КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Английская общественная мысль.Французская революция конца XVIII в. оказала сильное и разноречивое влияние на общественно-политическую жизнь Англии. Прогрессивные круги горячо ее приветствовали. Корреспондентские общества, возникшие по всей стране, вступали в переписку между собою для согласования действий в борьбе за реформы. Они надеялись, что им удастся демократизировать английскую политическую систему, устранить обветшалые остатки средневековья. Развитие событий во Франции и в Англии вызвало серьезную тревогу среди имущих классов. Выразителем этих настроений явился политический деятель и публицист Эдмунд Бёрк(1729—1797). Свою публицистическую деятельность Бёрк начал с пропаганды идей французского Просвещения, в частности идей Монтескье. В 1756 г. он издал книгу под названием «Оправдание естественного общества», в которой развивал концепцию естественного права. В годы борьбы американских колоний против Англии за свою независимость он поддерживал их требования и убеждал английских политиков пойти на уступки колонистам. Под влиянием Французской революции во взглядах Бёрка произошел резкий поворот. В конце 1790 г. он опубликовал сочинение «Размышления о революции во Франции и об отношении некоторых лондонских обществ к этому событию» 1. В нем Бёрк выступил против Французской революции с позиций реакционного крыла романтизма. Бывший поклонник энциклопедистов клеветал на парижскую «чернь», осмелившуюся поднять руку на священную особу короля. Он подверг осуждению прогрессивные идеи XVIII в. и призывал к пересмотру идейного наследия эпохи Просвещения, утверждая, что именно оно породило события во Франции. Идеи Бёрка были подхвачены реакционерами всех европейских стран, увидевшими в его книге настоящий манифест контрреволюции. На протяжении всего одного года книга Бёрка выдержала в Англии одиннадцать изданий. Польский король прислал автору в награду золотую медаль, а российская императрица Екатерина II, слывшая поклонницей Вольтера и Дидро, направила ему благодарность. В прогрессивных кругах выступление Бёрка было встречено с негодованием. Шотландский философ Дж. Макинтош в книге «Защита Галлии»2 оспаривал взгляды Бёрка, доказывая право французского народа бороться с тиранией и абсолютизмом. Еще резче против Бёрка выступил революционный публицист Т. Пейн. В книге «Права человека» он отметил реакционный характер сочинения Бёрка, его страх перед народом. Пейн оправдывал меры, принятые французским народом против контрреволюции: «Вопреки чудовищным картинам, которые рисует мистер Бёрк, в действительности при сравнении Французской революции с революциями в других странах можно только удивляться малочисленности ее жертв» 3. Рост консервативных настроений отразило и сочинение ТомасаМальтуса (1766—1834) «Опыт о законе народонаселения», опубликованное в 1798 г.4 Автор стремился доказать, что основная масса народа никогда не может надеяться на улучшение своего положения, ибо закон природы состоит якобы в несоответствии между ростом населения и производством материальных благ: первое всегда обгоняло и будет обгонять второе. Он доказывал, что войны и массовые эпидемии являются благодеянием для человечества, ибо только они противостоят безудержному росту населения, способствуют более правильному соотношению между его численностью и материальными благами. Теория Мальтуса, направленная против планов преобразований существующего строя, приобрела популярность у имущих классов. Но идеи Мальтуса подверглись и резкой критике. Одно из наиболее аргументированных опровержений взглядов Мальтуса принадлежит прогрессивному писателю и публицисту Уильяму Годвину.В книге под названием «О населении. Исследование роста человечества» (1820) 5 Годвин вскрыл реакционный характер идей Мальтуса, их направленность против попыток перестроить общество на справедливых началах. Сочинения Бёрка и Мальтуса отразили сдвиг вправо в настроениях имущих классов. Под влиянием этих настроений в Англии почти полностью прекратились всякие толки о реформах, на любые проявления протеста власти отвечали суровыми репрессиями. Помимо событий Французской революции сильное влияние на формирование общественной мысли Англии оказало вступление английского капитализма в эпоху 1 Burke E. Reflexions on the Revolution in France and on the Proceedings in Certain Societies in London Relative to that Event. L., 1790. 2 Mackintosh J. Vindicias Gallias. L., 1791. 3 Пейн. Т. Избранные соч. М., 1959. С. 188. 4 Malthus Т. R. Essay on the Principle of Population. L., 1798.— Русск. пер.: Мальтус Т: Опыт о законе народонаселения. СПб:, 1868. Т. 1—2. 5 Godwin W. Of Population. An Inquiry Concerning the Power of Increase in the Number'of Mankind. L., 1820. промышленной революции. Она породила новые философские и политические теории, изменила представления о сущности науки, характере и направленности научной деятельности. Понимание содержания научного знания нередко приобретало прагматический характер. Осознание того, что наука способна приносить прибыль и что «полезное» знание имеет практическую ценность, побуждало крепнущую промышленную буржуазию оспаривать монополию научной деятельности у буржуазно-дворянской аристократии. Эта линия нашла выражение в философии утилитаризма — в ней буржуазные радикалы дали идейное обоснование программы промышленной буржуазии. Ее основатель — социолог, философ и юрист Иеремия Бентам (1748—1832) — доказывал, что критерием целесообразности любого учреждения и законодательного акта является его полезность (лат.— utilitas). Отражая стремление буржуазии к полной свободе предпринимательства, Бентам отвергал вмешательство государства в экономическую деятельность отдельных граждан и в отношения между капиталистами и рабочими. Он требовал отмены пошлин на вывоз товаров, видя в них помеху для развития промышленной и торговой деятельности. В числе последователей философии утилитаризма был и крупный экономист Давид Рикардо (1772—1823). Финансист, наживший большое состояние операциями на бирже, Рикардо продолжал разрабатывать теорию трудовой стоимости. Подобно А. Смиту, он исходил из посылки, что труд рабочих — единственный источник прибыли, а поэтому и естественное мерило стоимости, т. е. признавал противоположность интересов труда и капитала. Для Рикардо капитализм — это вечный и неизменный порядок, универсальный способ организации человеческого общества, его естественное состояние. В тот же период на общественно-политическую мысль Англии оказало влияние идейное и художественное течение романтизма. Как и в странах континентальной Европы, английский романтизм был неоднороден. В нем отразилась враждебность к Просвещению и революции. Вместе с тем в романтизме проявилось недовольство народных масс узкоэгоистическим характером капиталистического прогресса, особенно последствиями промышленного переворота. Эти настроения характерны для идеологов мелкобуржуазного, радикально-демократического направления, резко критиковавших существующие социальные отношения и духовные ценности. Романтики ратовали за возвращение к идеализированному прошлому, к природе и естественному выражению человеческих чувств. В 40-х годах XIX в. под влиянием обострившейся социальной и политической борьбы возникла группа «Молодая Англия». В нее входили известный политический деятель и публицист Б. Дизраэли (позднее ставший лидером партии консерваторов) и другие литераторы и публицисты, «Молодая Англия» пыталась ответить на острые социальные вопросы современности. Ее члены обратили внимание на противоречия английского общества и ярко описывали нищету пролетариата, резко изобличая эгоизм промышленной буржуазии, ее бессердечие и циничный расчет. Однако, нападая на промышленников, «Молодая Англия» искала идеал общественного устройства не в будущем, а в прошлом: она восхваляла феодальные порядки, осуждала выступления рабочих и призывала сплотиться вокруг церкви, трона и аристократии. Маркс и Энгельс точно охарактеризовали эту группу: «Аристократия размахивала нищенской сумой пролетариата как знаменем, чтобы повести за собою народ. Но всякий раз, когда он следовал за нею, он замечал на ее заду старые феодальные гербы и разбегался с громким и непочтительным хохотом» 6. Пролетарская идеология во времена, предшествовавшие возникновению марксизма, особенно ярко проявилась в чартистском движении, ставшем первым массовым, политически оформленным выступлением рабочего класса Англии. Состояние исторической науки. Историческое знание в Англии в первые десятилетия XIX в. развивалось более быстрыми темпами, чем в предшествующий период. 9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т 4 С. 448. Научно-технические открытия и возраставший объем знаний в эпоху промышленного переворота ускоряли процесс дифференциации гуманитарного знания и постепенной профессионализации исторических исследований. История превращалась в самостоятельную дисциплину. Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, совершенствование буржуазной партийно-политической системы, «строительство» Британской колониальной империи требовали совершенствования системы университетского образования. Однако в ведущих английских университетах — Оксфорде, Кембридже и др.— контроль за обучением студентов по-прежнему осуществляло англиканское духовенство. Ученые были вынуждены постоянно оглядываться на религиозные каноны. В тематике исторических работ видное место занимала история церкви и религиозных догматов. Тем не менее, в 40-е — начале 50-х годов XIX в. в Оксфорде начала оформляться школа «юриспруденции и новой истории». Ее создание было связано с реформаторской деятельностью Т. Арнольда. В этой школе наряду с историей политической мысли, государственных и общественных институтов осуществлялось преподавание философии, политэкономии, психологии. И все же в целом университеты Англии отставали от жизни, историческая мысль в этот период развивалась вне университетских стен. Необходимое условие совершенствования исторических знаний — рост источниковой базы. Процесс собирания, накопления исторических источников осуществлялся в этот период в Англии отдельными коллекционерами, членами антикварных и археологических обществ, библиотеками и музеями. Среди обществ, занимавшихся изучением отечественных исторических памятников, важную роль играли публикаторские клубы. К середине XIX в. их насчитывалось более 25. Некоторые из них испытали влияние передовой методики анализа источников, разработанной немецкими историками Нибуром и Ранке. Возросший интерес к источникам побудил к заботе об архивах. Специальная комиссия, созданная парламентом в начале 30-х годов XIX в., подтвердила факты, на которые уже давно обращали внимание историки, и признала, что ценные материалы продолжают гибнуть. В 1838 г. было создано центральное архивное учреждение, которое должно было привести архивы в порядок. Это учреждение под названием Публичного архива (Public record office) и ныне является центром английского архивного дела. Большую роль в развитии архивного дела сыграл Френсис Палгрев (1788-— 1861), крупный специалист по истории англо-норманнской эпохи. С 1838 г. вплоть до смерти он являлся фактическим организатором архивного дела в Англии, Благодаря его инициативе вышли в свет некоторые ценные публикации. Издания Палгрева отличаются полнотой, научной точностью и добросовестностью, а его комментарии свидетельствуют о больших знаниях и широкой начитанности. Возрастание интереса к истории было связано в первую очередь с теми большими сдвигами, которые переживало английское общество в эти десятилетия. Под влиянием Французской революции в среде имущих классов усилилась тенденция к идеализации средневековья, восхвалению социального и политического строя, предшествовавшего революции. Борьба против завоевательных планов Наполеона, способствуя росту национального самосознания, также усиливала этот интерес к прошлому. Выражением его в исторической литературе явился романтизм. Публикации древних легенд, сказаний и других материалов встречались восторженно. На развитие исторической науки в Англии оказали влияние немецкий романтизм, в частности, представитель его А. Мюллер и «историческая школа права» в лице Савиньи и Эйхгорна, а также германская «филологическая школа» в лице Гриммов. Работы этих немецких ученых побудили англичан к новой оценке источников средневекового права, языка и литературы. Опираясь на построения немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. и методику работы над источниками Нибура — Ранке, историки стремились воссоздать картину исторического прошлого на основе идеалистического историзма и кри- тического подхода к источникам. Понятие исторического прогресса отождествлялось ими с совершенствованием морально-этических норм и роста духовности общества. Под воздействием этих идей и приемов работы над источниками английская вигская либеральная историография оказалась подготовленной к восприятию идей развития и принципов историзма в познании прошлого. Влияние романтизма испытали такие крупные историки, как Т. Мако-лей и Т. Карлейль. Большую роль в усилении интереса к истории сыграли романы Вальтера Скотта(1771 —1832). В них нашли отражение важнейшие события и процессы европейского средневековья. Особенно внимательно и любовно он прослеживал историческое развитие родной ему Шотландии. Скотт стремился воссоздать историческую действительность со всем ее колоритом, нарисовать картины быта и психологию людей того времени. В своих романах Скотт несколько идеализировал средние века, рисуя патриархальные отношения между феодалом и крестьянами, простоту и благородство нравов той эпохи. Произведения Скотта основаны на тщательном изучении материалов и источников — исторических документов, фольклора и археологических памятников. Скотт состоял членом Шотландского исторического общества, принимал активное участие в его работе и в издании исторических документов. Ему принадлежат и собственно исторические работы: девятитомная «Жизнь Наполеона Бонапарта», «История Шотландии». Английская историография этого времени расширила свой диапазон в предметном и географическом отношениях. Характерная черта английской историографии первой половины XIX столетия — пробуждение интереса к истории экономики, что было вполне закономерно. Промышленная революция и вызванные ею бурные экономические сдвиги, на глазах изменявшие облик страны, возникновение новых форм экономической жизни — все это не могло не привлекать к себе внимания. В 1838 г. вышел в свет первый том обширного исследования Т. Тука «История цен и денежного обращения», в котором на основе богатых фактических данных прослеживались движение цен на продовольствие и колебания курса денег начиная с 1793 г. Многотомная работа Тука содержит обильный материал по истории экономики с конца XVIII в. по 1856 г. В 1805 г. историк Макферсон опубликовал переработанное сочинение Андерсона по истории торговли. Он привлек новый материал и расширил объем его книги. В 30—40-е годы, когда промышленная революция в своих основных чертах приближалась к завершению, обнаружился большой интерес историков к статистике и количественным оценкам. В Лондоне, Манчестере и некоторых других центрах новой промышленности возникли статистические общества, издававшие специальные журналы. В них публиковались интересные данные о развитии производства и торговли, о численности и составе населения и росте городов. В те же годы стали появляться и первые обобщающие труды по истории отдельных отраслей — хлопчатобумажной, шерстяной, гончарного дела и др. В этих работах наряду с обстоятельным рассказом о развитии предприятий, их финансов и внутренней организации делались первые попытки понять причины возникновения новой промышленности и ее успехов. Не случайно обращение английских историков к истории Востока. Обширные торговые интересы Англии на Востоке и активная колониальная экспансия, ставшая особенно энергичной после потери американских владений, стимулировали интерес к этой тематике. Центральное место среди колоний занимала Индия: огромная страна с многочисленным населением и богатой древней культурой привлекала к себе внимание. Начало изучения древней индийской литературы и языка связано с именем У. Джонса, который еще в 80-е годы XVIII столетия приступил к изучению памятников индийского права и литературы. Эту работу продолжил Г. Коулбрук, состоявший на службе Ост-Индской компании. В 1798 г. он завершил издание древнеиндийских законов, начатое еще Джонсом. Главный труд Коулбрука — «Очерки вед», с которого началось систематическое изучение этого замечательного памятника древнеиндийской письменности. Формирование основных направлений английской историографии. Острая борьба на политической арене находила отражение в английской исторической науке. Различный подход к оценке исторического процесса наиболее отчетливо прослеживается в вопросах о реформе и революции. Для партии тори характерным был полный отказ от всяких реформ: в любой, даже самой скромной реформе они усматривали покушение на существующий порядок, уступку зловредному духу перемен, а с ним и духу революции. Наиболее отчетливо торийская концепция политического устройства выражена в работах историка Арчибальда Алисона (1792—1867) — «История Европы в период Французской революции», «История от Реставрации до воцарения Наполеона III» 7. Исходная позиция автора предельно проста: любые перемены нежелательны, они чреваты революцией и опасны для существующего порядка. Алисой нападал на «губительную страсть к новшествам» и восхвалял английскую политическую систему. История Французской революции изложена им крайне тенденциозно. Он безоговорочно осуждал все действия якобинцев. Наполеон в его изображении — кровожадный тиран. Напротив, английские политики того периода — Питт, Каслри, Веллингтон — воплощение миролюбия и благородства. Иные позиции занимали историки вигского направления: в истории прошлого они искали аргументы в пользу умеренных реформ. Они признавали и даже порою подчеркивали недостатки существующих порядков, но не хотели решительных и крутых перемен и как огня боялись революции. Поэтому во всех своих выступлениях виги неустанно призывали к умеренности и постепенности в деле реформ. Вигско-либеральную концепцию реформ ясно изложил один из лидеров этой партии и авторов парламентской реформы 7 Alison A. History of Europe from the Commencement of the French Revolution to the Restauration of the Bourbons. London, 1832— 1842. V. 1 — 10; Alison A. History from the Restauration to the Accession of Napoleon III. L., 1852—1859. V. 1—9. 1832 г. лорд Джон Рассел (1792—1878), занимавший пост премьер-министра с 1846 по 1852 г. В своей книге «Очерки истории английского правительства и конституции» он утверждал, что путь к «сохранению свободы», т. е. существующей системы, лежит через преобразование всего, что созрело для перемен 8. Несколько обособленное направление представляли историки буржуазно-радикального лагеря. Подобно вигам, они стояли за умеренные реформы, однако не разделяли страхов перед революцией и, считая ее опасность нереальной, требовали более решительных действий. Они с особой охотой распространялись об особой роли буржуазии, видя в ней наиболее важную и полезную часть общества. У. Маккиннон в работе «История цивилизации» заявлял, что «чем больше численность средних классов в отношении к другим классам, тем больше счастье нации». «Средние классы», т. е. буржуазия, были для него не только воплощением национального богатства, но и подлинным выразителем общественного мнения страны. Причину Английской революции середины XVII в. Маккиннон видел в попытке игнорировать интересы буржуазии 9. Для подкрепления своей программы буржуазные радикалы часто обращались к истории древности. Крупный банкир Джордж Грот (1794—1871), депутат парламента и активный участник борьбы за его реформу, в своей «Истории Греции» 10 превозносил афинскую демократию, видя в ней идеал, к которому должна стремиться Англия. Торийское, вигское, буржуазно-радикальное направления не исчерпывали тогдашний круг школ и направлений. Наряду с ними в те десятилетия существовал мелкобуржуазный радикализм, в первой трети XIX в. его представляли такие крупные фигуры, как У. Коббет, и Т. Карлейль. Одновременно в английской историо- 8 Russel I. Essay on the History of the English Government and Constitution. L., 1865. P. 350. 9 Mackinnon W. A. History of Civilization. L., 1846. V. 1—2; V. 1. P. 22, 175. 10 Grote G. History of Greece. L., 1846—1856. V. 1 — 12. графии зарождалась и пролетарская струя. Исторические взгляды нового революционного класса находили выражение в сочинениях Р. Оуэна и еще более определенно — в исторических трудах чартистов. В историографии Англии первой половины XIX в. ведущее место занимало вигскоенаправление. Крупной фигурой этого направления был Генри Галлам(1777—1859). Основной его труд — «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга II (1485—1760)»". Автор превозносит английскую политическую систему, в которой якобы господствует «золотая середина» и отсутствуют крайности— деспотизм и анархия. В отличие от других стран, заявляет Галлам, в Англии всегда царила законность, и с ней считались все, в том числе правители. Правда, он признает, что и в истории Англии были периоды, когда какая-либо крайность на время брала верх. Так, в правление Генриха VIII царил деспотизм, а во время революции середины XVII в.— анархия. Однако такие периоды были исключением и длились недолго. В основном же Англия — это страна, процветающая под властью мудрого закона и конституции. Четкость и определенность, с которой Галлам в работе сформулировал принципы вигской историографии, обеспечили его книге большой успех в вигских кругах. В научном отношении работа Галлама для своего времени представляла значительный шаг вперед. Автор совсем не касался экономики и социальных проблем, однако сюжеты политической и конституционной истории освещены весьма полно, на обширном материале источников. Большой эрудицией отмечены и другие работы Галлама — «Взгляд на состояние Европы в средние века» в трех томах и «Введение в европейскую литературу». Наиболее видным представителем вигской историографии в Англии был Томас Бабингтон Маколей (1800—1859), один из первых профессиональных историков в Англии. Избранный в 1830 г. в парламент, он активно участвовал в борьбе за парламентскую реформу 1832 г. В награду за это в правительстве вигов он получил выгодный пост в Совете по делам Индии, а в 1839 г. стал военным министром. Маколей был противником демократизации английского политического строя. В 1842 г. при обсуждении второй чартистской петиции, требовавшей всеобщего избирательного права, Маколей заявил, что это требование противоречит политическому строю Англии, поскольку последний основан на частной собственности. Маколей создал себе имя в литературное, опубликовав ряд ярких статей в журнала. Уже первой из них — «Этюд о Мильтоне» (1825) молодой автор обратил на себя внимание. В статье давался тонкий и глубокий анализ творчества Мильтона, его философских воззрений. Критики оценили и великолепный язык автора. В дальнейшем он написал несколько десятков подобных статей и очерков, посвятив их самым различным вопросам,— политическим проблемам дня, историческим событиям и деятелям прошлого. Эти этюды закрепили за Маколеем славу блестящего публициста вигского лагеря. Он умел, привлекая обильный материал, в яркой и доходчивой форме пропагандировать вигские взгляды. Главный исторический труд Маколея — «История Англии от воцарения Якова II» |2 — имел огромный, по тем 17 Hallam И. Constitutional History of England from Henry VII to the Death of George II. U 1827. V. 1-3. 18 Macaulay T, B. History of England from the Accession of James II. L., 1842—1859. V. 1 — 5; Маколей Т, Поли. собр. соч. СПб., 1860—1866. Т. 1 —16. временам неслыханный успех. Всего за 25 лет в одной только Англии тираж его составил 140 тыс. экземпляров. Эта работа неоднократно переводилась на другие языки, в том числе на русский. Маколей талантливо защищал и обосновывал политическую программу тех групп господствующих классов, которые выступали за упрочение сотрудничества буржуазии и землевладельцев на основе компромисса. Пять томов труда охватывают почти двадцать лет — с 1685 по 1702 г. В центре повествования — «славная революция» 1688 г. Маколея привлекал в ней прежде всего ее компромиссный характер. Он превозносил эту революцию как замечательный образец и противопоставлял ее событиям середины XVII в., которые, по его утверждению, подорвали мощь и величие Англии. Маколей отнюдь не скрывал своего взгляда на то, за что именно ценил переворот 1688 г., который ставил выше революции середины XVII в.,— это верхушечный характер компромисса. Его книга представляет дифирамб английской конституционной монархии, установленной в конце XVII в. Успеху книги Маколея в немалой степени способствовала ее блестящая литературная форма. Произведение Маколея принадлежит к лучшим образцам английской научно-литературной прозы. Вместе с тем в научном отношении труд Маколея не выдерживает серьезной критики, хотя современные его поклонники восхваляют огромную эрудицию автора и верность деталей, объявляя его книгу образцом научной добросовестности. Действительно, Маколей стремился к точности в деталях. Однако в характеристиках политических деятелей и в оценках событий прошлого Маколей нередко прибегал к произвольным утверждениям, не опирающимся на источники. В статье «Об истории» он даже пытался обосновать такой подход, утверждая, что «факты — это шлак истории и груда сырого материала, ожидающая руки творца». Историк, писал Б. Маколей, не судья, который должен соблюдать беспристрастие, а адвокат, страстно заинтересованный в событиях, поэтому его задача заключается вовсе не в том, чтобы «слепо» следовать фактам. Мелкобуржуазная критика капитализма. Наиболее влиятельным представителем мелкобуржуазного радикализма был талантливый публицист Уильям Коббет (1762—1835). Сын фермера, Коббет прожил долгую жизнь, полную превратностей. Он был учителем, затем несколько лет солдатом, пока, наконец, понял свое призвание публициста. В 1802 г. он начал издавать журнал «Еженедельный политический обозреватель». Первое время он поддерживал правительство в войне против Франции, однако вскоре посвятил журнал критике существующих порядков. Диапазон его критических выступлений был очень широк: он разоблачал паразитизм знати, бюрократизм и продажность чиновников, лицемерие служителей культа, жестокость судей, жадность предпринимателей, нападал на систему управления страной, налоги, критиковал военную политику. Меткая и беспощадная критика, а также умение Коббета говорить с народом ясно и понятно, его энергичный и живой язык сделали журнал весьма популярным. Публицистические выступления Коббета, его нападки на существующие порядки способствовали пробуждению самосознания народных масс, приобщению их к политической жизни. Коббет много писал на различные темы, в том числе исторические. Самым крупным его историческим сочинением была двухтомная «История протестантской Реформации в Англии» 13. Корни Реформации Коббет усматривал в жадности короля и знати, которые стремились завладеть огромными богатствами католической церкви. Коббет показывал, что одновременно с роспуском монастырей была совершена еще одна «реформа»: отменены законы, обязавшие общество заботиться о бедняках. Ярко и убедительно он рисует ухудшение жизни народных масс. Другая историческая работа Коббета — «История регентства и царствования короля Георга IV» — представляет собой острый памфлет, направленный против господствующей олигархии. 13 Cobbett W. History of the Protestant Reformation in England, I., 1824—1826. V. 1—2, 14 Cobbett W. History of the Regency and Reign of George IV. L., 1830. Коббету принадлежит инициатива издания ряда ценных документальных исторических материалов. В 1806 г. он начал публикацию «Парламентской истории Англии от норманнского завоевания до 1803 года» 15. В ней впервые были помещены все известные материалы о работе парламента — документы и протоколы, сопровождаемые комментариями. Почти одновременно он начал издание серии парламентских протоколов начиная с 1803 г. Эта серия выходит по сей день 16. В 1809 г. им была предпринята публикация «Протоколов судебных процессов о государственной измене». В 1812 г. Коббет, приговоренный к уплате большого штрафа за резкую критику правительства, был вынужден прекратить издательскую деятельность. В своих сочинениях Коббет описывал последствия, которые имел промышленный переворот для развития сельского хозяйства: обнищание и эксплуатация трудящихся, вытеснение мелких фермеров, преобладание крупной собственности. Но его положительная программа носила консервативный характер. Он был убежден, что «золотой век» Англии остался в прошлом и мечтал о возвращении к «старой доброй Англии». Точную и яркую характеристику Коббету дал К. Маркс, который назвал его «...самым талантливым представителем или вернее основателем старого английского радикализма». Осуждая крупных земельных собственников, плутократию, государственный долг, централизацию, подрывающую местное самоуправление, Коббет, «плебей по своим инстинктам и симпатиям...», был, по мнению Маркса, «...инстинктивным защитником народных масс против посягательств буржуазии...» и «...одновременно и самым консервативным и самым радикальным человеком в Великобритании...». Его требования, писал Маркс, «...скорее носили характер политической хартии промышленной мелкой буржуазии...» 18. Сложную фигуру в историографии Англии представлял Томас Карлейль (1795—1881). Он вышел из низов, был сыном каменщика. Он рано занялся литературной деятельностью. Знание языка позволило ему в подлиннике ознакомиться с немецкой литературой и философией. В его переводах вышли труды Гёте, Фихте и Гегеля. Философия последнего оказала влияние на Карлейля. По своим взглядам на историю Карлейль был близок к романтикам. В начальный период деятельности Карлейля можно с полным правом причислить к мелкобуржуазным критикам капитализма. Первое крупное историческое произведение Карлейля — «Французская революция» 19 (1838). Историю революции Карлейль доводит до 1795 г. Революция в его представлении — это анархия, вырвавшаяся из оков, это «безумие, которое живет в сердцах людей» 20. Карлейль осуждает Французскую революцию, как и все революции вообще. Однако он ярко изображает в отрицательном свете и старые, дореволюционные порядки, говорит о негодности и жестокости старых французских политических учреждений и в результате косвенно не только объясняет, но как бы даже оправдывает революцию как вспышку народного гнева. «Главными деятелями Французской революции,— писал он,— как всегда... при подобных революциях и во всех странах, были голод, нагота и кошмарный гнет, давивший двадцать пять миллионов существ» 21. Характерная черта книги Карлейля — глубокое и искреннее сочувствие народу и его страданиям, восхищение его героизмом. Сочинение Карлейля — горячий призыв понять революцию, стремление правдиво описать страдания и надежды народа. 15 Cobbett's Parlamentary History of England from the Norman Conquest in 1066 to the Year 1803. L., 1806—1812. V.I —12. 16 Cobbett's Parlamentary Debates (после 1812 г. переименована в Hansard's Parliamentary Debates). 17. Cobbett's Complete Collection of State Trials. L., 1809—1812. 18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 9. С. 195, 196, 197. 19 Карлейль Т. Французская революция. История. СПб., 1907. 20 Там же, С. 565. 21 Там же. С. 475. Автор восхваляет Мирабо и Дантона и не скрывает своей неприязни к Робеспьеру и Марату. Вместе с тем он отдает должное якобинцам за их патриотизм и энергию. «Оружие Горы,— писал он,— оружие чистой природы: смелость и пылкость». Напротив, жирондистов он открыто презирает, называя их «иезуитами революции» 22. Книга Карлейля встретила одобрительные отзывы в обоих политических лагерях имущих классов. И тори, и виги восприняли ее как обличение революции, но тори более оценили его нападки на «анархию, вырвавшуюся из оков», а виги — критику им «старого порядка», который не сумел своевременными реформами предотвратить революцию. В сочинениях Карлейля, написанных до революции 1848 г., звучит резкая критика буржуазной идеологии и буржуазного порядка. «Томасу Карлейлю,— указывали Маркс Энгельс,— принадлежит та заслуга, что он выступил в литературе против буржуазии в то время, когда ее представления, вкусы и идеи полностью подчинили себе всю официальную английскую литературу; причем выступления его носили иногда даже революционный характер» 23. Он ядовито и метко высмеивал убогую «мудрость» утилитаристов, разоблачал своекорыстную политику вигов, обличал лицемерие английской демократии. «Эта свобода,— писал он в 1843 г.,— оказывается для работающих миллионов свободой умереть от недостатка питания...» 24. В книге «Чартизм» 25 Карлейль выражал сочувствие народу и его страданиям. В противовес буржуазным публицистам, которые заявляли, что все чартистское движение — дело рук зловредных смутьянов, Карлейль высказал убеждение, что корни чартизма — в нищете и бесправии народных масс, и доказывал, что чартизм нельзя уничтожить репрессиями. Он резко критиковал законодательство о бедняках, продиктованное идеями Мальтуса. 22 См.: Карлейль Т. Французская революция. История. С. 479—480. 23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 268. 24 Карлейль Т. Прежде и теперь. СПб., 1906. С. 313. 25 Carlyle Т. The Chartism. L., 1840. P. 2, 16—23. На протяжении 40-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала все глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс,— все резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами. В основе философских воззрений Карлейля лежал субъективный идеализм. Он исходил из убеждения, что исторический процесс не подчиняется каким-либо объективным закономерностям, а зависит от воли и деятельности отдельных личностей. В 1841 г. Карлейль прочел публичную лекцию на тему «Герои, почитание героев и героическое в истории». В 1844 г. она вышла в свет отдельной книгой. История, утверждал Карлейль, не что иное, как биография великих людей. Только последние творят историю, накладывают на нее печать своего гения, и, таким образом, целые эпохи являются продуктом их творчества. Роль великих творцов исторического процесса играют «истинные аристократы», а народная масса представляет собой слепое и безгласное орудие в руках великого человека 26. 26 См.: Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1891. С. 19. Преклонение Карлейля перед героическим в какой-то мере отражало протест против будничности и филистерства буржуазии. Однако вскоре под влиянием подъема народной борьбы за Хартию культ героев у Карлейля приобрел антиреволюционную и антипролетарскую направленность. Герой, по словам Карлейля, это «единственная живая скала среди всевозможных крушений, единственная устойчивая точка в современной революционной истории» 2?. Герой должен быть спасителем общества от революции, «Пока человек будет человеком,— писал Карлейль,— кромвели и наполеоны всегда будут неизбежным завершением санкюлотизма» 28. Крупным историческим трудом Карлейля была публикация писем и речей Оливера Кромвеля (5 томов; 1845) 29. Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении ее международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя а нем только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей». Консервативные черты в мировоззрении Карлейля приобрели более отчетливые формы после 1848 г. В своем труде «История Фридриха II Прусского, именуемого Фридрихом Великим» 3", Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии. От критики капитализма он переходит к фактической его защите. Он открыто выступает против народных и освободительных движений, в 1871 г. осудил Парижскую Коммуну. Оценивая творчество Карлейля в этот период, Маркс и Энгельс писали, что оно «...представляет нам еще доказательство того, как высоко парящее благородство превращается немедленно в неприкрытую низость, лишь только оно спускается с небес своих сентенций и фраз в мир реальных отношений» 31. Крупнейшим английским мыслителем, который в известной степени выражал тогда еще смутные идеи и чаяния нового общественного класса — пролетариата, был Роберт Оуэн (1771 — 1858). Главная заслуга Оуэна состоит в глубокой критике капитализма и в разработке идеи коммунистического общества. Оуэн пришел к коммунистическим идеям не сразу. Он начал свою деятельность как буржуазный предприниматель и филантроп. Поворотным моментом в идейном развитии Оуэна явился 1817 год, когда он публично заявил, что существующее положение в обществе, где огромное большинство населения испытывает крайнюю нужду, «...проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом» 2. Затем он развил эти мысли, выдвинув проект создания общин на принципах коммунистической общности имущества и коллективного труда. В отличие от других критиков и утопистов, он понял, что промышленный переворот создал «новую промышленную систему» и «новые производительные силы», которые дают возможность перестроить общество на новых началах. Сам термин «производительные силы» как совокупность техники и новой организации труда был впервые выдвинут именно Оуэном. Он подчеркивал, что рост этих производительных сил принял такие масштабы, что теперь он уже достаточен для того, чтобы насытить мир богатствами 33. Таким образом, Оуэн подходил к пониманию зна- 27 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1891. С. 21. 28 Там же. С. 220. 29 Oliver Cromwell's Letters and Speeches / Ed.T. Carlyle. L., 1845. V. 1—5. 30 Carlyle T. History of the Frederic II of Prussia Called Frederic the Great. L., 1858— 1865. V. 1—6. 31 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 276. 32 Оуэн Р. Избр. соч. М., Л„ 1950. Т. 1. С. 87. 33 Там же. С. 180. чения объективных материальных условий для создания нового общественного строя. При всем том системе взглядов Оуэна свойственны слабость и непоследовательность. Разделяя идеи рационалистов XVIII в., Оуэн полагал, что все недостатки и пороки современного ему общества проистекают из невежества. Достаточно объяснить причины зла и заблуждений, и истина, представ перед людьми, породит неудержимое стремление изменить существующее положение. Идеи Оуэна оказали немалое положительное влияние на английскую общественную мысль. Маркс подчеркивал большие заслуги Оуэна в разработке коммунистических идей и причислял его к представителям критически-утопического социализма и коммунизма. Историки-чартисты.Значительный интерес представляют исторические взгляды чартистов, хотя в них содержится немало незрелого и путаного. В то же время на страницах чартистской печати, в политической и художественной литературе чартистов мы находим достаточно глубокие и верные мысли и догадки о движущих силах исторического процесса, в том числе о социальной борьбе и ее роли в жизни общества, о месте отдельных классов, об исторической роли буржуазии и т. п. Представителем чартистской историографии был видный публицист и теоретик чартизма Джеймс Бронтерр О'Брайен(1803—1864), весьма образованный человек, пользовавшийся популярностью как оратор и публицист. Лидер чартистов О'Коннор назвал его «школьным учителем чартизма». О'Брайен был последователем Оуэна, однако он внес в его систему существенную поправку: в отличие от своего учителя, который отвергал политическую борьбу, О'Брайен считал, что народ должен добиться политических прав для того чтобы избрать подлинно народный парламент, который осуществит идеи Оуэна и создаст систему нового общественного строя. Основной исторический труд О’Брайена — биография Максимилиана Робеспьера 34. В отличие от вигских историков, которые замалчивали революцию, опасаясь активности народа, и прославляли верхушечные комбинации имущих классов, О'Брайен на первый план выдвигает; роль народа в революции. О'Брайен видит в нем основную движущую силу исторического процесса, а во Французской революции — вполне закономерное явление. О'Брайен характеризовал Робеспьера как крупного политического деятеля, глубоко понимавшего происходящее и тесно связанного с народом. Он уделил большое внимание экономике Франции того времени, рисовал роль отдельных классов и их борьбу. Книга О'Брайена не лишена серьезных слабостей. В своих взглядах на исторический процесс он был идеалистом. В революции он видел результат борьбы идей и недооценивал роль материального фактора. Так, в частности, он считал, что справедливое законодательство, если бы оно было принято перед революцией, могло бы изменить положение классов, уничтожить народную нищету. Причины неудач Французской революции О'Брайен видел в ошибках и измене ряда ее деятелей. Однако при всех недостатках работа О'Брайена является заметным достижением, особенно если принять во внимание общий уровень историографии того времени. 34 O'Brien J. В. The Life and Character of Maximilian Robespierre. L., 1837.
|