КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения марксизма. 2 страницаВ своих произведениях Маркс наглядно показал, что материалистическое понимание закономерностей исторического 12 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 29. процесса нисколько не отрицает большой роли в нем идеологических построений, традиций и убеждений, ибо над различными формами собственности, над социальными условиями существования «...возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений» |3. Точно так же материалистическое понимание истории не отрицает за отдельными личностями возможности оказывать своими индивидуальными качествами воздействие на ход исторических событий. Маркс выпукло обрисовал роль буржуазных и мелкобуржуазных деятелей в событиях революции, показал, как повлияли на ее ход реакционность мышления одних, бесхарактерность и фразерство других, ограниченность и узость кругозора третьих, карьеризм и продажность четвертых. Настоящим достижением исторической теории и научного метода Маркса были объяснение секрета успехов бонапартизма и оценка его действительной роли в судьбах Второй республики во Франции. Маркс раскрыл, каким образом классовая борьба во Франции создала условия и обстоятельства, давшие возможность ограниченному, беспринципному авантюристу Луи Наполеону Бонапарту сыграть роль героя. Маркс показал, что за ним стояли определенные классовые силы, обеспечившие его успех: буржуазия, контрреволюционные настроения которой отражали ощущение ею своей слабости перед лицом активности трудящихся масс и стремление прикрыть свое господство диктаторской властью, способной задушить классовую борьбу пролетариата и обеспечить буржуазии неограниченное накопление капиталов; массы собственнического крестьянства с их традиционными иллюзиями насчет «крестьянского императора» Наполеона; наконец, военно-бюрократический аппарат, оторванный и обособленный от общества, и деклассированные отбросы всех классов, составившие опору для алчных авантюристов, жаждавших власти и наживы. Как показано в «Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта», к исходу революции 1848 г. во Франции сложилась своеобразная обстановка. Основные антагонистические классовые силы истощили себя в длительной борьбе и пришли в известное равновесие. В этой ситуации для бонапартизма и его опоры — реакционной военщины — открылась благоприятная возможность выступить под флагом «внеклассовой силы» в роли «спасителя общества» и установить свою диктатуру, которая держалась на полицейском терроре, социальной демагогии и лавировании между классами и в то же время была связана всеми нитями с интересами наиболее хищнических элементов крупной буржуазии. Но Маркс выявил и непрочность нового режима, неизбежность его краха. Как известно, эти положения и выводы позднее подтвердились всей историей Второй империи. Энгельс писал: «И действительно, это был гениальный труд. Непосредственно после события, которое точно гром среди ясного неба поразило весь политический мир... Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил весь ход французской истории со времени февральских дней в его внутренней связи и раскрыл в чуде 2 декабря естественный, необходимый результат этой связи, причем для этого ему вовсе не понадобилось относиться к герою государственного переворота иначе, как с вполне заслуженным презрением... Такое превосходное понимание живой истории современности, такое ясное проникновение в смысл событий в тот самый момент, когда они происходили, поистине беспримерно» 14. Изучение классовой борьбы революционного периода во Франции во многом помогло Марксу и Энгельсу в понимании хода революций 1848—1849 гг. в Германии, Австрии, Венгрии, Италии и других странах. Плодотворные наблюдения, которые делались еще в статьях в «Новой Рейнской газете», получили дальнейшее развитие в работах Маркса и Энгельса по истории Германии. В этой области выдающееся место принадлежало историческим трудам Ф. Энгельса «Крестьянская 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 145. 14 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 258. война в Германии» (1850), «Германская кампания за имперскую конституцию» (1849—1850) и особенно серии статей «Революция и контрреволюция в Германии» (1851). Главной целью этих работ Энгельса было выявление исторической роли различных классов немецкого общества в национальных судьбах немецкого народа и в его освободительной борьбе. Фактический материал для исследования уроков Крестьянской войны в Германии Энгельс почерпнул в основном из известного произведения В. Циммермана 16. Однако Энгельс анализировал эти события с точки зрения современных ему актуальных политических проблем, искал в истории объяснение только что происшедших событий. Выясняя причины неудачи революционной борьбы немецкого крестьянства и предпролетариата в XVI в., Энгельс нашел их в двух решающих обстоятельствах: в предательской политике бюргерства и в разрозненности и неорганизованности выступлений самих крестьянских масс, не способных самостоятельно довести свою борьбу до победного конца и лишенных руководства со стороны тогдашней зарождавшейся буржуазии. Эти работы Энгельса дополняют вышеназванные статьи Маркса в изучении крестьянской проблемы, всю актуальность которой ясно выявили уроки революции 1848—1849 гг. Ими формулируется новое положение о том, что в борьбе с полуфеодальными абсолютистскими режимами и властью крупной буржуазии пролетариат не может победить, не опираясь на крестьянство. Содержавшийся в серии статей «Революция и контрреволюция в Германии» очерк социально-экономического развития Германии на ранней стадии промышленного переворота объяснял неспособность немецкой либеральной буржуазии играть руководящую роль в демократической буржуазной революции и показывал, что только рабочий класс Германии, несмотря на свою молодость и незрелость, «...представлял действительные и правильно понятые интересы всей нации в целом: он по мере сил ускорял ход революции...» 16. Подчеркивая роль освободительных движений угнетенных народов Европы как составной части европейской демократической революции, Маркс и Энгельс при оценке их исходили из общих интересов всего европейского пролетариата и европейской демократии того времени. Поэтому Маркс и Энгельс проводили различие между теми национальными движениями, которые ослабляли реакционные силы в Европе, и теми, которые объективно усиливали реакционный лагерь. Так, Маркс и Энгельс высоко оценивали революционную борьбу польского народа в 1848 г. против русского и австрийского абсолютизма, за свое национальное освобождение, участие и большую революционную энергию поляков во всех европейских революциях и революционных войнах 1848—1849 гг. Вместе с тем они показывали контрреволюционную роль в этой борьбе тех славянских народов Австрийской империи, национальные движения которых были использованы Габсбургами, австрийскими помещиками и капиталистами как орудие подавления освободительных и революционных выступлений в Австрийской империи и в Италии. Из этой, правильной в целом оценки Энгельс, однако, делал не всегда верные выводы. В «Революции и контрреволюции в Германии» он высказал ошибочный прогноз относительно исторических судеб ряда славянских народов Австрийской империи, утверждая, что они не способны к самостоятельному национальному существованию и будут неизбежно поглощены более крупными соседними нациями. Источник данной ошибки Энгельса был двоякий. С одной стороны, здесь сказывалось недостаточное знакомство его с ростом национально-освободительных движений славянских народов Австрии, известное преувеличение центростремительных сил капиталистического развития, прогрессивности и неизбежности этого процесса. С другой стороны, заблуждение Энгельса питалось тогдашним представлением его и Маркса о том, что в странах Западной 15 См. разд. второй, гл. 2 настоящего издания. 16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 104. и Центральной Европы в ближайшем будущем победит социалистическая революция. Развитие и углубление материалистического понимания истории. Изучение опыта европейских революций 1848— 1849 гг. дало возможность Марксу и Энгельсу сделать несколько важных выводов, обогативших их историческую теорию. Революционная эпоха явилась знаменательным этапом совершенствования и углубления материалистического понимания истории. Особенно обогатилось понимание Марксом и Энгельсом закономерностей революционных процессов общественного развития. В свете опыта 1848—1849 гг. стали более ясными объективные и субъективные условия созревания революционных ситуаций, факторы обострения и спада революционных кризисов. Сопоставление революций 1848— 1849 гг. с революциями XVII и XVIII вв. дало возможность Марксу еще сильнее подчеркнуть ограниченность буржуазных революций, которые нуждаются в различных идеологических покровах для того, чтобы придать узкоклассовым интересам буржуазии вид общечеловеческих устремлений, тем не менее они не способны надолго увлечь за собой народные массы. В этом контексте особое значение приобретала проблема анализа политики и идеологии буржуазных и мелкобуржуазных партий и возникала необходимость правильно определить их связи с интересами борющихся классов. В истории революций 1848 г. Маркс уделил этой проблеме значительное внимание и пришел к очень важным выводам насчет соотношения классов и партий, подчеркивая, что «...в исторических битвах следует проводить различие между фразами и иллюзиями партий и их действительной природой, их действительными интересами, между их представлением о себе и их реальной сущностью» 17. Маркс высмеял обывательские суждения о классовом лице тех или иных партий на основании биографий их политических деятелей. Неправильно, например, думать, писал Маркс, будто все представители мелкобуржуазной демократии — лавочники или поклонники лавочников. «Представителями мелкого буржуа делает их то обстоятельство, что их мысль не в состоянии преступить тех границ, которых не преступает жизнь мелких буржуа, и потому теоретически они приходят к тем же самым задачам и решениям, к которым мелкого буржуа приводит практически его материальный интерес и его общественное положение» |8. Маркс тем самым обратил внимание на решение одного из сложных вопросов исторического исследования, приобретавшего особо важное значение при изучении новой истории ряда стран. Как это нередко бывает в истории науки, понимание более сложных позднейших явлений дает возможность глубже понять явления и процессы прошлого. В работах Маркса и Энгельса периода 1848—1851 гг. много ценных экскурсов в историю ранних буржуазных революций. Один из наиболее интересных экскурсов такого рода представляет их рецензия на брошюру Ф. Гизо «Почему удалась Английская революция?» (1850). Выявив несостоятельность попыток Гизо объяснить умеренность Английской революции XVII в. ее религиозным консервативным характером, Маркс кратко сформулировал научный ответ на вопрос, поставленный Гизо. «...Загадка консервативного характера Английской революции,— писали Маркс и Энгельс,— объясняется длительным союзом между буржуазией и большей частью крупных землевладельцев, союзом, составляющим существенное отличие Английской революции от Французской, которая путем парцеллирования уничтожила крупное землевладение» 9. В рецензии Маркса и Энгельса содержалось объяснение не только особенностей буржуазной революции в Англии, но и последующего экономического и политического развития английской буржуазии в эпоху конституционной монархии. История Франции показала Марксу, что в процессе развития буржуазных революций происходит совершенствование 17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 145. 18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 148. 19 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 222. враждебной народу буржуазной государственной машины, укрепление исполнительной власти, ее чиновничьего и военного аппарата. Отсюда Маркс сделал важнейший вывод о том, что ход исторического развития поставит перед пролетарской революцией задачу сломать военно-бюрократическую машину государственной власти буржуазии. Исторический опыт подтвердил мысли Маркса, сформулированные в «Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта», о важном отличии пролетарских революций от буржуазных. Он пришел к выводу о том, что пролетарские революции, в отличие от буржуазных, будут характеризоваться постоянной самокритикой: они «...постоянно критикуют сами себя, то и дело останавливаются в своем движении, возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток...» 20, ибо пролетарские революции не завершают революционные преобразования общественных отношений, как буржуазные революции, а только начинают их, и цель их состоит не в смене у власти одного эксплуатирующего класса другим, а в уничтожении навсегда всякой эксплуатации, в построении бесклассового коммунистического общества. Развивая свое учение о государстве, его истории и судьбах на основе опыта революции, Маркс находит адекватный термин для понятия пролетарской государственности, призванной сменить государство эксплуататорских классов,— диктатура пролетариата. Использование контрреволюцией государственного аппарата как своей ударной силы, как необходимого элемента своей классовой диктатуры приводило к выводу: на смену диктатуры правящих классов должна прийти диктатура пролетариата. Однако в то время могло быть сформулировано только самое общее положение. Формы, функции, судьбы пролетарской государственности, ее взаимоотношения с демократической республикой 20 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 123. и т. д. не были, да и не могли быть выяснены. Исследования Маркса и Энгельса по истории буржуазного общества в 50— 60-е годы. Во время революции 1848— 1849 гг. Марксом и Энгельсом были сделаны важные шаги по применению теории исторического материализма к объяснению событий кратковременного революционного периода в нескольких странах Европы. Дальнейшее обновление и развитие теории требовало расширения исследований и применения исторического материализма к истории различных народов и различных эпох, что составило существенную сторону их деятельности в период реакции и начала нового революционного подъема. В 50—60-е годы рамки и тематику исторических исследований Маркса и Энгельса значительно раздвинула их публицистическая деятельность в европейской и американской демократической прессе. В своих статьях Маркс и Энгельс провели широкое исследование истории буржуазного общества в странах Европы и Америки и на колониальной периферии капитализма. В их статьях были освещены многие наиболее значительные события, имевшие место в 50-х — начале 60-х годов в международных отношениях и во внутренней жизни Англии, Франции, США, Германии, Австрийской империи, Испании, Италии и ряда других государств. В этот период Маркс и Энгельс выступили исследователями международных отношений. Вскрывая тесную связь между внешней и внутренней политикой господствующих классов, они показали закономерность усиления агрессивной захватнической политики европейских держав после подавления революционных движений 1848—1849 гг. В обзорах и статьях по истории восточного вопроса и войны 1853—1856 гг., при анализе внешней политики Пальмерстона и Наполеона III и в других работах по дипломатической истории Маркс и Энгельс сочетали критическое изучение документов и других источников, конкретный анализ действий государственных деятелей с выяснением мотивов их внешней политики и ее классовой обусловленности. Маркс блестяще раскрыл не только захватнические планы русского царизма, но и контрреволюционную сущность внешней политики Пальмерстона и показал роль Второй империи во Франции как нового оплота европейской реакции. Эти выводы подкреплялись интенсивным изучением европейских национальных движений конца 50-х и 60-х годов, польского восстания 1863 г., ирландского революционного движения, итальянского Рисорджименто, освободительных устремлений балканских народов. Маркс и Энгельс предприняли самостоятельные исследования истории Польши, Ирландии и ряда других порабощенных стран и народов. Об этих исследованиях дают представление, например, обширные подготовительные материалы и рукописи Маркса и Энгельса по польскому и ирландскому вопросам. В 1863 г. Маркс писал оставшуюся незаконченной брошюру по истории Польши и ее разделов. Энгельс задумал к концу 60-х годов написать большой исторический труд «История Ирландии», однако успел набросать лишь две первые главы. Значительно расширило тематику исторических исследований Маркса и Энгельса предпринятое ими изучение колониальной политики европейских держав и в связи с этим истории стран Азии, Африки и Латинской Америки. Статьи Маркса по истории Ост-Индской компании и английской политики в Индии содержали глубокий анализ приемов и целей этой политики и ее пагубных результатов для Индии. Они свидетельствовали о проникновении Маркса в важнейшие особенности социально-экономических отношений и политического устройства этого региона. В статьях об опиумных войнах, о Тайпинской революции в Китае, об индийском национальном восстании 1857—1859 гг. Маркс и Энгельс заклеймили позором действия колонизаторов. Вместе с тем они выразили горячие симпатии передовых представителей европейского рабочего движения к боровшимся за свое освобождение народам Китая и Индии. В этих статьях закладывались основы позиции пролетариата в национально-колониальном вопросе, содержались первые наброски идеи сотрудничества между освободительным движением в колониях и зависимых странах и революционным проле- тарским движением в Европе. Маркса и в дальнейшем интересовали пути развития народов Азии, о чем ярко свидетельствовали составлявшиеся им для себя в последние годы жизни обширные хронологические выписки по истории Индии. В разгар европейской реакции, когда Маркс и Энгельс напряженно следили за всеми даже малейшими симптомами пробуждения демократических сил в Европе, они обратили особое внимание на революцию 1854—1856 гг. в Испании. Маркс проштудировал с помощью богатой исторической литературы на нескольких языках историю испанских революций в XIX в. и написал о них исторический очерк, большая часть которого была опубликована в виде серии статей «Революционная Испания» (1854). В них были охарактеризованы и объяснены с материалистических позиций своеобразные черты и особенности буржуазных революций в Испании. Новым в тематике исторических исследований Маркса и Энгельса было также их обращение к истории американских государств, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки. Интерес Маркса и Энгельса к американской истории стимулировался тем, что борьба против рабовладения и Гражданская война в США в 1861 —1865 гг. приобретали важное значение для рабочего и демократического движения в Европе. В статьях, опубликованных в американской газете «Нью-Йоркская трибуна» («New York Tribune») и в венской газете «Пресса» («Die Presse») в 1861 — 1862 гг., Маркс показал, что подлинной причиной войны между Севером и Югом является не вопрос о сецессии и правах штатов, а нараставшая в течение полувека борьба фермерства за землю, борьба капиталистической системы наемного труда и свободного предпринимательства с рабовладельческой плантационной системой, ставшей тормозом для капиталистического развития США. В противостоянии этих социальных сил Маркс видел основу истории США первой половины XIX в. и ключ к пониманию истинного характера Гражданской войны 1861 —1865 гг. Постоянное и пристальное внимание Маркс и Энгельс уделяли развитию рабочего движения. В особенности с начала 60-х годов по мере оживления и подъема международного рабочего движения они все более концентрировали свое внимание на проблемах освободительной борьбы пролетариата. В их работах осмысливался исторический путь развития рабочего движения от первоначальных примитивных форм к более зрелым, от сектантских групп — к пролетарским классовым организациям. В переписке Маркса и Энгельса затрагивалась и обсуждалась история рабочего движения многих стран. Ценные данные по истории рабочего движения содержали написанные Марксом и Энгельсом документы I Интернационала, руководителями которого они были. В «Учредительном Манифесте Международного Товарищества Рабочих» Маркс вкратце охарактеризовал перемены в положении рабочего класса после 1848 г. Именно в это время, пересматривая прежние взгляды, Маркс дает всестороннюю оценку борьбы пролетариата за свои экономические и политические интересы в рамках капитализма. Он показывает возможность улучшения материального и политического положения рабочих, неизбежность и необходимость борьбы за политические свободы, за ограничение рабочего времени и применения женского и детского труда, за повышение заработной платы. Обобщая опыт рабочего движения этого периода, Маркс и Энгельс обращали внимание на то, что первый этап борьбы пролетариата против буржуазии носил характер сектантского движения, которое представляло «...детство пролетарского движения, подобно тому, как астрология и алхимия представляют собой детство науки»21. Интернационал, указывали Маркс и Энгельс, был противоположностью «...фантазирующим и соперничающим сектантским организациям...», он являлся «...подлинной и боевой организацией пролетариата всех стран, объединенного в общей борьбе против капиталистов и землевладельцев, против их классового господства, организованного в государство» 22. Анализируя проблему борьбы с сектантством, Маркс и Энгельс подметили важную историческую тенденцию известной повторяемости старых ошибок на новых этапах рабочего движения: «Подобно тому, как на каждом новом историческом этапе воскресают на короткое время старые ошибки, чтобы потом вскоре исчезнуть, так и в недрах Интернационала возродились сектантские группы, хотя и в слабо выраженной форме» 23. Выявленная Марксом и Энгельсом зигзагообразность развития неоднократно подтверждалась дальнейшей историей рабочего движения во многих странах. Научная история капитализма в «Капитале» К. Маркса.Изучение конкретного процесса развития буржуазного общества оплодотворило всю дальнейшую разработку теории марксизма его основоположниками. Накопленный ими громадный исторический материал и сделанные из него выводы содействовали ускорению формирования экономического учения марксизма. Экономические рукописи Маркса 1857—1859 гг. свидетельствуют о том, что в процессе выработки экономической теории он все более углублял материалистическое понимание истории, переходя от общих положений к конкретному анализу сложных диалектических форм исторического процесса. Научный подвиг Маркса — создание «Капитала» — был в большой мере осуществлен благодаря изучению развития капитализма и буржуазного общества в новой фазе их истории. Маркс с особым вниманием изучал экономическую историю 50—60-х годов XIX в., источники нового промышленного подъема в Англии, Франции, Германии, новые формы капиталистического предпринимательства, начавшуюся индустриализацию отсталых аграрных стран. «Капитал» свидетельствовал о неразрывной связи между Марксом-экономистом и Марксом-историком. В этом гениальном труде Маркс не только открыл основные экономические законы капиталистической общественной формации и обосно- 21 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 30. 22 Там же. С. 30—31. 23 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 31. вал вывод о ее преходящем характере, но и обрисовал все последовательные фазы экономической истории капитализма, от его зарождения до второй половины XIX в. В «Капитале» был впервые выяснен генезис капитализма. Начало его эры Маркс связывал с эпохой великих географических открытий и зарождением мирового рынка в XVI столетии, а гигантские шаги на пути к зрелости капитализма — с XVIII веком. Большой научной заслугой Маркса была постановка и решение проблемы первоначального накопления капитала, по существу представляющего собой историю происхождения капитала и наемного труда, целую историческую эпоху, которая «...вписана в летописи человечества пламенеющим языком крови и огня» 24. Маркс показал, что процесс этот имел своим основным содержанием насильственное отделение производителя от средств производства, экспроприацию непосредственных производителей — крестьян и ремесленников и что одним из источников первоначального накопления была система порабощения и хищнической эксплуатации колоний. Хотя свой фактический; материал Маркс почерпнул преимущественно из истории английского капитализма, в исследовании процесса первоначального накопления им были выявлены черты становления капиталистического способа производства во всех западноевропейских странах. Как указывал сам Маркс, он хотел «...обрисовать тот путь, которым в Западной Европе капиталистический экономический строй вышел из недр феодального экономического строя» 26. Не менее важным достижением Маркса был анализ промышленного переворота в Англии с точки зрения не только изменений в технике и технологии промышленного производства, но прежде всего — его социального содержания. Маркс впервые раскрыл историческое значение этого переворота, который создал основные классы капиталистического общества — 24 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 727. 25 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 119. промышленную буржуазию и индустриальный пролетариат и положил начало капиталистической индустриализации Европы. «Капитал» давал яркую картину развития капитализма и обострения его противоречий. Маркс показал, что во всем этом необычайно сложном и противоречивом процессе действует закон капиталистического накопления, обеспечивающий расширенное воспроизводство капиталистических общественных отношений и растущую эксплуатацию рабочего класса и трудящихся масс,— производство во все возрастающих размерах прибавочной стоимости, или капиталистической прибыли. Этот открытый Марксом закон капитализма дал ключ к пониманию всей истории классовой борьбы внутри буржуазного общества того времени. Ряд глав «Капитала» Маркса содержит детальный анализ борьбы рабочего класса в 40—60-е годы XIX в.; в «Капитале» обрисованы также судьбы крестьянства при капитализме. В Марксовой теории капиталистической земельной ренты получили объяснение растущая эксплуатация капиталом крестьян, дифференциация крестьянства, тенденция к разорению мелких крестьянских хозяйств в Западной Европе и усиление полуфеодальной эксплуатации крестьян Восточной Европы в течение всей эпохи капитализма. Ценное историческое исследование представляла также историко-критическая часть «Капитала», названная «Теории прибавочной стоимости» и посвященная анализу развития экономической науки и взглядов буржуазных и мелкобуржуазных экономистов. Содержание этих экономических теорий Маркс тесно связывал с историческим развитием самого капитализма и его классовых антагонизмов, с ростом противоречий между различными слоями буржуазии и с классовой борьбой пролетариата против буржуазии. Значение «Капитала» Маркса для историографии новой истории исключительно велико. Ленин подчеркивал, что Маркс, объясняя в «Капитале» строение и развитие капиталистической формации исключительно производственными отношениями, не ограничился этим, а «...везде и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекал скелет плотью и кровью». Эта книга, писал Ленин, «...показала читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями» 26. Не менее велико значение «Капитала» для исторической науки в целом. В нем были исследованы производственные отношения самого развитого и сложного классового общества — капиталистического, понимание которого впервые давало возможность проникновения в организацию и производственные отношения всех предшествующих общественных форм и, следовательно, научного анализа их истории. Вследствие этого экономическое учение марксизма являлось наиболее глубоким, всесторонним и детальным подтверждением теории исторического материализма. Исследование Парижской Коммуны 1871 г.Маркс и Энгельс в течение двух десятилетий после революции 1848 г. тщательно изучали историю Франции при режиме II Империи. В их статьях и обзорах 50—60-х годов отмечалось неуклонное обострение классовых противоречий в этой стране, которое вело к банкротству бонапартистской политики лавирования между классами. Детальное изучение текущих событий и истории Франции позволило Марксу создать произведение — «Гражданская война во Франции», посвященное истории, опыту и значению Парижской Коммуны, которое вышло в свет в середине июня 1871 г., менее чем за три недели после ее гибели. Ф. Энгельс писал, что это произведение Маркса, как и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», являлось образцом его удивительного дара «...верно схватывать характер, значение и необходимые последствия крупных исторических событий в то время, когда эти события еще
|