КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть I 8 страницаСледует отметить, что избыточный индивидуальный потенциальный запас создает свободу поведения личности, а следовательно, меньшую организованность совместной деятельности и приводит к ослаблению общего потенциала социальной структуры в целом. Для сохранения определенной организованности во взаимообусловленных отношениях требуется осуществление контроля за допустимой границей индивидуального потенциала и его свободным поведением, которое не должно нарушать эффективности совместной взаимообусловленной деятельности. В этом состоит одна из функций институтов властной деятельности как координирующих социальных структур. Построение устойчивых взаимообусловленных отношений из всевозможных вариантов осуществляется по принципу наименьшего расхода усилий. Господствующее звено может осуществлять несправедливое перераспределение конечного продукта, что проявляется в эксплуатации на износ или уничтожении в том случае, если существует депонирующий запас производителя, т.е. возможность компенсации выбывшего лица. Этот путь реализуется путем принудительного подчинении исполнителей, физического насилия, либо создания условий безвыходного выбора своего социального положения. Истинное устойчивое состояние взаимообусловленных совместных отношений будет характеризоваться удовлетворением возникающих потребностей за счет-соответствующей функциональной активности членов сообщества и частичного использования потенциального запаса в случае временно возросшего неадекватного запроса. Соотношение удовлетворения за счет функциональной деятельности и депонированного потенциала требует строгого контроля, что должно координироваться соответствующей структурой властного управления. Практически, рядовой производитель в субординационном подчинении утрачивает индивидуальность в координации общего взаимоотношения и выступает статистической частью в получении итогового результата своей деятельности. Его осведомленность в целенаправленном распределении «избыточной деятельности» стремится к нулю. Фактическая координация может осуществляться тем звеном социальной структуры, которое владеет знаниями о структуре социального запроса в целом и важности удовлетворения конкретных потребностей на текущий и более отдаленный момент времени. Следовательно, в любом социокультурном сообществе власть выполняет многогранную координирующую деятельность, которая охватывает как принудительное подчинение в совместной деятельности, так и добровольную ее организацию. Для обеспечения этих форм организации совместной деятельности требуются соответствующие структуры, которые определяют правовые и идеологические основы поведения, свободу поведения личности. Фактически, необходимость подобного рода структур, порождающих в конечном счете государство, возникает в результате общественного разделения труда и распределения «избыточного продукта» как собственности. Все это в целом требует развития особой системы органов и учреждений, выполняющих властные функции и определяющих нормы совместных отношений и правил дозволенного поведения, вытекающих из структуры экономических отношений и обусловленных характером производственных отношений и способом производства. Эти права распространяются и охватывают определенную территорию, где и строятся соответствующие взаимообусловленные совместные отношения. Государство, которое может охватывать сотни этносов, сохраняя целостность их социальной структуры и экономических основ, как институт верховной власти определяет внутреннюю и внешнюю политику, исходя из интересов сложившегося общества как единой системы и распространяя действие закона и правила поведения на всех членов общества, охватывая выполнение общих дел, вытекающих из природы их отношений. При этом аппарат управления не является абстрактной структурой и имеет всегда конкретных лиц, представляющих его деятельность. Эффективность управления, определяемая объективными законами экономического развития, во многом зависит от личности, представляющей власть, ее психологии, поведения, интеллекта, направленности идейных убеждений, понимания объективных законов, определяющих взаимоотношения общественных и личных интересов в совместно организованной трудовой деятельности, обеспечивающей наибольшую ее жизнедеятельность. Именно направленность совместной деятельности и уровень осознанности или понимания целесообразности ее осуществления определяют стиль и форму организации управления на любом уровне организации как отдельных социальных структур, так и всего общества в целом. Фактически везде, где встречается совместная деятельность, можно говорить о ее направленности или цели, осознанности или уровне понимания и вытекающей формы организации, обеспечивающей производство продуктов удовлетворения членов сообщества. Соотношение этих характеристик определяет необходимость использования различных мер принуждения как формы насилия, либо убеждения как формы добровольно осознанного согласия. Важным фактом, определяющим стабильность складывающихся отношений, является степень осознанности того, что необходимо делать. Эта характеристика выступает тем положительным или отрицательным потенциалом, который составляет культуру этноса или нации и который надо учитывать в ответном действии власти (руководства) для сохранения равновесного состояния всей системы в целом. Движущей силой смены форм управления власти является соотношение возможностей сторон, составляющих совместные отношения. Особую роль в этом играют скрытые или потенциальные возможности, которые увеличивают независимость взаимообусловленных сторон и позволяют изменить их горизонтальную и вертикальную субординацию. Стремление, с одной стороны, сохранить соотношение исходного положения, а с другой, приобрести потенциальный запас для пересмотра сложившихся отношений, требует рассмотреть, что составляет потенциальные (скрытые) возможности сторон и каким образом изменяются эти возможности. Возможность присвоить часть общего результата, сохранив удовлетворенность всех, стала достижимой, когда появился избыточный результат труда. Дифференцированный труд создает большую толерантность в количественной оценке его достаточности. Более того, избыточный труд идет на содержание лиц, координирующих взаимообусловленность отношений. Реализуется вариант, когда добытый совместной деятельностью результат труда как потенциал жизнедеятельности остается недоступным для контроля всеми участниками. Возникает возможность его накопленного счет присвоения, увеличивая свой потенциал жизнедеятельности. Такой результат присвоения может быть достигнут как за счет прямого грабежа, так и за счет мошенничества. В массе общественного излишка доля отдельного лица утрачивает свою значимость, но его зависимость от общества становится все большей. Наличие орудий труда сделало труд более эффективным и увеличило суммарный или общий потенциал жизнеобеспечения. Об единение лиц, выполняющих однотипную деятельность, увеличивает их потенциал. Этот эффект становится еще большим при дифференцировке совместной деятельности, что приводит еще к большему уменьшению вариативности трудовой деятельности, освобождению индивида от других форм труда, получаемых им счет своего. С дифференциацией труда растет зависимость ин вида от совместной деятельности. Результат, полученный отдельным индивидом, является частью конечного продукта. Эту часть надо объединить с другими, чтобы получить целое, т.е. «деталь» целого. Сам процесс дифференциации труда приводит г, необходимости объединения лиц в совместной деятельности снижению значимости отдельной личности в производстве. В этом осуществляется удовлетворение спроса и накопление вирі как потенциального запаса. Чем больше потенциал запаса, тем нее значим потенциал деятельности производителя. Последи может быть прекращена без ущерба для остальных, кто нуждает в ее результатах. Кто владеет этим потенциалом, тот может влиять на взаимообусловленные отношения, определяемые его потребностью. Лишение потенциалу самих производителей ставит в рамки бесполезности для остальных на период расходования потенциала. Следовательно, заложенная в потенциале свобода поведения переходит к тому, кто им владеет. Именно приобретение «излишков деталей» производства является мотивом для получения свободы, которая является эквивалентом власти. Если собрать излишки различных производств, то все производители попадают в зависимость от владельца этого суммарного потенциала. С одной стороны, они взаимообусловлены и не свободны друг перед другом, с другой, не имея излишков своего труда, они все зависимы от распределителя этих излишков. В любом этническом сообществе создается излишек труда или потенциала, но свобода в поведении будет принадлежать тому, кому принадлежит этот потенциал. Естественно, существует оптимальное соотношение в свободе распорядиться результатом своего труда. Скопление излишка у лиц, производящих некоторый продукт, либо полное их лишение этого избытка и накопление его у другого лица нарушает устойчивость совместных взаимообусловленных отношений. Наиболее справедливые отношения могут существовать только в определенной зависимости «производитель -потребитель», либо «свобода - необходимость», либо «права - обязанности». Все эти отношения могут быть описаны моделью «Вольтерра-Лотка», известной под одной из ее разновидностей «запрос-удовлетворение». Анализ этой модели указывает на существование наиболее эффективного отношения «производитель -потребитель» с допустимыми границами прав и обязанностей с каждой стороны для сохранения наиболее устойчивого отношения. Определяющим фактором в данном случае является уровень потенциальных возможностей каждой из сторон. Отклонение от оптимального уровня отношений приводит к накоплению неудовлетворенности, т.е. к скрытому протесту. Стремление выразить протест приводит к объединению недовольных. Достигнув определенного уровня возможностей, протест выражается в адекватной ему форме. Форма этой борьбы во многом зависит от уровня культуры, от глубины индивидуального понимания взаимообусловленных отношений как целостный процесс, а участвующих в совместной деятельности - как неотъемлемую часть себя. Следовательно, уровень культуры сообщества существенно влияет на взаимообусловленность отношений в этносе, составляя в каждом конкретном случае его индивидуальность. Существенной особенностью психологии поведения властвующей стороны в любом социокультурном сообществе является понятие свободы как вседозволенности, что в конечном счете обостряет антагонизм между предельным обнищанием, с одной стороны, и чрезмерным накоплением излишков труда, с другой. Этот процесс находится, вне зависимости от уровня технического и культурного развития общества, а определяется способом распределения. Невозможность обеспечить свое существование за счет полезной трудовой деятельности приводит к попытке получения уже готового результата труда путем грабежа, шантажа, мошенничества. Сохранность присвоенного продукта становится все дороже, и на определенном этапе целесообразнее удовлетворить потребности производителя, чем тратить накопленный потенциал на защиту этого накопления. В рассмотренных случаях любому сообществу вне зависимости от его этнического состава необходимы социальные образования, которые координируют распределение произведенного продукта совместной деятельности и обеспечивают его сохранность от посягательств. Любые варианты организации общественных отношений требуют обязательного наличия двух форм поддержания общественного порядка. Одна из них заключается в создании структуры идеологического убеждения в целесообразности данной организации общественных отношений, а другая - в создании структуры принудительного подчинения, они и составляют содержание социокультурной основы конкретного сообщества. Эти формы существенно зависят от способа распределения «избыточного продукта» общественной собственности - либо присвоение отдельной группой лиц или отдельным лицом, либо смешанная форма. Следует еще раз отметить, что под «потенциалом» понимается «излишек» производственного труда, производственные связи, обменный эквивалент труда в виде денег или материальных ценностей, служебное положение, в котором возможно использовать власть, военное, физическое и интеллектуальное превосходство, ложь, объединение долевого участия отдельных лиц, уважение, доверие, признание и многое другое. Однако все многообразие разновидностей потенциальных возможностей имеет свою упорядоченность, что позволяет ввести меру и оценить сложность и уровень потенциальных возможностей. Это представляет самостоятельную проблему этнокультурных исследований и требует рассмотрения содержания потенциала в каждом конкретном сообществе, что составляет содержание частной этнопсихологии или этнографии. В данном случае используется обобщенное понятие «потенциал», как запас возможностей, которые могут быть реализованы. Единственным разделением «потенциальных» возможностей является деление их на положительные и отрицательные. Наиболее простой формой увеличения потенциальных возможностей является объединение совместных усилий. Объединение усилий приводит к расширению возможностей взаимодействия со средой. Но при этом возникает необходимость организации совместной деятельности, подчинения ее определенному мотиву, а тем самым ограничения индивидуального поведения. Совместные отношения формируют соответствующую психологию поведения. С одной стороны - понимание себя как части и своей зависимости от других, а с другой - представление других как своего дополнения, позволяющие увеличить свои возможности. Эти два противоположных восприятия себя во многом зависят от биологической природы индивида и тех условий среды, в которых он формируется, но в целом это и есть выражение воли либо всей нации, либо класса, либо сословия. Любая совместная деятельность приводит к дифференциации труда. Фактически объединение индивидуумов в совместной деятельности происходит с учетом разновидности трудовой деятельности или ее детализации, таким образом каждый человек или их группа обеспечивает некоторую «деталь» общего, составляя в целом сложную социокультурную общность. Дифференциация трудовой деятельности требует появления интегрирующей деятельности. Фактически ни одна из разновидностей трудовой деятельности не сможет существовать сама на себе. Для каждой из них выполнение своей «детали» превращается в создание некой меновой стоимости, и для получения конечного продукта надо сделать ее столько, сколько вложено совместной деятельностью в конечный продукт. В данном случае произойдет равный обмен. Основой его оценки является средняя статистическая характеристика вложенного труда. Она имеет три составляющие: индивидуально воспринимаемую, статистическую и реальную оценку. Это создает неточность координации во взаимообусловленных отношениях. В пределах возникающей неточности возможно неконтролируемое присвоение результата совместной деятельности. Конкретно существующая доступность и анонимность удовлетворения потребностей и определяют специфику организации сообщества. Способность выполнить определенный объем своей «детали» является характеристикой потенциала. Именно стремление увеличить свои возможности приводит к минимизации расходов на свою деятельность, что влечет к объединению производителей. Это, в конечном счете, определяет появление общего специализированного рабочего места и инструмента (орудий труда, а в целом средств производства), которые существенно повышают потенциальные возможности производителей. Выполняемая «деталь» может выпускаться в большем количестве либо с меньшим объемом затраченного усилия. Возникшие объединенные потенциальные возможности в виде средств производства не могут принадлежать какому-либо одному производителю в целом. В то же время они требуют специализированного труда для их сохранения и воспроизводства. Это создает определенную отчужденность производителя от необходимых средств производства и приводит к взаимозависимости с теми, кто их создает, использует и владеет ими. Взаимозависимость в этих отношениях является новым социальным уровнем организации, которая требует эффективного механизма координации более сложной совместной деятельности. В данном случае производитель сам становится товаром со всеми характерными особенностями для данного понятия. Это и явилось началом эры собственности на человека. Отрыв производителя от средств производства является началом рождения антагонистических отношений внутри сообщества. Представление о значимости общего потенциала у «элементарного производителя» могут иметь самые смутные очертания, но его труд должен иметь достаточную «избыточность» для содержания всей структуры. Такие структуры возникают в каждой сфере разделенного труда, и их интеграция в единую производительную сферу общества требует следующего более высокого уровня координации совместного потенциала. С появлением каждого нового уровня интеграции результатов дифференцированного труда усложняется контроль «элементарного» производителя за значимостью результатов его труда. Сам он, как и его труд, становится статистической характеристикой в сложной социальной иерархии, и значимость осуществляемого вклада становится незаметной и полностью заменимой. Практически, индивидуальная ценность личности в обобществленном труде имеет многоуровневую значимость, и чем более отдаленные уровни и их сложность, тем меньше значимость личности, а в условиях его отчужденности от средств производства он полностью становится товаром, утрачивая какую-либо защищенность себя как личности. Таким образом, человек в целом приобретает большую свободу в подвластной среде пребывания при обобществлении труда, но утрачивает себя как целостную личность, составляя часть «целого». Это порождает психологическую основу внутреннего противоречия -осознанность увеличения своих возможностей в объединении и усиление зависимости от того целого, в которое вливаешься. Сложность системы взаимообусловленных отношений порождает увеличение толерантности в распределении результатов труда, что в свою очередь создает достаточную доступность в его бесконтрольном присвоении. С развитием общественных отношений совершенствуется и возможность скрытого присвоения результатов общественного труда. Это латентное паразитирование имеет столько оттенков и уровней, сколько разновидностей дифференцированного труда. Подобная природа построения общения не зависит от социокультурного образования, присущего тому или иному этносу. Это общая картина психологии власти различных уровней социальной организации, которая формируется отношением и целью накопления потенциальных возможностей. Базовые уровни социальной пирамиды являются определяющими в обеспечении жизненных потребностей, и в зависимости от того, насколько они могут удовлетворить запрос общества, определяется появление любых других форм потенциальных возможностей. Практически, средой управления, с целью удовлетворения потребностей, является нижележащий, подчиненный уровень. Оптимальные условия организации «внутренней среды» (социальной структуры) увеличивают ее потенциал и свободу во внешней среде. Эту свободу поведения определяют те, кто владеет общим потенциалом всей социальной структуры. В зависимости от того, насколько правильно расходуется этот потенциал, определяется состояние и целостность всей системы, ее жизнедеятельность и эффективность организации. Следовательно, правильно организованным будет то социокультурное сообщество, которое наиболее эффективно обеспечивает непротиворечивость всей системы как единого целого. В этом случае важным фактором является установление природы принадлежности власти как частной или общественной собственности, понимая под властью совокупность потенциала, обеспечивающего свободу выбора действий при удовлетворении потребностей. Говоря о потребностях, надо всегда определиться, чьих. Здесь существуют варианты использования общественного потенциала как власти социальной структуры над внешней средой в личных интересах или общественных. Потому, характеризуя какое-либо этническое сообщество, необходимо говорить о власти, рассматривая три ее составляющие: содержание (тот потенциал, которым владеешь), структура (через какие механизмы определяется управление) и действия - формы проявления управляемых действий (дисциплина отношений в широком смысле). На первом этапе формирования общественных отношений, когда внешняя среда обитания определила необходимость объединения усилий противодействия с целью расширения своей свободы, каждый имел свой потенциал как свою собственность, которая определяла структуру внутренних отношений. Эта определяющая связь создавала прочность союза. Накопление в соответствующей мере жизнеобеспечивающего потенциала освобождало индивида от этой зависимости на период расходования своего потенциала. Средством сохранения целостности системы отношений с целью расширения возможностей освоения внешней среды являлось ограничение индивидуального потенциала и накопление его в отдельных руках, что давало власть над внутренней средой и свободу совместных действий во внешней среде. Возникала естественная природа дисциплины как диктата общего над частным. Кто владел обобщенным потенциалом, тот в соответствующей мере определял направленность поведения целой системы взаимообусловленных действий. Этот процесс осуществлялся в меру психических возможностей, которые позволяли осознать оптимальные условия отношения социальной структуры и среды ее жизнедеятельности. Цель овладения или объединения потенциала каждого определяла методы и средства достижения власти над целым. В целом эти процессы практически не имеют этнической окраски и характерны на любом уровне социокультурной организации любого сообщества. Дифферейцирование производственной деятельности, которое привело в конечном счете к обобществлению орудий труда и средств производства, породило внутреннюю среду существования объединенного производства. Фактически, средства производства и орудия труда являются внутренней средой существования производителей. Происходит как бы внутреннее отображение отношений «объект - среда». В данном случае, в самом социальном «объекте» возникает внутренняя среда. Общественный потенциал в виде средств производства не может быть разделен на долевые части при выходе отдельного производителя, так как это уже целостная самостоятельная структура. Функции самой деятельности и средств, обеспечивающих ее осуществление, разделились. Будучи общественной средой, она является их собственностью и потенциалом. Стремление получить господство всегда направлено на владение или ограничение потенциала той стороны, над которой устанавливается власть. Чем больше общественный потенциал, тем меньше прав на него имеет отдельный производитель. Последний может входить и выходить из совместной деятельности и получать частично компенсацию в виде эквивалента труда, что не обеспечивает среды его существования в виде обобществленного потенциала, представленного средствами производства. Такая ситуация позволяет обменять один потенциал на другой или их эквивалент, завладев последним как средой существования, через которую репродуцируются потребительские ценности и достигается власть над ними. Возникает односторонняя зависимость между владеющим средой существования и существующими в этой среде. Такая зависимость позволяет односторонне влиять на отдельных производителей, так как они составляют сумму участников и при их избыточности могут эксплуатироваться вплоть до уничтожения. Владеющий потенциалом среды существования заинтересован в уменьшении потенциала отдельного производителя и упреждении объединения их возможностей как неотъемлемой части производства в целом. Следовательно, происходит расход потенциала власти на формирование дисциплины повиновения и организацию системы защиты избранной структуры управления взаимообусловленными отношениями. Однако устойчивость совместных отношений как целостная система подчиняется объективным законам, и отступление от них приводит к существенным затратам для сохранения устойчивого состояния избранной организации сообщества. Возникающая форма принудительного поведения не обеспечивает сознательного согласия с существующей структурой взаимообусловленных отношений. Стремление противостоять отрицательным факторам внутренней сферы приводит к объединению отдельных носителей потенциальных возможностей в единую структуру. Это выражается в координации действий потенциала производителя как целого и создании единой структуры, объединяющей производителя и средства производства, которые выступают как единая репродуктивная система удовлетворения потребностей, работающая по принципу «запрос-удовлетворение». Именно соотношение частной и общественной собственности на всех уровнях социальной организации общества определяет содержание, структуру и действия социокультурных отношений этноса. Частная собственность - это часть собственности от общего или частичная - то, что увеличивает независимость в среде, дает большую свободу, уменьшает степень подчиненности, но уменьшение степени подчиненности «части» снижает возможности целостной системы во внешней среде. В свою очередь полная подчиненность создает осознанное представление достаточности своего труда. Индивидуальное представление этого сознания может существенно отличаться от среднестатистической и текущей потребности как границы вариации средней величины. Это требует со стороны структуры, координирующей общественное поведение, известной степени принуждения. Степень и средства такого принуждения определяются тем, как и на что используется индивидуальный потенциал и как он достигается, т.е. в чем проявляется свобода и за счет чего достигается. В любом этническом сообществе для стабильного состояния его частного потенциала позволительно создать продукт обмена своим трудом и в счет его приобрести продукт, удовлетворяющий возникшие потребности. Накопленный потенциал может быть направлен на приобретение не только продукта или его эквивалента, но и труда других в форме обмена своего на чужой. Если при этом не происходит неравного обмена в понимании каждой из сторон, то не возникает вопроса о перераспределении сделанного. Но это не означает, что в данном случае не произошло присвоение. Более глубокое понимание значимости выполняемого обмена одной из участвующих сторон позволяет без какого-либо протеста с другой присвоить часть обмениваемого потенциала. Такая форма отношений может быть расценена' как скрытая форма обмана, однако она является начальным звеном воровства или грабежа и выступает в их латентном проявлении. Практически в латентной форме происходит присвоение чужого за счет неправильной оценки обмена результатами труда. Это так называемая толерантность пространства общения. Если уровень знаний и понимания происходящего у одной стороны во взаимообусловленных отношениях выше, т.е. толерантность ее пространства меньше, то такие действия вполне осуществимы. Систематические «ошибки» в отношениях обмена в конце концов приводит к тому, что несправедливое присвоение становиться очевидным, т.е. скрытая форма может быть обнаружена. В свою очередь увеличение толерантности пространства событий взаимообусловленных отношений часто существенно затрудняет контроль и управление совместной деятельностью. В многонациональных государствах, экономика которых основана на частной собственности на средства производства, всегда существует тенденция разобщить этнические сообщества, противопоставляя их интересы друг другу. Следовательно, формирование потенциальных возможностей совместной деятельности всегда сталкивается со стремлением организации отношений и их оптимизации, возникновением противоречий в общности интересов, стремлением подчинить общий потенциал определенной власти, организацией структуры этой власти в форме государства, которое выступает как система защиты свободы, в понимании этой свободы как дозволенной необходимости во взаимообусловленных отношениях. Неоднородность возникающих потребностей и их удовлетворения всегда порождает несогласие и скрытое противоречие, что лежит в основе накопления отрицательного потенциала и теневой борьбы за определение целесообразности взаимообусловленных отношений в том видении, которое предполагается более эффективным. Анализ взаимообусловленных отношений как целостной системы показывает, что накопление потенциальных возможностей увеличивает устойчивость и независимость. Рассматривая социальную структуру как систему, следует всегда иметь в виду наличие общественного потенциала, который увеличивает свободу системы как «целого» во взаимоотношениях с внешней средой, а следовательно, и свободу каждого его члена, гарантируя устойчивость существующих отношений. В свою очередь, увеличение индивидуального потенциала (частного) увеличивает свободу «части» целого, что, естественно, снижает сложность организационной структуры целого из-за возникновения взаимонезависимости его частей. Соотношение устойчивости и надежности порождает жизнеспособность системы, которая определяется оптимальным отношением «личный - общественный потенциал». Эти отношения не могут быть определены как статические, застывшие формы. Любое опосредование взаимообусловленных действий непременно приводит к их динамике. Увеличение свободы «части» непременно приводит к самостоятельности отдельных образований, их конкуренции, развалу целого, но непременному последующему установлению целостного монопольного образования. Любые по сложности взаимообусловленные отношения могут строиться на определенной структуре общения, именно структура общения и его организация определяют культуру общества, его возможные механизмы управления и организации взаимного влияния на уровне как межличностных, так и групповых отношений. В данном случае в понятие «общение» вкладывается смысл средств, определяющих взаимообусловленные связи. Именно деятельная сторона социокультурного сообщества проявляется в сложной системе общений, которые и составляют специфику этнического образования. Сами принципы, которые лежат в основе формирования этого процесса, носят абсолютный характер и не зависят от конкретных условий.
|