии 20-х гг.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Специфика психологических особенностей в этнических общностях существенно влияет на построение национальных взаимоотношений, организацию деятельности людей, их поведение и общение. Для решения задач, связанных с управлением этническими общностями, необходимо учитывать не только социально-экономические, но и этнопсихологические закономерности, касающиеся интересов, потребностей, ценностей, традиций. В период социалистического устройства общества происходило принудительное сближение, а в ряде случаев и принудительное расселение наций и народностей, формировалась новая историческая общность людей - советского народа - многонационального по составу и интернационального по характеру, что не выдержало исторического испытания на прочность. В постсоветский период проблема этнопсихологических взаимодействий при образовании самостоятельных государств с многонациональным составом приобретает особую актуальность. В результате научно-технической революции, интернализации научной и экономической деятельности возрастают социальная и духовная роль личности, ее гармоничное развитие в формировании единства интернациональных и национальных интересов, выдвигаемых самой жизнью принципиально новых форм связей между людьми. Изучение этнопсихологических особенностей людей расширяет научное представление о человеке, позволяет вскрыть характерные закономерности социальной детерминированности и исторической изменчивости психики людей. Результаты исследований по этнопсихологии служат основой критического анализа реакционных националистических теорий. На протяжении всего развития этнической психологии в зависимости от исторических условий, определяющих духовную жизнь общества, изменялась по своей структуре и методология. В связи с многоплановостью этнопсихологических явлений вопрос о том, какие свойства являются основными в формировании этноса, не решен и сегодня. Этническая психология занимается изучением психологических закономерностей формирования психических явлений отдельных этносов, исторических и культурных особенностей, отражающих характерные черты народа - его обычаи, традиции, культуру. В настоящее время важное значение в изучении отдельных этнических общностей приобрела проблема распространения городского образа жизни, связанная с ростом и значимостью роли городов в расселении человечества, что приводит к соответствующим изменениям в размещении производительных сил, социальной структуры общества, культуры. В этнопсихологии сегодня выделяются две проблематики: конкретно-исторические этнопсихологические особенности людей той или иной общности либо группы и сфера межэтнических отношений и общений. Исторический анализ таких общностей, как человеческий род, народность, нация, позволяет проникнуть в особенности развития психологии людей. Вполне допустимо, что в первобытном обществе неразвитым производительным силам и общественным отношениям соответствовали и неразвитые формы межличностного общения. Это допущение является естественным заключением, вытекающим из принципа единства развития объекта и среды его существования. Роль же межродовых отношений сводилась к согласованию совместных действий в распределении трудовых операций, сохранению социального опыта, организации совместной жизни, распределению результатов совместного труда, что и определяло психологию родового уклада жизнедеятельности, культуры, обрядов, религии. Возникновение племен положило начало расчленению единой многофункциональной общности и появлению дифференциальной функциональной деятельности. С развитием производительных сил и разделения труда все в большей степени получают распространение опосредованные формы отношений между людьми; происходит усложнение межэтнической среды. Утрачивается необходимость прямого общения, а следовательно, всеобщего знания специфического языка конкретной профессиональной деятельности; возникают естественные условия для появления посредников во всех сферах взаимообусловленных отношений. Это приводит к дальнейшему развитию производственно-профессиональной и образовательно-квалификационной культуры и специфичности языкового общения. В тех случаях, когда во взаимообусловленных отношениях возникает общение, появляется необходимость передачи информации в виде устной, а затем письменной речи. Специфичность сферы деятельности порождает своеобразную терминологию, которая существенно отличается от бытовой речи. Этот процесс возникает в сферах человеческой деятельности, когда определенная численность людей вынуждена осуществлять вместе однородные формы поведения в многофункциональной сфере отношений. Это, с одной стороны, приводит к разделению функций, а с другой - к необходимости появления систем и лиц, осуществляющих посредничество. Происходит одновременное разделение и формирование специфической знаковой системы общения, объединение и формирование обобщенных взаимофункциональных связей и соответствующей знаковой системы взаимопонимания, которая и формирует в различных видах посредническую деятельность по отношению к результатам конечного продукта деятельности дифференцированного труда. В условиях формирования народности становятся качественно иными этнопсихологические особенности людей; возникает необходимость единого языка общения для различных этносов, общей культуры. В условиях появления новой исторической общности людей с общими законодательством, границами, общностью экономической жизни, языка, специфических черт национальной культуры возникает также коренное различие психологии представителей противоположных классов в данной нации. Проблематика этнической психологии сложна и обширна, поэтому при исследовании ее закономерности важно рассматривать все в совокупности, что позволит представить полную картину жизни народов, выяснить внутреннюю структуру жизнедеятельности людей. Многогранность требует комплексного подхода с учетом данных таких наук, как социология, лингвистика, демография. Только в такой взаимосвязи межпредметных знаний можно в полной мере осветить собственный предмет - этнические аспекты психики, воздействие этнических факторов на жизнедеятельность и поведение людей. Одной из важнейших проблем этнической психологии является направленность использования полученных знаний. Эта проблема носит глубокий социальный характер. В свое время Н.К. Фрейд однозначно сформулировал цели этнопсихологических исследований, подчеркивая, что «... знание [этнопсихологических] черт национального характера может служить многим целям. Наиболее существенные из них дают возможность помочь понять действительного или потенциального врага. В этом случае оно - важное оружие: изучение слабости врага, норм и кодов его поведения, системы ценностей, способно облегчить окончательную победу над ним». Стремление использовать этнопсихологические научные данные с целью решения экономических, политических, идеологических проблем сохранило свою направленность и сегодня. В полном соответствии с Фрейдом определял цели этнопсихологических знаний Мид, который конкретно ставил задачу исследовать различные стороны русского характера чисто в политических целях, чтобы «...нащупать какие-либо противоречия в советской системе, которые могли бы быть источником ее слабостей в настоящем или недалеком будущем». Глубокие знания этнопсихологических тонкостей в жизни одной из взаимодействующих сторон необходимы не только для координации враждебных действий, но в равной степени и для решения вопросов мирного урегулирования различного рода межнациональных этнических и религиозных конфликтов. Эти проблемы детерминируются самой социальной деятельностью, ее целями и задачами, вытекающими из потребностей сложившейся на сегодня геополитической структуры межнациональных отношений. В ряде случаев при характеристике национальных проблем характерно выделение и абсолютизация одного из признаков нации и сведение к нему всей сущности нации. Из-за многозначности терминов допускается их однобокая интерпретация, неверное сопоставление одних групп признаков с другими. Изменяется их долевая значимость в развитии рассматриваемых процессов. Во многих случаях национальная общность рассматривается в отрыве от ее социальной структуры, при этом отрицается непосредственная взаимосвязь национального с социальным, игнорируются объективные факторы возникновения нации. На первый план выдвигаются ее духовные признаки, а в необходимых случаях их отрицают как интерес нации. Во многих работах по этнопсихологии подчеркивается коренное своеобразие отдельных культур народов, но при этом духовная культура рассматривается совершенно обособленно и в отрыве от материальной основы общества. Причины возникновения и источник развития духовной культуры объясняются самобытностью, и совершенно игнорируется тот факт, что материальное производство всех благ является основой духовности. Такое положение в этнопсихологической науке ставит проблему конкретизации терминологического аппарата и разработку методов исследования этнопсихологических характеристик человека на основе анализа всесторонней деятельности, общения и отношений в различных этнических общностях. Этнопсихологические проблемы в основном рассматриваются с точки зрения конкретного исторического периода, определяющего психологию людей, при этом описываются отдельные этносы, нации, их «психический склад», характер, самосознание, чувство народа. Используя многообразие терминов, большинство из которых трактуются совершенно по-разному, делаются выводы об особенностях нации, абсолютизируя эти характеристики на всех ее представителей. В настоящее время мало изучены вопросы восприятия народами друг друга и передачи представлений о жизни различных этносов и также причины складывающихся между ними взаимоотношений, их слияния, ассимиляции и исчезновения, образования нового единого целого. Эти процессы протекают в системе общественных отношений, которые представляют производственно-экономические, политические, вытекающие из них правовые, этнические, нравственные, идеологические и др. Именно общественные отношения, которые протекают по строго объективным законам, детерминируют формирование и развитие различных этнических групп и социальное поведение их представителей. Во многих работах по этнической психологии ставится проблема формирования этноисторических типов личности, механизмов этнопсихологических взаимодействий в этнических группах. При этом привлекаются такие понятия, как восприятие людьми одной этнической общности людей другой, что имеет большое значение для формирования межэтнического сознания и отношений, памяти народа, этнического мышления, воли. Отмеченные понятия исследуются как категории, заранее присутствующие и наследуемые этносом, что является существенной ошибкой в самой постановке вопроса. Причина такого состояния вопроса, прежде всего, заключается в неправильной трактовке соотношения социального и психологического в обосновании психологии масс. В различных работах можно выделить либо стремление перенести положения общей психологии, которые касаются изучения индивидуального поведения, на массы, представляя последнюю как некую сумму проявления совпадающих черт индивидов, либо стремление объяснить психические формы коллективного поведения чисто с социальных подходов организации общественных отношений, придавая при этом некий мистицизм таким понятиям, как память, воля народа, его характер, темперамент, чувства народа. Противопоставление социального и психологического понятий принципиально неверно, так как это два взаимонезависимых понятия, которые и составляют пространство событий, определяющее поведение больших групп населения. Как и во всяком пространстве, для описания протекающего события или процесса нельзя исключить какую-либо координату, в противном случае теряется его полнота и задача утрачивает свою разрешимость. Всегда следует исходить из того, что есть определенные психологические особенности поведения человека, составляющие некий диапазон их проявления: от предельно благоприятных до крайне отрицательных во взаимообусловленных отношениях. Этот диапазон можно представить как интервал от -1 до +1, понимая при этом плюс или минус как крайние формы проявления психического поведения. Аналогичным образом можно говорить о наличии социального диапазона обусловленных совместных отношений от предельно благоприятных до предельно отрицательных, что и составляет интервал условий совместной жизнедеятельности. В силу ортогональности или независимости этих характеристик они и выступают базовыми в построении пространства жизнедеятельности, в котором описывается поведение масс. При установлении определенных закономерностей соотношения базовых характеристик можно говорить о кинематике социально-психологических особенностей поведения, но для понимания причин возникновения таких зависимостей надо определить движущие силы этих процессов, что позволяет говорить об их динамике. Соотношение кинематических и динамических характеристик в описании социально-психологических особенностей поведения этноса также является важной проблемой этнопсихологии. Рассмотрение проблем этнической психологии в настоящее время важно для практической деятельности людей, учета их национальных особенностей, решения задач массовой коммуникации и пропаганды, службы семьи. Результаты исследований, полученных в этнической психологии, должны составлять основу идеологической работы, воспитания и обучения людей. Проблемы формирования этнических типов личности, механизмы этнопсихологических взаимоотношений в этнических группах, различные формы коллективного общения и их взаимоотношения остаются еще недостаточно изученными. Задача этнопсихологии состоит в разработке конкретных путей и методов исследования этнопсихологических характеристик человека на основе анализа деятельности, общений и отношений в разных этнических общностях, дальнейшего развития национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни межэтнического мировоззрения и сознания. Изложенные проблемы ставят ряд наиболее актуальных задач в области исследований этнической психологии, к числу которых можно отнести: - сравнительный анализ этнопсихологических направлений, развиваемых в разных теоретических школах; - изучение основных закономерностей формирования этнических особенностей психологии людей; - исследование психологических основ взаимодействия общего и особенного, национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни; - исследование психологических основ деятельности личности в международных группах и коллективах. Однако первоначально следует обратиться к проблеме разработки методологических и теоретических основ этнопсихологии. Эта проблема - «узкое» место в этнопсихологии. Ее острота сказывается особенно в последние годы в связи с тем, что фрагментарные психологические исследования не могут решить задач актуальных потребностей практики межнациональных отношений. Общественная практика выдвигает на первый план такие феномены социальной реальности, как этнокультурные образования, эволюция форм этнической специфики. Практически до сих пор остается на уровне интуитивных представлений вопрос о задачах этнопсихологии, направленности комплекса научных и социально-практических проблем. За пределами внимания остаются существенные методологические проблемы, связанные с обоснованием предмета и объекта проводимых исследовательских изысканий. Сегодня еще не сформированы теоретические концепции этнопсихологии, отсутствуют специальные курсы, учебники и учебные пособия для студентов. Вопросы для самоконтроля 1.Что составляет проблемы этнопсихологии? 2.Что определяет психологию родового уклада жизни? 3.Что определяет интернализацию отношений между людьми разных национальностей ? 4.Причины возникновения опосредованных форм отношений между людьми. 5.Природа возникновения народностей и необходимые условия ее организации. 6.Пели этнопсихологических исследований по Фрейду и Миду. 7.Основные ошибки при оценке социокультурных этнических сообществ. 8.В каком пространстве событий описывается поведение больших групп населения? 9.Основные задачи в области исследования этнической психологии. 10. Многозначность этнопсихологических терминов как проблема формирующейся науки.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Рассматривая ту или иную область знаний как научное направление, необходимо определить объект, предмет и методы исследования. Общность объекта исследования всегда определяет межпредметные связи смежных областей знаний, которые углубляют понимание изучаемых проблем. Объектом исследования этнической психологии как отрасли науки являются этнопсихологические особенности народов во всем их многообразии. Этнические общности представляют отличающиеся друг от друга динамические образования, которые имеют сходство и различие психологических особенностей их народов, а также характерные изменения психологических черт в процессе социально-исторического развития людей.
|