КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения марксизма. 4 страница47 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 351. 48 Там же. С. 371. 49 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 154. 50 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 26. С. 139—140. 51 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 33. С. 175. ских народов, данные экономической и политической истории, истории церкви, государственных учреждений, внешней политики и т. д. 52 Настаивая на том, что сущность исторических явлений познается лишь через изучение конкретных ситуаций, и поясняя свою мысль сравнением процессов первоначального накопления капитала и экспроприации свободных крестьян Древнего Рима, Маркс в письме в редакцию «Отечественных записок» писал: «...события поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке, привели к совершенно разным результатам. Изучая каждую из этих эволюции в отдельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления; но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой состоит в ее сонады историчности» . Охватывая в своих исторических исследованиях социальный и исторический контекст общественных связей людей и различные сферы их практической деятельности, Маркс и Энгельс прорвали узкие рамки традиционного круга исторических источников. В то время как прежнюю историографию более всего интересовали государственные документы и законодательные акты, реляции полководцев и мемуары политических деятелей, Маркс и Энгельс широко вовлекали в исторический анализ важнейшие экономические данные, материалы по истории техники, по истории военного дела, науки, литературы и искусства. Они считали, что самое тщательное изучение и критическое сопоставление источников должно помочь распознанию их социального характера и выявлению связанных с этим вольных и невольных искажений. В произведениях Маркса и Энгельса авторский анализ постоянно сопровождается демонстрацией этих фактических искажений и смещений оценок в источниках. 52 Ряд этих материалов опубликован в томах «Архива Маркса и Энгельса». В полном виде они будут опубликованы в IV отделе МЭГА. 53 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 121. Маркс и Энгельс были против огульного пренебрежения предшествующей, и в том числе буржуазной, историографией. Они считали научным долгом добросовестного исследователя иметь исчерпывающее представление о своих предшественниках в изучении данного вопроса, уметь не только обнаруживать встречающиеся у них искажения, но и видеть достижения того или иного предшественника, ценные фактические данные или плодотворные идеи, даже по частным вопросам, которые можно извлечь из его труда. Сами Маркс и Энгельс на протяжении всей своей жизни неутомимо изучали историческую литературу и следили за состоянием современной им историографии. Еще в молодости Маркс штудировал античных историков и хорошо знал произведения Геродота, Фукидида, Аппиана, Тацита. В последующие годы Маркс и Энгельс продолжали знакомиться с весьма широким кругом произведений немецких, французских, английских и других историков, а в последние десятилетия их жизни — и русских. Маркс упоминал и цитировал в своих сочинениях и письмах работы таких крупных немецких историков, как Нибур, Шлоссер, Ранке, Маурер, Зибель, Трейчке, Моммзен; французских историков Тьерри, Минье, Гизо, Тьера, Мишле, Бюше, Л. Блана, Токвиля; английских — Д. Юма, Роджерса, Коббета, Маколея, Карлейля, Бокля; труды выдающегося польского историка Лелевеля. Из русских работ по истории Маркс внимательно изучал «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, сочинения А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. В. Берви-Флеровского, М. М. Ковалевского, Н. И. Кареева и других авторов. Маркс и Энгельс читали многие и многие десятки сочинений по истории разных эпох и народов, написанных и менее известными авторами. Они отмечали, что в подобных сочинениях подчас обнаруживаются ценные находки фактов и нередко правильные наблюдения. Особенно ценили Маркс и Энгельс проникновения в область экономической и социальной истории. Основоположники марксизма решительно выступали против предвзятости в науке и стремления подогнать факты к заранее определенной цели. Маркс писал на этот счет выразительные строки, которые относятся к любой области науки: «...человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для нее интересами,— такого человека я называю „низким"» 54. Объективность исторической науки, как показывал Маркс, не имеет ничего общего с объективизмом, с позицией тех историков, которые своей псевдообъективностью прикрывают восхваление совершившихся событий и действующих лиц исторического процесса. Назначение исторической науки — не созерцание свершившихся фактов. Историческая объективность для марксизма неразрывно связана с практикой исторического действия. Критикуя взгляды Фейербаха, Маркс и Энгельс писали в «Немецкой идеологии» о том, что Фейербах хочет «...добиться только правильного осознания существующего факта, тогда как задача действительного коммуниста состоит в том, чтобы низвергнуть это существующее»и. Из этого принципиального положения вырастало признание революционной роли той исторической науки, которая принимает участие в историческом движении с полным знанием дела и поэтому перестает быть доктринерской. Вот почему Маркс и Энгельс подходили к исторической проблематике одновременно как великие ученые и как активные участники и вожди революционного движения. При этом они постоянно имели в виду потребности исторического развития и задачи рабочего движения, решению которых должен помогать осмысленный исторический опыт человечества. Поэтому Маркс и Энгельс глубоко верно решали проблему актуальности в исторической науке. Они посвящали свои исследования крупнейшим событиям истории XIX в., 54 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. II. С. 125. 55 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 41. революции 1848 г., Парижской Коммуне 1871 г. и вместе с тем предпринимали самое тщательное научное изучение более отдаленных исторических событий и эпох, в особенности когда исторический опыт последних мог помочь решению злободневных вопросов исторического прогресса и классовой борьбы пролетариата. Маркс и Энгельс показали своими работами, что научная история современности вполне возможна и необходима не только для успешной борьбы за исторический прогресс, но и для развития самой исторической науки. С одной стороны, только доведение исторического исследования до современности создает цельное понимание исторического процесса, всех его тенденций и движущих сил, только оно дает возможность проследить все связи исторических событий. С другой стороны, познание сложных процессов текущей истории позволяет лучше понять и историю прошлого, вплоть до самых отдаленных эпох, подлинное значение и объективное содержание которых яснее может быть постигнуто с высоты современности. При этом Маркс и Энгельс нисколько не преуменьшали трудностей исследования вопросов новейшей истории. Энгельс в написанном за несколько месяцев до смерти Введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» отметил, что «при суждении о событиях и цепи событий текущей истории никогда не удается дойти до конечных экономических причин» *4. Он объяснял это тем, что совершающиеся изо дня в день изменения в ходе развития промышленности, в методах производства, в мировой торговле и другие многосложные и постоянно изменяющиеся факторы «...большей частью действуют скрыто в течение долгого времени, прежде чем внезапно с силой прорваться наружу»S7. Поэтому, говорил Энгельс, ясную картину экономического положения какого-нибудь периода можно получить лишь задним числом, после того как собран и проверен материал. 56 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 529. 57 Там же. Труды Маркса и Энгельса способствовали тому, что принципом Научного познания во всех областях общественной науки стал последовательный историзм. Об этой коренной черте марксизма Ленин писал: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (р) лишь в связи с другими; (v) лишь в связи с конкретным опытом истории»58. Марксизм сделал принцип историзма обязательным при рассмотрении и решении любой проблемы общественных наук — не только исторической, но и философской, социологической, экономической или политической. Однако не следует забывать, что уровень знаний, накопленных к тому времени, весьма отставал от нынешнего, и то, что многие документы не были доступны Марксу и Энгельсу. К тому же все их работы носили острополемический, а иногда памфлетный характер, что не могло не сказаться на резкости оценок, иногда приводило к односторонности. Так, одно из значительных произведений Маркса исторического характера — «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» 59 — 58 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 49. С. 329. 59 Работа эта не была завершена Марксом. См.: Вопросы истории. 1989. № 1—4 почти целиком основано на недоброкачественных источниках. Приходится только удивляться, что наряду с неточностями, прежде всего в основном пункте — о зависимости внешней политики Англии от России, в оценках русской дипломатии и т. д., в работе содержатся важные и точные мысли о татаро-монгольском иге, о роли Петра I и т. д. Многие конкретно-исторические сведения в работах Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Крестьянская война в Германии» сейчас устарели. Весьма односторонними выглядят оценки Марксом и Энгельсом Бакунина, Боливара, Герцена, Кошута, Мадзини, Прудона, русских военачальников, буржуазных экономистов и т. д. Сами Маркс и Энгельс считали, что их оценки и позиции не являются догмами, потребуют уточнений и коррективов в ходе развития человеческого знания. Они выступали против догматизации достигнутых результатов и выводов. К исторической науке они относились, как и к любой науке, как к живому, развивающемуся процессу познания. Этому критическому и самокритическому отношению к достигнутым результатам как важному методологическому требованию исторической науки учат произведения основоположников марксизма,
|