КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5Становление исторической науки в США. «Ранняя школа» Победа буржуазной революции привела к образованию независимой республики США. Вместе с королевской властью пали и те элементы «старого порядка», которые сохранялись в колониях. Открывшиеся перед американским капитализмом перспективы развития были необычайно благоприятны. Перед ним лежали огромные нетронутые богатства целого материка. Французская Луизиана, испанская Флорида, английский Орегон, мексиканские Техас и Калифорния были присоединены к США. Индейцы не могли противостоять войскам и вооруженным поселенцам. К середине XIX в. американские колонисты достигли берегов Тихого океана. Европа выбрасывала в Новый Свет миллионы эмигрантов. В 1790 г. в Соединенных Штатах жило менее 4 млн. человек, а к 1860 г. население выросло до 31 млн. человек. Период от Войны за независимость 1775—1783 гг. до Гражданской войны 1861 —1865 гг. был временем поступательного развития американского капитализма, становления буржуазного общества. Развитие капитализма в США происходило неравномерно. В северо-восточной части страны развертывался промышленный переворот, формировались основные классы буржуазного общества. Новая Англия, где промышленная революция обнажила новые социальные противоречия, стала центром нравственно-философского течения трансцендентализма ; Р. Эмерсон, Д. Торо, Н. Готорн в 30-х годах XIX в. с гуманистистических позиций дали критику буржуазной цивилизации в США, превращавшей человека в «машину, добывающую деньги». Однако, даже осуждая пороки современного общества, американские писатели-романтики не переставали верить в превосходство Нового Света над Старым: 1 Трансцендентальный, т. е. находящийся за пределами опыта. Последователи этого учения противопоставляли чувственно познаваемой действительности «высший мир», познаваемый интуитивно. если последнему еще предстояло сбросить оковы прошлого, то Америке, освободившейся от них в результате революции, был открыт путь в будущее. В значительной мере эта вера поддерживалась недостаточной выявленностью экономических и социальных противоречий, отличающих «зрелое» буржуазное общество, наличием «свободных» земель на бескрайних просторах Запада — иллюзорной базы фермерской утопии. И пока не завершился процесс колонизации страны, роста капитализма вширь, классовое деление общества в США не получило того жестко фиксированного характера, как в странах Европы. Маркс писал в начале 50-х годов, что в США «...классы хотя уже существуют, но еще не отстоялись и в беспрерывном движении постоянно обновляют свои составные части и передают их друг другу...» 2. Быстрое развитие капитализма, ставшее возможным в результате успешной Войны за независимость, формирование новых социальных противоречий определяли основные черты буржуазной идеологии. В конце XVIII в. в центре идейно-политической борьбы была полемика федералистов и антифедералистов. В первые десятилетия XIX в. важное место в США заняло широкое идейно-художественное течение романтизма. В его рамках сформировалось романтическое направление в историографии. Война за независимость являлась центральным событием американской истории, она и стала центральной темой работ историков романтического направления. В то время как на севере страны шло бурное развитие капитализма, в южных штатах укреплялось и распространялось на новые территории рабство. Под влиянием промышленного переворота в Англии «король-хлопок» обрел силу. Плантаторы провозгласили рабовладение основой своей социальной системы и противопоставили его капиталистической системе. Назревал «неотвратимый конфликт» — Вторая буржуазная революция 1861 — 2 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 127. 1877 гг. Аболиционизм — общенациональное движение за отмену рабства — объединил усилия многих американцев. Он составил важную черту общественно-политической атмосферы 30—50-х годов XIX в. и получил выражение во всех областях общественной мысли, в том числе в историографии. Историография Войны за независимость.Первые исторические сочинения, посвященные Войне за независимость, появились вскоре после ее окончания. Их авторами были активные участники революции. Исторические работы члена Континентального конгресса Дж. Рамсея «История революции в Южной Каролине» (1785) и «История Американской революции» (1789), священника У. Гордона «История прогресса и установления независимости США» (1788) и другие еще дышат жаром революции, не слишком отличаясь по духу и форме от публицистики Войны за независимость. Изгнанные из страны лоялисты — бывшие губернатор Массачусетса Т. Хатчинсон, главный судья в Массачусетсе П. Оливер и др.— рисовали английское господство как «золотой век» колоний и сводили причины восстания патриотов к козням «поджигателей и узурпаторов», манипулировавших толпой «под фальшивым лозунгом свободы». Историки революционного лагеря отвергали идеи историков-лоялистов. Они подчеркивали освободительный характер Войны за независимость, отстаивали республиканские идеалы, рисовали яркие патриотические картины борьбы против английских поработителей. В ряде случаев работы, написанные по свежим следам событий, содержали и оригинальные документальные материалы. Так, Гордон вел интенсивную переписку со многими американцами, активными участниками событий войны, и брал интервью-воспоминания у ведущих военных и политических деятелей, а Дж. Мино, писавший о восстании Д. Шейса, приводил в своей книге прокламации участников фермерского движения, документы, взятые из местной печати. Нелегко выделить четкие методологические концепции у первых историков Войны за независимость, но очевидно, что провиденциалист- ский подход занимал в них небольшое место. Непосредственное влияние на интерпретацию важнейших сторон Войны за независимость оказало обострение противоречий в лагере патриотов после окончания войны, нашедшее выражение, в частности, в политической и идейной борьбе между федералистами и антифедералистами. В работах историков федералистского направления (их было большинство) защищались многие освободительные идеи Американской революции, однако им давалась умеренная трактовка. Так, считая, что причиной Войны за независимость являлось деспотическое правление английского короля Георга III, историки-федералисты, как бы оправдывая его, писали, что стремление к господству и тирании — качество, всегда присущее человеческой природе. Они критически оценивали действия радикального крыла патриотов. Объектом особенно острой полемики между федералистами и антифедералистами стали первые послереволюционные годы истории США, когда выявились разногласия в вопросе о характере американских конституционных учреждений и по проблемам внутренней политики. Работа Дж. Мино «История мятежа в Массачусетсе в 1786 г.» (1787) осуждала восстание Даниэля Шейса и, проникнутая страхом перед народным движением, подчеркивала необходимость сильного централизованного государства как барьера против своеволия «черни». Дж. Маршалл, в течение трех десятилетий занимавший пост председателя Верховного суда США, в своей исторической работе «Жизнь Джорджа Вашингтона» (1804— 1807), охарактеризованной Т. Джефферсоном как «пятитомная клевета», с одобрением подчеркивал консервативные черты в деятельности Вашингтона. Последний том работы, посвященный послевоенному периоду, был особенно заострен против республиканцев — сторонников Джефферсона, которых автор рисовал анархистами. В работах историков антифедералистского направления — М. Уоррен «История Американской революции» (1805) и М. Уимса «Жизнь и незабвенная деятель- ность Джорджа Вашингтона» (1800) — с более демократических позиций освещались события Войны за независимость. Эти историки, соглашаясь с федералистами, отмечали, что причиной Войны за независимость являлась тирания английского короля, однако подчеркивали, что дело не в личных качествах Георга III, а в самом принципе монархии, так как тирания — неизбежный результат концентрации власти. Уоррен — страстная революционерка, отмечала заслуги левого крыла конгресса. Пастор Уимс рисовал Вашингтона близким антифедералистскому лагерю. Резко расходясь с федералистской историографией в оценке «критического периода» 1783—1787 гг., эти историки обращали внимание на рост аристократических тенденций в политической жизни США, защищали демократические свободы. Источники. Публикация документов.В конце XVIII — начале XIX в. национальная американская историография делала лишь первые шаги. Кругозор историков был узок, ограничен, как, правило, описанием лишь политических событий в рамках того или иного штата. Став после революции светской дисциплиной, история еще не вполне отделилась от литературы. Многие писатели, подобно Вашингтону Ирвингу, смотрели на свои исторические сочинения как на литературный труд, и исторические работы тех лет носят дидактический характер. Низкий уровень методики исторических исследований — также характерная черта историографии США. Так, например, Уимс в работе о Вашингтоне настолько свободно обращался с фактами, что изобретал целые эпизоды из жизни первого президента. В своей работе американские историки сталкивались с большими трудностями. В стране не существовало хранилищ государственных документов, и официальные лица держали корреспонденцию у себя дома. Даже протоколы Континентального конгресса не были изданы, публиковались лишь отдельные выборочные правительственные документы, договоры. Поэтому работы первых американских историков Войны за независимость опирались прежде всего на сборники английских документов «Annual Register», где содержались военные и экономические материалы, парламентские отчеты и т. д., снабженные комментариями, которые отражали позиции вигов. Как показали позднейшие исследования американских историков, многие страницы исторических работ У. Гордона, Д. Рамсея и других являются заимствованиями из «Annual Register», воспроизводят (нередко без изменений) комментарии к событиям Войны за независимость из этого сборника. Еще сложнее обстояло дело с изучением истории колониального периода: значительная часть документов находилась в частных руках, другие — в государственных архивах Англии, Франции, Голландии, Испании, имевших прежде колониальные владения в Северной Америке. Большая роль в собирании,сохранении и распространении документальных источников принадлежала местным историческим обществам. Старейшим из них является Массачусетское историческое общество, основанное в 1791 г. Дж. Белкнапом; оно опубликовало многие ценные документы по колониальной истории США. К I860 г. в Соединенных Штатах существовали уже 111 исторических обществ, из которых около 90 издавали свои записки. В ведении исторических обществ оказались многие частные архивы, были сделаны копии с ряда документов, хранившихся в европейских архивах. В 1800 г. была создана Библиотека конгресса, куда с 1828 г. передаются копии федеральных законов, дебатов конгресса и других правительственных документов. В первой половине XIX в. как историческими обществами, так и отдельными историками были предприняты обширные публикации источников. Исторические общества выступили с инициативой публикации документов колониальных ассамблей, ряда архивных документов из частных собраний. Значительное внимание было уделено публикации источников периода Войны за независимость. Наиболее известные из них: 12-томная «Дипломатическая корреспонденция Американской революции», опубликованная Дж. Спарксом, грандиозный проект публикации «Американских архивов», задуманный П. Форсом (издать удалось всего девять томов, охвативших 1774—1776 гг.). Были изданы собрания речей, статей, писем лидеров Американской революции — Вашингтона, Джефферсона, Мэдисона и др. Указанные публикации выпускались в период, когда еще не были выработаны методы научной критики источников, в результате было допущено немало искажений. Так, Дж. Спаркс, издавая 12-томное собрание документов Вашингтона, чистосердечно полагал, что его дело исправить «ошибки пера», стилистические и грамматические погрешности президента. Неудивительно, что это издание изобилует купюрами, изменениями структуры и стиля документов. Практические нужды государственной деятельности побудили федеральное правительство предпринять ряд публикаций источников, в первую очередь официальных документов федерального правительства. Важнейшей публикацией стали протоколы конгресса 3, которые вместе с приложенными к ним официальными документами дают обширный материал по внутренней и внешней политике США. И поныне большой интерес представляет публикация «Государственные документы Америки»4, которые охватывают основные аспекты деятельности правительства США с 1789 г. до середины 1830-х годов. Она состоит из десяти серий: иностранные отношения, финансы, общественные земли, торговля и навигация, индейские дела и т. д. При всех недостатках публикаций первой половины XIX в. они создали документальную основу для будущих исследований и способствовали распространению исторических знаний. Романтизм. Историки «ранней школы». Господствующее положение в идейной жизни США первой половины XIX в. зани- 3 Debates and Proceedings in the Congress of the United States, 1789—1824. Wash., 1834— 1856. V. 1—42. (Annals of Congress — Материал первоначально был заимствован из газетных отчетов и подвергался сокращению и переработке); Register of Debates in Congress, 1825—1837. Wash., 1825—1837. V. 1—29; Congressional Globe, 1833—1873. Wash., 1834— 1873. V. 1—109; Congressional Record, 1873— ... Wash., 1873—... 4 American State Papers: Documents, Le-geslative and Executive of the Congress of the United States. Wash., 1832—1861. V. 1—38. мал романтизм. Он получил глубокое отражение во многих областях научного и художественного творчества — в философии, истории, литературе. Американский романтизм отличался рядом особенностей от европейского в силу своеобразия исторических условий развития США. Если в Европе обращение к средневековью, воспевание руин замков и рыцарских нравов были связаны прежде всего с аристократической реакцией на Французскую революцию, то в Америке критика капитализма под лозунгом возвра-шения к колониальным порядкам была невозможна: в результате революции было создано независимое государство, молодая нация делала первые успешные шаги. В американской историографии романтизм с самого начала получил либеральную окраску. Характерное для него обращение к прошлому, изучение национального характера преломилось в условиях США в поэтизацию борьбы за независимость, вызвало пристальное внимание к своеобразию национального развития страны. Со времени теологических утопий раннего колониального времени устойчивым элементом национального сознания стали представления об особой миссии Америки в создании идеального общественно-политического устройства, которые получили название «американской мечты». Война за независимость способствовала укреплению теории об «особой исторической миссии» Америки. Завоевание независимости принесло торжество принципов буржуазной свободы и демократии. В первой половине XIX в. США являлись единственной в мире крупной республикой. Здесь в течение длительного времени отсутствовала сильная бюрократическая машина. Эти и другие особенности развития США, действительные завоевания американского народа в области демократии способствовали развитию иллюзий о коренном отличии политических учреждений США от европейских. Они стали неотъемлемой частью взглядов историков романтического направления. Сопоставляя теоретические положения просветителей и романтиков, следует отметить, что последние сделали шаг назад от светского и реалистического мировоззрения эпохи Просвещения в сторону провиденциализма. Правда, они сохранили идею прогресса, но он виделся уже не в развитии знаний, а прежде всего в росте духовных морально-этических принципов. На романтическое направление в историографии США, центром которой был Гарвардский университет г. Бостона, оказали влияние культура и религиозные традиции Новой Англии. Романтическая историография принесла также новую манеру исторического изложения. Попытка «вчувствоваться» через исторические документы в описываемую эпоху, художественная живописная форма повествования расширили круг читателей исторических произведений. Ведущим историком романтического направления и основателем так называемой ранней школы является Джордж Бэнкрофт(1800—1891). По окончании Гарвардского университета он завершил свое образование в Гёттингенском университете, где проучился еще 5 лет. По возвращении из Германии Бэнкрофт некоторое время преподавал в Гарварде и принимал активное участие в политической жизни. Вскоре он стал видным деятелем демократической партии, горячим приверженцем президента Джексона. В 1845— 1846 гг. Бэнкрофт — морской министр, позднее посланник в Лондоне и Берлине, что открыло ему двери многих европейских архивов. В 1834—1874 гг. был опубликован основной труд Бэнкрофта «История Соединенных Штатов» 5, охвативший период от открытия Америки до окончания Войны за независимость. Методологической основой творчества Бэнкрофта являлся провиденциализм. Конечно, он не утверждал, подобно хронистам колониального времени, что каждое событие предопределено свыше, но считал, что общие линии развития определяются «божественным планом» 6. В полном согласии с идеалистической философией XIX в. Бэнкрофт считал, что направление и характер истори- 5 Bancroft G. The History of the United States from the Discovery of American Continent. Boston, 1834—1874, V. 1-Х. 6 Ibid. V. II. P. 468; V. III. P. 265. ческого процесса обнаруживают себя в виде «господствующих идей» и «принципов». Главные явления истории возникают как следствие борьбы идей, среди которых важнейшее место занимают религиозные. Представление об идеях как ведущей силе общественного развития сложилось у Бэн-крофта не без влияния немецких историков-романтиков, а также Л. Ранке; но его труд — прежде всего результат воздействия американских условий, развития американской либеральной идеологии. Недаром сторонник монархических принципов Ранке, одобрительно отозвавшись о труде Бэнкрофта, не мог принять его республиканизма: он не без раздражения отмечал, что «История Соединенных Штатов» написана с «демократической точки зрения» 7. Вслед за провиденциализмом другим краеугольным камнем концепции Бэнкрофта является тезис об американской исключительности. Красной нитью через всю работу Бэнкрофта проходят идеи избранности американского народа, который бог направил по более совершенному пути, чем другие народы 8. Согласно Бэнкрофту, сочетание необыкновенно благоприятных природных условий Америки с моральными и религиозными принципами лучшей части европейских иммигрантов — поселенцев-пуритан — и привело к основанию нового общества. Колониальный период был временем роста сил, готовых бороться за осуществление демократических идеалов. «Дух свободы», живший с самого начала в колониях Новой Англии, распространился затем на все колонии, привел к созреванию нации и Войне за независимость. Бэнкрофт изобразил отделение колоний от Англии в романтическом ореоле, сумев во многом передать напряжение многолетней и часто неравной борьбы американского народа. Он был убежден в революционном характере Войны за независимость и высоко оценивал ее лидеров — Т. Джефферсона, Дж. Вашингтона, С. Адамса и др., называл героями революции американских «йоменов». 7 Цит. по кн.: Kraus M. The Writing of American History. Norman, 1953. P. 124. 8 См.: Bancroft G. Op. cit. V. IV. P. 15. Бэнкрофт не ограничился противопоставлением республиканской Америки монархической Англии. Он поставил США во главе мирового прогресса, утверждая, что здесь осуществлены на практике идеалы свободы, демократии, «равенства прав человека». Намекая на некритическое отношение Бэнкрофта к американской действительности, английский историк Карлейль заметил, что «все вещи имеют свет и тень». Действительно, в палитре Бэнкрофта нет темных красок. Даже рабовладение он не принимал в расчет, считая его «небольшим пятнышком» на лучезарном небосклоне Американской республики. Бэнкрофт ограничил свое исследование политическими, военными и дипломатическими аспектами истории США (это не мешало ему делать подчас весьма реалистические наблюдения, например о роли девственных земель в развитии колоний, или отмечать сковывавшее влияние английской меркантилистской системы на рост американского промышленного производства). Но он использовал больше источников, чем какой-либо другой американский историк до него, широко привлекал документы не только из американских, но и из английских и французских архивов. Бэнкрофт выступил как новатор в работе над источниками: он дал элементарную критику источников и сделал успешную попытку отделить ряд исторических фактов от легенд. Бэнкрофт одним из первых представил историю США не как разрозненное собрание историй отдельных североамериканских колоний, а как широкое полотно развития всей американской нации, подчеркивая ведущую роль колоний Новой Англии. Современному читателю приподнятый, цветистый стиль Бэнкрофта может показаться напыщенным, но сто с лишним лет назад подобная манера изложения, характерная для романтизма, вполне соответствовала вкусам читателя и способствовала популярности работы. К 1879 г. первый том «Истории Соединенных Штатов» Бэнкрофта был переиздан 26 раз. Работы Фрэнсиса Паркмена(1823— 1893) — «Заговор Понтиака», «Франция и Англия в Северной Америке» 9 и др.— посвящены войнам колонистов с индейцами и англо-французскому соперничеству за американский Запад. Обращение к этой тематике имело положительное значение для американской историографии, поскольку было распространено мнение о том, что история США, непосредственно не связанная с подготовкой Войны за независимость, мелка и тривиальна и не представляет интереса для историка. Паркмен хорошо знал американский Запад, по просторам которого не раз путешествовал. Он использовал материал местных архивов, познакомил читателей 9 Parkman F. The Conspiracy of Pontiac. Boston, 1851; V. 1—2; idem. France and England in North America. Boston, 1865—1892. V. 1—9. с легендами и нравами жителей Запада. Красочный стиль Паркмена живо передавал местный колорит. Хотя Паркмен отмечал, что его романтизм зажжен романами Фенимора Купера, но индейцы в изображении Паркмена далеко не соответствуют идиллическому представлению о них автора «Последнего из могикан». Проведя ряд лет в племени сиу, Паркмен отзывался об индейцах как о жестоких дикарях. Нельзя не обратить внимание на общественное звучание работ Паркмена, вышедших в период усиления колонизации Запада, когда десятки индейских племен были уничтожены или согнаны со своих земель. Если Бэнкрофт развивал тему «избранного» американского народа на материале Войны за независимость, то Паркмен старался иллюстрировать тезис о превосходстве английской цивилизации в битве за «лесной край». Победа в Северной Америке английской колонизации над французской, коренившаяся в материальных преимуществах капиталистического строя Англии над феодальным во Франции, истолковывалась им как торжество более совершенных политических идей, воплощенных в английской демократии. Говоря о победе английской цивилизации, Паркмен не избежал расистских аргументов о превосходстве «мужественных англосаксов» над «импульсивными французскими кельтами». Хотя Паркмен продолжал писать вплоть до 80-х годов, по выдвинутым идеям и манере изложения его работы относятся к романтической школе. К романтическому направлению принадлежали и видные бостонские историки Джон Линтроп Мотли(1814—1877) и Уильям Хиклет Прескотт(1796—1859). Они перйыми в американской историографии вышли за рамки отечественной истории, обратившись к европейским и латиноамериканским сюжетам. Оба историка, и Дж. Мотли, и У. Прескотт, обладавшие незаурядным литературным талантом, обращали первостепенное внимание на психологический портрет исторических деятелей, их привлекали наиболее драматические события. В работах «Возвышение Нидерландской республики» и «История Нидерландов» 10 Мотли обратился к истории Нидерландской революции прежде всего потому, что видел в восстании голландцев против испанского господства начало борьбы против абсолютизма, которая затем была продолжена в Америке. Путь к установлению Нидерландской республики в его понимании был родствен рождению Американской республики, Соединенные провинции Нидерландов походили на Соединенные Штаты. Мотли находился под сильным влиянием Карлейля, провозгласившего культ героев, которые делают историю. Однако на американской почве эта схема получила республиканское звучание. «Я буду удовлетворен,— писал Мотли,— если после прочтения моей книги еще десятки людей будут ненавидеть деспотизм и любить гражданскую и религиозную свободу хотя бы немногим более, чем до этого». Герой Мотли — Вильгельм Оранский, вождь революции и олицетворение республиканских доблестей. Исследования Мотли не только блестяще литературно оформлены, но были основаны на весьма глубоком знании источников — плод многолетней работы в архивах Брюсселя, Гааги, Дрездена. Прескотт, подобно Мотли, обратился к истории позднесредневековой Испании и испанским завоеваниям в Америке в надежде пролить новый свет на американскую историю: он был уверен, что она начинается не только с английских поселений Джеймстауна и Плимута, но многими нитями связана с европейской почвой. В первой работе по истории Испании Прескотт остановил свой выбор на времени царствования Изабеллы и Фердинанда. Эта тема привлекала внимание историка потому, что в эпоху слияния Кастилии и Арагона была открыта Америка и положено начало колонизации Нового Света. Сочинение по истории Испании послужило прологом к основным исследованиям Прескотта «История завоевания Мексики» и «История завоевания Перу» 12. 10 Motley S. The Rise of the Dutch Republic. N. Y., 1856. V. 1—3; idem. The History of the United Netherlands. N. Y., 1861 — 1868. V. 1—4. 11 Prescott W. The History of the Conquest of Mexico. N. Y., 1943. V. 1—3. 12 Prescott W. The History of the Conquest of Peru. N. Y., 1947. V. 1—2. В середине XIX в. великие цивилизации доколумбовой Америки оставались малоисследованными, и нога археолога еще не ступала в Андах. Прескотт многое сделал, чтобы воссоздать панораму древнемексиканской цивилизации, дал зримое представление о государственном устройстве, системе религиозных представлений ацтеков, их материальной культуре, обычаях и нравах. Он переносил читателя в эпоху грандиозного катаклизма, столкновения двух культур, гибели древней цивилизации. Главной движущей силой покорения Мексики, по мысли Прескотта, был своевольный и жестокий, но рыцарственный дух конкисты, христианская Испания боролась против языческой Мексики, железный кавалер Кортес — против слабовольного тирана Монтесумы. Впрочем, хотя Прескотт и идеализировал конкистадоров, руководимых Кортесом, он отметил также героизм, проявленный народами Мексики и Перу в борьбе с захватчиками. В работе по истории Перу Прескотт лишил испанских завоевателей ореола рыцарственности, показав Писарро представителем банды конкистадоров-грабителей. Деятельность Прескотта была научным подвигом. Он работал, будучи почти слеп. Тем не менее Прескотт, заказывая копии документов, использовал большое количество материалов из архивных хранилищ и библиотек Испании, Англии и Франции. По шесть — восемь часов в день он прослушивал чтеца, стремясь удержать в памяти важнейшие данные, составлял и хранил в уме текст предстоящих к написанию глав. Открытие новой волнующей исторической темы, блестящее литературное изложение материала принесли Прескотту славу, а Бостон стал Меккой для историков-испанистов многих стран мира. Прескотт был очень популярен и в России. В 1844 г. в «Отечественных записках» печаталась его «История завоевания Мексики», а в 1886 г. «История завоевания Мексики» и «История завоевания Перу» вышли отдельными изданиями. Идейная борьба по вопросу о рабстве и историография.По мере назревания Гражданской войны 1861 —1865 гг. r стране обострялась борьба по вопросу о рабстве, охватывая все сферы общественной мысли. Полемика шла по многим линиям и прибегала к аргументации различного характера. Оправдание рабства было важной причиной возникновения американского расизма. Перед Гражданской войной Юг был наводнен расистской литературой. Доводы о превосходстве белой расы и «естественности» рабства развивали политики, социологи, священники. В 50-х годах была предпринята попытка использовать для оправдания рабства искаженные данные науки, прежде всего в области антропологии. Физические и психические особенности той или иной расы тенденциозно истолковывались, привлекались для доказательства неравенства рас. Так, профессор анатомии университета Луизианы Д. Нотт «доказывал», что если человеческие расы произошли от обезьян, то негры — от низшей породы. Другой ученый С. Картрайт утверждал, что негр потребляет меньше кислорода, чем белый. Наиболее последовательно против расизма выступали аболиционисты: основатель Американского антирабовладельческого общества У. Гаррисон, выдающийся оратор и публицист беглый негр Ф. Дуглас и др. Защищая равенство всех людей, независимо от цвета кожи, они обращались к Декларации независимости, черпали аргументацию в гуманистической просветительской идеологии. Важное место занимала конституционная полемика. Защитники рабства выдвигали концепции, согласно которым США были образованы не совместным выступлением народа Северной Америки, а независимыми государствами-штатами, создавшими Союз. Поэтому отдельные штаты обладают обширными правами — от контроля над «особым институтом» рабства до права выхода из Союза. Особенно детальную аргументацию по этому вопросу развивал лидер плантаторской олигархии в конгрессе Дж. Кэлхун в трактате «Исследование о конституции и правительстве Соединенных Штатов». В противовес Кэлхуну трибун либеральной буржуазии Севера известный вигский деятель Д. Вебстер в работе «Комментарии к конституции» (1833) обосновывал взгляд на широкие права федерального правительства. По концепции Вебстера, конституция установлена народом США, а не является договором между независимыми штатами. Поэтому ни один из штатов не вправе расторгнуть Союз. При всей юридической логичности эти доводы имели коренной порок: они обходили вопрос о рабстве. Предпринимались попытки оправдать рабство, апеллируя к его мнимому патерналистскому характеру, экономической эффективности, некоторые деятели старались представить его гарантом политической и социальной стабильности. Как буржуазия, так и рабовладельцы были владельцами собственности. Это обстоятельство пыталась использовать южная пропаганда в стремлении убедить буржуазию Севера, что рабство более надежно охраняет право собственности, чем капиталистическая система. Виргинский плантатор Дж. Фитцхью называл аболиционизм доктриной чартистов и европейских социалистов, а рабство — «альтернативой международному коммунизму». Наиболее убедительное опровержение доводов об экономическом процветании Юга было дано в книге «белого бедняка» из Южной Каролины X. Хелпера «Неминуемый кризис Юга» (1857). Автор языком цифр нарисовал выразительную картину превосходства Севера и экономического и культурного упадка Юга. «Оставляя в стороне греховность и позор рабовладения,— писал он,— это самая расточительная и невыгодная система». В этом Хелпер видел симптомы «надвигающегося кризиса». В ходе острого идейного противостояния по вопросу о рабстве борющиеся стороны для подкрепления своих позиции нередко обращались к истории. Но при этом давались лишь разрозненные и фрагментарные зарисовки тех или иных исторических событий и проблем. В целом историография не была главным полем идейного столкновения. В немалой мере это объяснялось господством бостонской романтической школы, неспособной сыграть заметную роль в обострившейся идеологической борьбе двух лагерей. Недаром американский исследователь В. Паррингтон называет их «браминами» за аристократическую отрешенность, подчас равнодушие к неприглядным фактам американской действительности. В своих работах, славя послереволюционную Америку, они обошли вопрос о рабстве молчанием. И даже позднее, когда разразилась Гражданская война, Бэнкрофт, Паркмен и Мотли откликнулись на нее лишь небольшими статьями в защиту единства Союза. Наиболее крупным представителем антирабовладельческого направления в историографии являлся Ричард Хилдрет(1807—1865). Его художественная повесть «Раб, или записки Арчи Мура» 13, опубликованная в 1836 г., быстро завоевала популярность на Севере США. Автор первым в американской литературе создал образ негра-бунтаря. «Будет ли Америка тем, чем мечтали сделать свою страну отцы-основатели,— подлинной демократией, основанной на утверждении прав человека? Или ей суждено выродиться в несчастную республику... возглавляемую кучкой рабовладельцев-линчевателей...?» — задавал вопрос Хилдрет. В 1840 г. вышел в свет памфлет Хилдрета «Деспотизм в Америке», представлявший собой полемику с книгой А. Токвиля «О демократии в Америке». Главной идеей памфлета была мысль о несовместимости рабства, деспотизма южной олигархии и демократии. В 1849—1856 гг. Хилдрет опубликовал шеститомную «Историю США» и, охватывавшую период от открытия Америки до 1820 г. Смелым вызовом прозвучала критика Хилдретом признанных авторитетов 13 ХилдретР. Белый раб. М., Л., 1951. (Неоднократно переиздавалась на русском языке.) 14 Hildreth R. The History of the United States of America. N. Y., 1849-1856. V. 1—6. романтической школы, прежде всего Бэнкрофта. Осуждение рабства — лейтмотив всей «Истории США» Хилдрета. Он показал, что наличие рабства в колониях тормозило проведение революции 1775—-1783 гг., подчеркнул несовместимость рабовладения с принципами Декларации независимости, провозгласившей равенство людей. В работе осуждалась политика уступок северян южным плантаторам в годы после Войны за независимость. Характерно, что работа Хилдрета заканчивается описанием Миссурийского компромисса 1820 г., когда антирабовладельческие силы на Севере впервые после Войны за независимость консолидировались, чтобы дать отпор притязаниям плантаторов. Хилдрет планировал в последующих томах своей истории уделить главное внимание борьбе против рабства. Характеристика Хилдретом других проблем истории США также существенно отличалась от трактовки историками романтического направления. Он развенчивает колониальный период как время роста идей свободы. Хилдрет отходит от традиционного восхваления достоинств первых поселенцев-пуритан, не жалеет слов в критике суеверий теократии Новой Англии и резко осуждает роль Коттона Мезера в сейлемском «ведовском процессе» в 1692 г. Хилдрет высоко оценивал значение Войны за независимость, но это не была апология. Он освобождает многих деятелей революции от ангельского ореола. Ряд его суждений родились как антитеза оценке историков «ранней школы». Хилдрет с симпатией относится к деятельности федералистов, и прежде всего Гамильтона. В немалой мере эта позиция Хилдрета обусловлена современной ему полемикой с защитниками рабства, которые, выступая с доктриной «суверенитета штатов», демагогически ссылались при этом на противника федералистов Джефферсона. Кстати, высоко оценивая демократические взгляды Джефферсона, Хилдрет порицал его как плантатора-рабовладельца. Подобно историкам романтического направления, Хилдрет дал главным образом политическую историю США. Однако в ряде случаев он обратился и к экономической подоплеке партийной борьбы в США, отметил важную роль, которую сыграли в Войне за независимость «американские йомены» — фермеры Новой Англии, мужественно «сражавшиеся за свои фермы и домашние очаги». Еще больше роль материальных факторов в объяснении политических событий подчеркнута в теоретической работе Хилдрета «Теория политики» (1853). Аболиционизм как буржуазно-демократическое движение был ограничен в критике социального неравенства. Ликвидация рабовладения казалась большинству аболиционистов преддверием установления в США социальной справедливости. Однако Хилдрет не разделял этих буржуазно-демократических иллюзий. Как отмечает американский исследователь Краус, Хилдрет одно время был близок к утопическому коммунизму оуэновского направления. Хилдрет писал: «Духовенство, дворяне, короли, бюргеры — все сошли со сцены. Не настало ли время для господства народа — рабочих классов?» 16 В аболиционистскую историографию внесла свою лепту и зарождавшаяся негритянская интеллигенция. В 1848 г. негр-аболиционист Г. Гарнет опубликовал историческое исследование «Прошлое, настоящее и судьба цветной расы». Вместе с лидером негритянского освободительного движения Дугласом он выступил против попытки расистов «вычеркнуть негров из семьи человечества». Проблемы рабства, находившиеся в центре идейной полемики кануна Гражданской войны, стали главной темой историографии в ходе второй Американской революции. 15 Цит. по кн.: Kraus M. Op. cit. P. 134—135.
|