КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть I 7 страницаВ условиях необходимой миграции, которая связана с перемещением трудовых ресурсов или беженцев из жизненно опасных районов в районы более благоприятные для жизни, непременно происходит столкновение интересов немигрирующего коренного населения. Стремление коренного населения сохранить свой приоритет, а мигрантов - достичь благополучия порождает противоречия, которые могут развиваться в острые межнациональные или межэтнические конфликты. В основе данных процессов лежит прежде всего экономическая сторона жизнедеятельности, которая объединяет мигрантов в землячества с сохранением элементов их прежней культуры, языка как средства взаимопонимания, сохранением только этнических браков. То есть происходит попытка восстановления прежней среды жизнедеятельности. В этом случае исключительно важным является численность мигрантов и потребность их производственной деятельности в новом сообществе. В зависимости от численности общины или землячества последние могут существенно сохранить пришедшую культуру, язык, моральные нормы поведения. В данном случае определяющую роль играет принцип достаточности исходных возможностей. При незначительных численностях происходит полная ассимиляция либо их вытеснение из данной среды. Попадая в естественную необходимость совместной жизнедеятельности, различные этнические общности в своем взаимодействии порождают новую культуру, которая опосредует все полезные формы организации совместной деятельности. В данном случае важным является цель, которую преследуют при организации совместной деятельности. Это зависит от способа организации хозяйственной деятельности и распределения конечного продукта труда. В условиях преднамеренного сохранения избытка производительных сил и возможности их контроля наиболее эффективным является сохранение межэтнической напряженности, разжигание розгін как средства упреждения единого социального противостояния. Однако это приводит к ослаблению общенационального единства, к организации национальной отчужденности и в последующем к национально-освободительным движениям. Организация неравноправного распределения приводит к существенным социальным расслоениям общества. Одинаковые социальные условия являются более сильным фактором, чем этническое единство в той мере, в какой часть населения остается обездоленной либо господствующей. Именно этот фактор порождает культуру класса с общностью их интересов и целей. В сообществе возникают антагонистические противоречия, связанные с общественной организацией труда и частным распределением его результата. Фактически с момента дифференциации производства и отчуждения производителя от средств производства и появления частной собственности началась эра собственности на человека. Расслоение общества на антагонистические классы существенно ослабляет его производительный потенциал, резко увеличивая непроизводительные социальные слои, деятельность которых связана с защитой системы производственных отношений и способа распределения, накопление внутренних противоречий, которые непременно ведут к стремлению восстановить социальную справедливость. Этот процесс не может быть произвольно ускорен или замедлен. В основе его протекания лежат объективные законы развития экономических отношений и связанных с ними взаимообусловленных производственных связей. Следовательно, общность этнических культур или их различие следует искать прежде всего в общности или различии экономического развития данного сообщества, учитывая всю полноту его отношений с окружающим жизненным пространством. Так как мотивация поведения полностью определяется стремлением удовлетворить потребности, а последнее зависит от текущих потенциальных возможностей, то и психология поведения этноса как некой социокультурной сообщности будет отражать те формы поведения, которые наиболее эффективно обеспечивают насущные потребности. Стремление приписать представителям того или иного этноса некие особые наследственные свойства является идеологической пропагандой, всегда преследующей конкретные политические цели. В этнопсихологии до настоящего времени используются методы психологии, этнографии, социологии, языкознания, которые в определенной мере адаптируют принадлежащий данным наукам инструментарий в соответствии с конкретными целями исследований. Такой подход приводит к разнообразию результатов исследования, увеличивая сложность оценки и вызывая сомнение правомерности сопоставления результатов, полученных таким способом в различных этнических обществах. Однако при всем многообразии и уникальности разных культур существуют универсальные положения, определяющие организацию человеческого сообщества вне зависимости от этнокультурной принадлежности. В этом случае поведение человека все более унифицируется под влиянием развития техники, средств массовой информации, а также в связи с необходимостью общения в новой интерсоциальной среде. Это требует создания гибкой методической основы, обеспечивающей сопоставимость анализа и широкую интерпретацию полученных данных. Взятые методы из социальной психологии не обладают достаточным совершенством, поэтому повторные этнопсихологические исследования дают в ряде случаев совершенно разные результаты. Эксперименты в этнопсихологии практически исключают их повторение в одних и тех же условиях. В связи с этим этнопсихологические методики должны быть более унифицированы, обладать высокой точностью и обобщенностью получаемых данных, отражать объективное описание структуры этнического самосознания. Такой подход не только способствует, но и определяет необходимость математизации исследований с широким использованием машинной обработки полученных данных и анализа модельных построений. Именно установление обобщенных особенностей этнического сообщества позволит построить модельное их отражение и изучать поведение не реального сообщества в различных условиях его развития, а поведение модели, что ни в коей мере не нанесет какого-либо вреда реальному процессу жизнедеятельности. К такого рода унифицированным характеристикам этноса относятся условия, определяющие необходимость устойчивой совместной жизнедеятельности. Следовательно, тот или иной класс потребностей может быть удовлетворен только объединенными усилиями. Необходимость систематического удовлетворения таких потребностей порождает мотивацию поведения, определяет конкретную цель деятельности, а также форму ее осуществления. Результат деятельности, направленной на удовлетворение потребности, определяет дальнейшее ее развитие. Таким образом, схема поведения остается абсолютно одинаковой, вне зависимости от специфики социокультуры этнического сообщества. Однако условия, в которых протекает деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребностей, играют существенную роль в организации структуры социокультурных отношений. В данном случае общая схема удовлетворения потребностей может быть представлена как определенный, периодически повторяющийся цикл. Закономерность воспроизводимости такого цикла описывается отношением потребности как запроса и деятельности как удовлетворения. В стабильной среде этот цикл носит устойчивый характер и проявляется в стереотипных социокультурных формах поведения. Модель таких отношений описывается системой уравнений «Вольтерра-Лотка». Что же касается формы отношений в процессе взаимообусловленного поведения, то ее характеристика может быть определена из условий взаимодействия сил, направленных на достижение цели, связанной с удовлетворением потребностей. В обобщенной форме эти силы можно представить как усилия сообщества, с одной стороны, а с другой - средовые условия, которые могут быть благоприятными либо неблагоприятными вплоть до враждебных. Следовательно, речь идет о соотношении сил и их направленности. К средовым условиям могут быть отнесены как природные, так и социальные факторы. Говоря о соотношении сил, всегда предполагается действие двух сторон, и в этом случае под стороной могут пониматься любые взаимодействующие - отдельный человек, группа, социальный слой, этнос, коалиция и т.п. В процессе взаимоотношений, естественно, изменяется соотношение сил, что зависит от способа взаимодействия, потенциального запаса сил, их репродукции. Кроме этого, в зависимости от ситуации может изменяться направленность взаимодействия. Эти факторы существенно изменяют саму форму и содержание отношений двух сторон, как во внутренних взаимоотношениях социальнокультурного сообщества, так и во взаимоотношениях между различными этносами. Во всех случаях природа таких отношений зависит от выделенных характеристик -силы взаимодействия и ее направленности. Исходя из этих положений, можно рассмотреть все многообразие результатов подобного рода взаимоотношений, не прибегая к прямым экспериментальным исследованиям и не ожидая случая, когда предполагаемые условия совпадут с реальными. Процесс отношений можно представить в поле событий «сила-направленность». При этом возможны варианты, по отношению сил: равенство сил, сила (Г^) больше силы (F2), сила (F2) больше силы (F,). По направленности их взаимодействия - совпадение по направлению в одну или другую сторону либо разнонаправленность. Если обобщить понятие «разнонаправленность действия», то вариативность в направлении сил будет описываться в интервале от общего направления до противоположного, аналогично к силе взаимодействия - силы могут быть равные либо превосходящие одна другую. Причем важно не то, какая из них больше, а во сколько раз больше. Такие характеристики присущи жизнедеятельности любого сообщества вне зависимости от времени и уровня развития этноса. Учитывая указанные варианты соотношения, можно наблюдать, как отмечалось ранее, не более девяти специфических форм взаимообусловленного поведения, все остальные являются переходным процессом и выступают как результат опосредования предшествующих процесс-отношений. Равнонаправленность и равенство сил - наиболее благоприятное состояние, обладающее высокой надежностью, но низкой устойчивостью, что ведет к постепенному расхождению направлений и приобретению равновозможных направлений. Из многообразия направлений одни оказываются более успешными, другие менее успешными, что и позволяет определить наилучший вариант развития событий, господствующую доминанту отношений в данных условиях. Усиление доминирующего положения непременно протекает в острой конкурентной борьбе, формируя доминирующие стереотипы поведения. При достижении однонаправленности или господствующего формирования, происходит развитие различных уровней стереотипного поведения, что в конечном счете приводит не только к одинаковой направленности их действия, но и к одинаковой силе проявления. Затем цикл повторяется вновь. В данном случае учитывались условия обобщения понятий «разные силы» и «разные направления». Если ввести детализацию в решение задачи -какая из сил больше или в каком направлении отличие, то получается как бы развертка данного поля событий на четыре совершенно аналогичных по построению, т.е. полный процесс событий, который описывается этими же девятью уравнениями, но с изменением знаков переменных величин. Графическое представление этого процесса дано в предшествующей главе. Такое представление развития социокультурных процессов позволяет широко использовать компьютерную технику для изучения и прогнозирования конкретных этнических событий. Взаимодействие различных этнических сообществ либо неких сил внутри одного сообщества определяется не только их соотношением и направленностью, но и отдаленностью их друг от друга. Эта характеристика, как и две предшествующие, носит абсолютный характер и присуща любому этносу, на любом уровне его организации. Степень отдаленности встречающихся сил влияет на структуру организации совместных взаимоотношений. Если эта характеристика остается константой, то только при определенной ее величине возможны стационарные взаимообусловленные отношения в совместной деятельности. При отклонении в одну из сторон взаимообусловленность сливается в целостную систему, а в другую -каждая из сторон приобретает независимость в своей организации. Модель такого процесс-отношения можно представить следующим образом. Пусть взаимообусловленность отношений является результатом некоторого мультипараметрического комплекса. Получаемый конечный результат будет являться связывающей характеристикой, которую можно выразить как произведение условных вероятностей, складывающихся на Момент рассмотрения процесса. Это позволяет представить данную характеристику как степенной одночлен. Заданная вероятность конечного результата может меняться по определенному закону. При рассмотрении числа взаимодействующих сторон п > 2 в плоскости отношений будет получено уравнение лемнискаты Бернулли. Данная модель позволяет изучать условия слияния и отчуждения взаимообусловленных интересов, а также ту численность и тот уровень активности членов сообщества, которые приводят к формированию новых уровней организации. Рассматривая обобщенные характеристики этнообразования, следует отметить, что любые взаимоотношения имеют определенную скорость протекания или подвижность. Она может иметь самые различные характеристики проявления, но всегда можно говорить о некотором диапазоне - от максимально быстрого охва-тывания всего сообщества какой-либо деятельностью или интересе к ней до минимального распространения. Не менее важной характеристикой сообщества является распространяемость каких-либо интересов по числу охвата лиц. В данном случае можно говорить о концентрации и иррадиации доминирующих интересов в сообществе. Естественно, что протекание любой деятельности всегда регулируется активизирующими и ограничивающими механизмами отношений. Таким образом, вне зависимости от конкретно рассматриваемого сообщества можно представить протекание его жизнедеятельности в некотором трехмерном пространстве «подвижность - распространяемость - регулируемость отношений». Частные особенности каждого этноса будут определяться местом нахождения их ниши существования в этом пространстве. Если в данное пространство ввести четвертое измерение в виде плоскости, которая будет выступать эквивалентом силы сталкивающихся взаимоотношений, то, используя изложенные выше уравнения, отражающие взаимообусловленные отношения сторон, и уравнение лемнискаты Бернулли, описывающее структурную их организацию, можно полностью представить динамику такого рода преобразований с учетом взаимопоглощения либо отчуждения взаимодействующих сторон. Наблюдаемые формы отношений в развитии различных этносов как внутри сообщества, так и между сообществами дают обширный материал для анализа. Во всех случаях возникает вопрос об условиях взаимных отношений, при которых наблюдается наиболее справедливая организация общества. В данном случае постановка какого-либо социального эксперимента неприемлема, ожидание благоприятного случая развития необходимых событий утрачивает смысл научных изысканий. Единственно доступным вариантом решения поставленной задачи является математическое моделирование рассматриваемых процессов. Проведенные обобщения позволяют в известной мере осуществить этот подход. Любые совместные отношения людей порождены удовлетворением необходимых потребностей. Именно взаимосвязь запроса и его удовлетворения и определяет жизнеспособность общественной структуры. Сама жизнеспособность как процесс характеризуется надежностью сложившихся отношений и их устойчивостью. Взаимообусловленность запроса и удовлетворения с достаточной эффективностью моделируются уравнениями «Вольтерра-Лотка». В свою очередь как запрос, так и удовлетворение реализуются в некотором диапазоне возможного их существования. Характерной особенностью реализации является неравномерность распределения различных вариантов конкретно наблюдаемых условий как в запросе, так и в его удовлетворении. Во всех случаях математическая модель этого процесса с достаточно хорошим приближением описывается кривой Гаусса (нормальным распределением) в интервале односигмального отклонения от центра распределения, фактически до точек перегиба. Динамика отношений «запрос-удовлетворение» тесным образом связана с вариативностью выбора возможности их реализации из областей значений этих характеристик (допустимых диапазонов). Исследование на устойчивость этих отношений позволяет установить наиболее эффективную зону данных отношений. Интересным результатом решения данной задачи является обнаруживаемая связь «нормального» распределения и «Ципфа-Парето» через уравнения «Вольтерра-Лотка». Именно из условий анализа поведения математической модели можно получить интересуемые характеристики о численности сообщества, соотношении потенциала возможностей как средства удовлетворения и потребностей как динамики взаимообусловленных отношений. Взаимосвязь этих характеристик представлена на рис. 7. В многокомпонентных вариантах удовлетворения потребностей использование модели многофокусной лемнискаты Бернулли позволяет установить, в какой последовательности и с какой степенью надежности реализуются те или иные способы удовлетворения. Такой подход открывает широкие возможности в анализе динамики развития социокультурного сообщества как самоорганизующейся системы. Таким образом, выделенные общие характеристики, лежащие в основе развития любого этноса, позволяют проводить сопоставления их по размерам диапазона проявления характеристики, месту его нахождения и силе проявления, что в полной мере отражает индивидуальность их развития. Учитывая аналитическую зависимость описываемых процессов в представленных пространствах событий, возможно изучение динамики развития этих событий с прогнозирующим результатом их завершения. Наиболее характерные отношения, которые складываются в процессе развития любого социокультурного этнического сообщества, - внутренние социальные конфликты, протекаемые в виде протестов, восстаний, революций, и внешние войны. Именно эти вопросы представляют конкретный интерес в условиях сегодняшнего протекания геополитических процессов. Вопросы для самоконтоля 1.Условия, определяющие природу внутренних взаимоотношений в со- 2.Подходы в оценке природы этнической культуры. 3.Этноцентризм и интернационализм и их причинная обусловленность. 4.Положения, которые необходимо учитывать при организации «межэтнических контактов». 5.Факторы жизнедеятельности, которые приводят к сплочению этноса как социокультурного образования. 6. Факторы взаимообусловленных отношений, которые порождают внутренний антагонизм в социокультурном образовании. 7. Какие условия этнопсихологических исследований приводят к необходимости использования математического моделирования? 8. Какие особенности взаимообусловленных отношений могут быть описаны моделью «Вольтерра-Лотка»? 9. Какой моделью могут быть отражены структурные процессы организации социокультурного сообщества? 10.Какие определяющие характеристики используются в пространстве событий, в котором отражается динамика развития социокультурных отношений в сообществе? 11.Какие возможности открывает метод математического моделирования в этнопсихологических исследованиях? 12.Какие математические модели находят широкое использование в описании динамики развития социальных процессов?
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ ЭТНОСА Развитие хозяйственной деятельности, которая привела к производству и накоплению экономического потенциала в виде избыточного продукта, создало все условия для выделения в автономную личность человека, который владеет этими «избытками». Получая определенную автономию, такие личности стремятся закрепить свое положение - освободить или уменьшить свои усилия в производстве конечного продукта и максимально увеличить свою долю при распределении продукта удовлетворения или его менового эквивалента. С одной стороны, сотрудничество и борьба создают социальную ситуацию, когда антагонистические отношения приводят к формированию структур, участвующих в производстве и требующих проявления совместных организованных усилий для достижения более высокой производительности, а с другой - порождают стремление минимизировать удовлетворение производителя и присвоить излишки продукта как потенциал свободного поведения. Данный потенциал надо сохранить и закрепить, кроме того, следует защитить право на участие в такого рода перераспределении конечного совместного продукта производства. Возникающее с этой целью общественное образование является социальной структурой экономически господствующих индивидов - обладателей собственности. Такая структура эволюционирует в институты, обеспечивающие доминирование классовых интересов, которые в процессе автономизации и борьбы за обладание политической власти свои руководящие органы повсеместно формируют из «силовых образований» - «вооруженных дружин», имеющих привилегированный статус и осуществляющих жесткий, непримиримый характер соблюдения установленного порядка функционирования общества как целостной системы. Таким образом, двойная природа взаимообусловленных совместных отношений, связанная со стремлением увеличить число участников с целью облегчения усилий для получения конечного результата и минимизировать их число при его распределении, порождает объективные условия для возникновения насильственных действий в перераспределении остатка или излишка продукта совместной деятельности и превращении самого производителя в товар. Сложный труд порождает необходимость координации совместной деятельности с учетом ее структурной сложности. Не менее сложна и проблема распределения конечного продукта труда, т. е. удовлетворение потребностей участников совместной деятельности. Однотипная деятельность позволяет оценить долю труда каждого участника и определить, какое дополнительное усилие надо приложить при его отсутствии. Этот критерий и определяет оптимальную численность совместно участвующих лиц в однотипно организованной деятельности. Рост эффективности результата совместных усилий имеет линейную зависимость, а его потребление -геометрическую, что и порождает критический уровень развития интенсивного производства. Любой из участвующих в удовлетворении своих потребностей может настолько предъявлять свое право, насколько значимы его усилия в получении конечного результата. Данного рода процессы не могут носить национального или этнического характера. Следовательно, значимость его притязаний может соответствовать осуществленному вкладу, когда без его участия уменьшается или становится недоступным получение конечного результата. В свою очередь, самостоятельная деятельность с целью достижения удовлетворения своих потребностей невозможна. Этот факт определяет зависимость индивида в совместной жизнедеятельности, которая ставит его в подчинение от общества. Накопление избытка труда увеличивает потенциальные возможности. Когда этот потенциал достигает величины обеспечения индивида, выбывшего из совместной деятельности на время более напряженной работы, после которого ее интенсивность нельзя сохранить, то он может использовать право получения своей доли результата совместного труда. Фактически накопленный потенциал дает свободу поведения или определенную независимость. Накопление потенциального запаса на более чем допустимое время работы повышенной интенсивности оставшихся индивидов, которые обеспечивают взаимообусловленную деятельность, ставит в зависимость их от поведения выбывшего, и тогда он может принудительно присваивать тот объем излишка, который остается после удовлетворения достаточного минимума остальных. Это снижает общую возможность или свободу, а сам избыточный продукт становится средством удовлетворения привилегий, что порождает социальные условия среды удовлетворения, за которые организуется борьба, т. е. стремление завладеть избытком труда. Следовательно, возникает вопрос об установлении необходимого и достаточного индивидуального потенциала, который обеспечивал бы наиболее эффективные и устойчивые совместные отношения. В данном случае удовлетворение потребности направлено не на деятельность по созданию того, что может удовлетворить потребность, а на приобретение того, что удовлетворяет эту потребность. В зависимости от того, что требует меньше усилий, реализуется та форма поведения, которая более экономична в своей организации. Более сложно оценить значимость долевого участия в деятельности, которая строится на объединении разнопрофильного труда. Но и в этом случае оценка идет по конечному результату труда. Зависимость индивида будет определяться настолько, насколько без его участия снижается конечный эффект совместной деятельности. Если взаимозаменяемость позволяет его заменить с определенной напряженностью в работе оставшихся, то это и составляет его свободу. Она эквивалентна степени увеличения напряжения оставшихся. Если же специфика деятельности отдельного индивида (или группы) полностью нарушает возможность получения конечного результата совместного труда, то это определяет его потенциальное право получить весь избыток совместного труда. Это возможно в случае, когда накопленный потенциал достаточен, чтобы обойтись без результатов совместной деятельности. Для упреждения такого рода влияния создается резерв (своего рода депо) звена, однозначно определяющего конечный результат совместной деятельности. С одной стороны, к этому стремятся те, кто зависит от диктата «узкого места» в организации совместной деятельности. Это проявляется в увеличении числа лиц, способных выполнять необходимую работу, но с учетом возможностей удовлетворить потребности всех. Так проявляется возможность повысить устойчивость и надежность взаимообусловленных отношений, но существует опасность объединения этой группы людей и их совместного диктата условий распределения конечного продукта относительно всех остальных. На межличностное поведение индивидуумов этой группы распространяются ранее описанные отношения. С другой стороны, существование господствующего звена -«узкого места» делает его привлекательным для освоения многими. По мере своих,возможностей определенное число лиц достигает необходимого результата и этим снижает значимость «узкого звена», позволяя при предъявлении претензий одними заменить их более сговорчивыми или неприхотливыми. Все это в целом со стороны координирующего совместную деятельность органа требует целенаправленного учета спроса и предложения. Рассмотренные условия определяют границы вариации прав и обязанностей взаимообусловленных совместных отношений в соответствующей социокультурной общности. В любых случаях координация этих отношений требует установления механизма распределения избыточного продукта; или находящегося у господствующей части лиц, или как общественной собственности. В том или в другом случае это охрана от посягательств на потенциал, определяющий степень свободы, и координация использования этого потенциала. Общественные структуры, обеспечивающие эту деятельность, и составляют суть институтов власти. Появление государства как института власти в соответствующем сообществе и предназначено заниматься перераспределением результатов совместного труда, защитой сложившихся прав и обязанностей и координацией взаимообусловленных отношений. В зависимости от эффективности совместной производственной деятельности избыток труда или экономический потенциал позволяет при использовании его как общественного достояния уменьшить интенсивность труда всех участников взаимообусловленных отношений либо при сохранении прежней интенсивности освободить или уменьшить усилия отдельных лиц, заняв их непроизводственной деятельностью. Этот резерв или потенциал и определяет уровень организации совместной взаимообусловленной деятельности или культуру соответствующего этнического сообщества. Появление избыточного производства, распределение этого избытка или потенциала в одинаковой мере определяет структуру социальной организации общественных отношений в любом этническом сообществе. На каждом уровне организации этих отношений существуют определенные диапазоны индивидуальной автономности личности и ее зависимости от общественного труда. Накопление потенциала (избыточного труда) позволяет защитить себя при снижении функциональной деятельности вплоть до ее полного прекращения. Полные возможности отношений определяются суммой потенциально^ запаса и непосредственной функциональной деятельности. Накопление потенциальных запасов дает превосходство, но для накопления потенциальной энергии в виде результатов конкретного труда, его эквивалента, либо в связях, обеспечивающих взаимозачетные обмены, существует предел. Этот предел определяет возможности социальной организации общественных отнощений конкретного социального слоя либо всей социокультурной структуры в целом. В пределах каждого социального уровня идет борьба за сохранение господствующего положения, показатель которого можно определить как К = П, / П2, где К -коэффициент значимости стороны, обладающей потенциалом II,, к общественному потенциалу П2. Вариациями таких отношений могут быть: господствующее положение либо «автономных» личностей, либо государства как обладателя общественной собственности, либо промежуточный вариант распределения этого потенциала между всеми членами общества, что увеличивает их взаимонезависимость, а следовательно, и организованность совместной деятельности. Особенность психологии восприятия «мое» и «наше» заключается в том, что, оценивая свой вклад, индивидуум исходит из той доли труда, которую он вносит для получения конечного результата. При этом возможна определенная ошибка в истинности этой оценки, но в целом среднестатистическая характеристика «мое» остается соответствующей доле внесенного труда. В свою очередь, со стороны оценки «наше», значимость вклада отдельного индивида определяется той средней напряженностью каждого, которая ложится на них в случае выбывания из «целого» отдельного лица. Значимость одного и того же вклада имеет существенную разницу со стороны «мое» и «наше». Фактически, свобода индивида определяется отношением его вклада в общий результат, а значимость этого вклада оценивается каждой стороной различно, порождая объективные противоречия между индивидуальностью и общностью. «Целое» может оставаться при некотором увеличении напряженности совместного труда, а отдельное лицо нет.
|