КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения марксизма. 1 страницаВажнейшим историческим событием первой половины XIX в. было вступление на арену общественной борьбы новой силы— пролетариата, который все отчетливее выделялся из общей массы трудящегося люда и выдвигал собственные экономические и политические требования. В Англии, Франции и Германии классовая борьба между пролетариатом и буржуазией становилась все более ожесточенной, отражая глубокие противоречия капитализма. Как и каждый класс, вступающий на арену общественной жизни и политической борьбы, пролетариат нуждался в осмыслении своей собственной природы и места в структуре общества, научном обосновании своей роли в историческом процессе. Ответы на эти объективные проблемы, поставленные самой жизнью, дали 1 Публикуемая глава была написана видным советским историком Н. Е. Застенкером, специалистом в области истории социалистической мысли вообще, истории марксизма в частности, в 1966 г. В то время это была новаторская работа, обобщавшая немногое, что было сделано в этой области, и основанная на глубоком анализе всего, что давало новое, 2-е издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Естественно, с тех пор появилось немало исследований как фундаментального характера (Карл Маркс. Биография. 3-е изд. М., 1989; Фридрих Энгельс. Биография. 2-е изд. М., 1977; Маркс — историк. К 150-летию со дня рождения Карла Маркса. М., 1968; Энгельс — теоретик. М., 1970; Гольман Л. И. Энгельс — историк. М., 1983; Марксизм и Парижская Коммуна. М., 1973; и др.), так и отдельных статей по тем или иным аспектам темы; осуществлен ряд новых публикаций документов: вышло уже более 40 томов нового полного собрания Сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала (МЭГА). Тем не менее работа Н. Е. Застенкера как обобщающий труд не утратила своего значения и сегодня. Поэтому, указывая на новые труды, мы ограничились некоторыми изменениями в тексте главы. Карл Маркс(1818—1883) и Фридрих Энгельс(1820—1895). С конца XVIII в. революционные потрясения и стремительные перемены в судьбах стран и народов приковывали внимание общественной мысли к задаче объяснения исторических событий, к необходимости постигнуть их движущие пружины. Направления исследований и борьба мнений в историографии первых десятилетий XIX в. фактически определялись этими вопросами, которые сводились в конце концов к проблеме закономерности исторического процесса. Идее закономерности прокладывала путь прежде всего классовая борьба внутри развивавшегося капиталистического общества — борьба буржуазии и ее идеологов против феодализма и дворянской реакции и в еще большей степени классовая борьба пролетариата и трудящихся масс против самой буржуазии. Однако осмысление на новом уровне проблем закономерностей исторического развития требовало существенных изменений в сферах философии и политической экономии. Сами эти области человеческих знаний к моменту возникновения марксизма выдвинули ряд кардинальных проблем, проявившихся прежде всего в осмыслении общественных отношений, их природы, взаимосвязей и законов развития. С самого начала марксизм создавался и развивался в единстве всех своих составных частей, причем научный поиск его основоположников был в первую очередь направлен на выяснение закономерностей исторического развития общества. Возникновение нового понимания истории было подготовлено развитием наук о природе и обществе. Большие успехи естествознания в XVIII и первой половине XIX в. утверждали идею закономерности развития природы и тем самым настойчиво выдвигали мысль о существовании закономерности и в развитии общества. В то же время возникали философские, экономические и исторические учения, подготовлявшие открытие этой закономерности. Такими учениями были немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Теоретические источники марксизма способствовали подготовке поворота в объяснении исторического процесса. Каждый из них привлекал по-своему внимание к той области социальных явлений, которой пренебрегала старая историография, упоминавшая «...производство и все экономические отношения... лишь между прочим, как второстепенные элементы „истории культуры"» 2. Классическая немецкая философия дала предпосылки для возникновения материалистического взгляда на историю. В особенности велика здесь роль диалектической философии Гегеля, которая была пронизана историзмом и обращала особое внимание на «гражданское общество» как царство экономических отношений, приближаясь к пониманию важнейшего значения в жизни общества труда человека по овладению природой. Классическая буржуазная политическая экономия своей трудовой теорией стоимости непосредственно направляла общественную мысль на понимание производственной деятельности людей как основы жизни общества. Системы великих социалистов-утопистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна), при всем многообразии их умозрительных построений, сходились на признании важнейшего значения в судьбах человечества уровня развития производства. Еще большее место стали занимать экономические категории и проблемы у приверженцев Сен-Симона, Фурье и Оуэна и в учениях утопического социализма и утопического коммунизма 30—40-х годов. Таким образом, в разных аспектах и с разных сторон в общественную науку проникали плодотворные мысли о материальных основах исторического процесса, выдвигался вопрос о его закономерностях. Попытки подвести под историографию материалистическую основу отразились в трудах французских и английских либеральных историков, показавших развитие классовой борьбы в эпоху феодализма и буржуазных революций и попытавшихся впервые написать историю гражданского общества, торговли и промышленности. «Если материалистическое понимание истории открыл Маркс,— писал Ф. Энгельс,— то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому... время для этого созрело и это открытие должно было быть сделано» 3. Однако теории, послужившие источниками научного коммунизма, сами по себе содержали лишь очень важные элементы общественной науки, подходы к ней. Классическая немецкая философия рассматривала внутреннюю связь в исторических событиях как стремление истории к осуществлению некоей мистической идеи. Она подменяла диалектику исторического процесса диалектической игрой понятий, для которой история должна была служить лишь проверкой логической конструкции. Классическая буржуазная политическая экономия объявляла капиталистический способ производства внеисторическим, соответствующим природе человека, веч- 2 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 208. 3 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 176. ным и затушевывала самые глубокие его противоречия. Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики, хотя и признавали важнейшее значение производства в истории общества, все же объясняли ход истории в конечном счете изменениями в философских и научных воззрениях либо в религии и нравственных принципах человечества. Карл Маркс и Фридрих Энгельс восприняли и осуществили переработку передовых философских, экономических и исторических теорий и их синтез на подлинно научной основе. Их теория представляла «...высшее развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы» 4, она дала ответы на важнейшие вопросы, поставленные общественной мыслью. Был сделан значительный шаг вперед в области социального познания. Маркс и Энгельс раскрыли действительные мотивы человеческой деятельности, выделив производственные отношения людей как основные и первоначальные. Подобный материалистический подход означал победу того взгляда на ход всемирной истории, который находит конечнуюпричину и решающую движущую силу важных исторических событий в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена и вытекающих отсюда изменениях экономических отношений людей. Признание того, что материальная основа общества составляет «...как бы скелет его организации» 5 и является основой изменения социальных отношений и сознания людей, открывало возможность ввести в историческую науку объективный общенаучный критерий. В развитии всех стран и народов, при всем огромном разнообразии составляющих их историю событий, политических порядков, воззрений и верований, марксизм нашел однородные крупные отличительные черты, соответствующие исторически определенному способу производства. Такие общие характерные черты, выражающие нормальное и типичное в производственных отношениях общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, Маркс и Энгельс выразили понятием общественно-экономической формации. Учение об общественно-экономических формациях дало возможность рассмотреть всемирную историю как естественноисторический процесс восхождения человечества по ступеням развития от низших форм к высшим. В самом общем виде главные ступени развития человечества определялись как первобытнообщинный строй, группа формаций, основанных на эксплуатации чужого труда, и высшая форма человеческого общества — коммунистическая общественно-экономическая формация, бесклассовое общество, с которого собственно и начнется подлинная история человечества. Опираясь на доступный им материал, Маркс и Энгельс определили рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации, как основные общественно-экономические формации эксплуататорского типа. Маркс и Энгельс показали, что каждая формация имеет свои специфические исторические закономерности, свои законы возникновения, развития и гибели. Общей же чертой является то, что переход от низшей формации к более высокой и сложной неизбежен в силу развития в недрах всякой антагонистической формации неразрешимых противоречий, ведущих к ее гибели и одновременно создающих предпосылки для возникновения более прогрессивного общественного строя, который окон- 4 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 49. 5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 736. чательно побеждает предшествующую формацию более высокой производительностью общественного труда. Конкретизируя эту общую схему развития человечества, Маркс и Энгельс видели, что в определенных условиях отдельные народы могут миновать отдельные этапы этого развития (рабовладение, феодализм, капитализм) . Формирование законов исторического развития дало марксизму возможность противопоставить пониманию прогресса как гладкого, однолинейного, фатально поступательного хода истории новую научную концепцию исторического прогресса. Эта концепция охватывала противоречивость процесса развития общества и раскрывала его диалектику — развитие скачкообразное, с перерывом постепенности, развитие зигзагами, как бы по спирали, с возможностью временных и даже значительных регрессов, но с конечной неизбежной победой поступательного хода истории. В этом сочетании эволюционного и революционного развития Маркс и Энгельс прежде всего уделяли внимание именно революционному моменту, его закономерности. Признание определяющего значения производственной деятельности, являющейся фундаментом жизни общества, впервые раскрыло роль народных масс как решающей силы исторического процесса. Маркс и Энгельс научно объяснили происхождение общественных классов и исторические рамки их существования. Появление классов они связали с возникновением общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. На этой почве всякая борьба в истории в действительности — выражение классовых интересов, их противоречий и борьбы, которая так или иначе пронизывает собой все сферы жизни общества — экономическую, политическую и идеологическую. По словам Энгельса, это было великим научным открытием, имевшим для истории такое же значение, как закон превращения энергии в естествознании 6. Теория классовой борьбы Маркса и Энгельса существенно отличалась от теорий буржуазных историков и экономистов своим пониманием борьбы классов как творческой силы истории всех антагонистических общественных формаций. Революционные перевороты, которые осуществляют всеобщее переустройство общества, уничтожают устаревшие производственные и общественные отношения и утверждают новые отношения, соответствующие характеру и уровню производительных сил общества, Маркс и Энгельс рассматривали как важнейшие события истории, отводя им роль ускорителей исторического прогресса — «локомотивов истории». Маркс показал, что главной силой революционного преобразования капиталистического общества становится пролетариат — самый революционный класс в истории, который, в отличие от прежних революционных классов, не может освободить себя, не уничтожив самих основ эксплуатации человека человеком. Доказательство этого положения Маркс считал важным достижением своей теории классовой борьбы. В письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. он писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» 7. Таковы были главные идеи, характеризующие материалистическое понимание истории. С этим открытием были созданы совсем иные основы изучения исторического процесса. Сам процесс формирования нового мировоззрения требовал прежде всего фокусирования внимания на выделении определяющих черт, характеризующих закономерности общественного развития. В немалой степени это обусловливалось и бурной предреволюционной эпохой, когда формировался марксизм. Материалистическое понимание истории в первых произведениях зрелого марксизма. Материалистическое понимание истории было в своей основе разработано 6 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 259. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 28. С. 427. Марксом и Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1845—1846). С тех пор, как свидетельствовал Энгельс, Маркс не написал ничего, в чем бы эта теория не играла роли. Эту характеристику можно полностью распространить и на труды самого Энгельса. В историографическом плане можно выделить некоторые важные вехи, знаменовавшие дальнейший ход разработки Марксом и Энгельсом материалистических исторических воззрений. Такими вехами прежде всего были «Нищета философии» (1847) К. Маркса и «Манифест Коммунистической партии» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. В этих произведениях основные положения их теории исторического процесса впервые были опубликованы. В этот же период Маркс и Энгельс приступили к изучению истории рабочего класса и рабочего движения. Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845) на материалах истории Англии с середины XVIII в. проследил процесс формирования английского пролетариата в класс и его борьбу, определявшую развитие его классового сознания. Энгельс выделил основные «фазисы возмущения рабочих против буржуазии»: борьба рабочих против введения машин, перераставшая в первые локальные рабочие восстания; создание рабочих коалиций и профессиональных союзов, развитие стачечной борьбы и наконец — политическая борьба пролетариата против буржуазии, борьба за «социальную демократию» и завоевание власти. Связывая этот фазис и его типичные черты с чартистским движением в Англии, Энгельс анализировал исторический опыт последнего, его сильные и слабые стороны. Такая схема периодизации истории рабочего движения, основанная на данных страны наиболее «чистого» развития капитализма, нуждалась, естественно, в конкретизации и дополнениях, вытекавших из опыта рабочего движения и особенностей капиталистического развития других стран. В «Немецкой идеологии» рамки анализа истории рабочего движения заметно раздвигались. В этой работе гораздо полнее исследовался мануфактурный период развития капитализма и мануфактурный пролетариат, шире и сложнее выглядела связь уровня рабочего движения с развитием крупной промышленности и всемирного рынка. Еще далее продвинулись Маркс и Энгельс в работах и статьях 1846—1847 гг., посвященных тогдашнему английскому, французскому и немецкому рабочему движению, в которых достигло зрелости их понимание законов развития классовой борьбы пролетариата. Оно впитало в себя опыт усиливавшегося рабочего движения и растущий практический опыт революционной деятельности самих основоположников научного коммунизма, связанный с созданием Союза коммунистов. В «Нищете философии» Маркс дополнил рядом характеристик схему Энгельса, обратив особое внимание на роль классового сознания в конституировании пролетариата как класса, в превращении его в «класс для себя». Наибольшей силы исторического обобщения Маркс и Энгельс достигли в «Манифесте Коммунистической партии», содержавшем цельное и стройное изложение революционного мировоззрения пролетариата. «Манифест Коммунистической партии» подвел итоги разработки Марксом и Энгельсом основных идей материалистического понимания истории за предшествующий период. Через весь этот документ красной нитью проходила мысль о том, что со времени разложения первобытной общины вся история человечества была историей классовой борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Было четко сформулировано важнейшее положение: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» 8. В «Манифесте Коммунистической партии» теория исторического материализма была применена ко всей новой истории. «Манифест» раскрывал, как на определенной ступени развития производительных сил в недрах феодализма возникают буржуазные отношения и сама буржуазия, показывал революционное прошлое буржуазии, ее исторически прогрессивную роль в средние века. Маркс и Энгельс прослеживали процесс политического воз- 8 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 424. вышения буржуазии: подготовку ее к завоеванию власти и установлению ее политического господства. В «Манифесте» Маркс и Энгельс, основываясь на наблюдениях над периодически повторяющимися кризисами перепроизводства, пришли к выводу, что к середине XIX в. буржуазные отношения, первоначально способствовавшие бурному развитию производительных сил общества и разрушению заскорузлых патриархальных и сословных отношений, превращаются в тормоз для роста производительных сил, а следовательно, экономическое и политическое господство буржуазии будет ниспровергнуто подобно тому, как был ниспровергнут феодализм. В тесной связи с этим в «Манифесте» обрисовывалась историческая роль пролетариата как до конца последовательного революционного класса капиталистического общества. Пролетарское движение становится самостоятельным движением огромного большинства этого общества в интересах «огромного большинства». Оно должно привести к рабочей революции, первым шагом которой будет превращение пролетариата в господствующий класс, «завоевание демократии». В качестве господствующего класса пролетариат упразднит буржуазные производственные отношения и вместе с тем условия существования классового антагонизма. В результате на место старого общества с его классами и классовыми противоположностями придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех. В специальной главе «Манифеста» Маркс и Энгельс дали критический обзор различных направлений утопического социализма, заложив фундамент их научного изучения. «Нищета философии» и «Манифест Коммунистической партии» были первыми произведениями, в которых излагалось новое, материалистическое понимание истории, а его положения применялись к истории буржуазного общества и рабочего движения. Появились они в канун революции, в период, когда само новое мировоззрение формировалось и утверждалось в острой идейной борьбе с другими направлениями социалистической и революционной мысли; кроме того, в это время экономическая теория марксизма еще только формировалась. Все это наложило на первые произведения марксизма свой отпечаток; ряд положений был позднее пересмотрен самими Марксом и Энгельсом. Прежде всего речь шла о переоценке уже достигнутой остроты противоречий капиталистической системы, близости перспективы социалистической революции. Начиная с 50-х годов Маркс и в особенности в конце 80-х — начале 90-х годов Энгельс уточняют это положение. Концентрируя свое внимание на обосновании исторической миссии пролетариата, Маркс и Энгельс в 40-е годы меньше внимания уделяют выявлению революционных потенций средних слоев, в особенности крестьянства, однозначно решая их исторические судьбы в ходе общественного развития. Неразработанностью экономической теории объясняется недооценка значения экономической борьбы рабочих, роли профессиональных союзов. Эти взгляды корректируются Марксом в 1864—1867 гг. в период деятельности I Интернационала. К. Маркс о проблемах Великой французской революции. По мере созревания материалистических и коммунистических воззрений Маркс и Энгельс уделяли всевозрастающее внимание изучению опыта революционных движений. Особое их внимание привлекал опыт Великой французской революции. Еще в 1843 г. Маркс провел очень тщательное изучение истории этой революции. Он штудировал мемуары ее участников, Р. Левассёра и др., революционную прессу, протоколы Конвента, речи Робеспьера и Сен-Жюста, произведения Марата и Бабёфа, сочинения историков Тьерри, Гизо, Минье и др. Маркс собирался тогда написать историю Конвента, в котором он видел «....максимум политической энергии, политического могущества и политического рассудка» 9. Хотя намерение это не осуществилось, известное представление о проделанном 9 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 439. Наиболее полно выписки Маркса по истории Великой французской революции опубликованы в «Karl Marx / Friedrich Engels. Gesamtausgabe» (MEGA2). Brl., 1981. 4. Abt. Bd. 2. Марксом исследовании и об основных идеях задуманного им труда могут дать многочисленные высказывания по истории Французской революции, встречающиеся в произведениях и рукописях Маркса тех лет. По ним можно судить о том, что его внимание привлекали в первую очередь движущие пружины развития и углубления революции и в связи с этим исторические причины якобинской диктатуры. Маркс тщательно изучал политические позиции жирондистов, якобинцев и «болота» и, размышляя об источниках победы Горы, приходил к выводу: главное в том, что Гора выражала интересы народных масс 10. Раскрывая для себя решающую роль масс, поддержка которых обеспечила победу якобинцев и возможность расправиться с врагами революции, Маркс все ближе подходил к пониманию исторического значения революционной активности пролетариата. Большой интерес проявлял Маркс к вопросу о причинах падения якобинской диктатуры. Уже тогда ему становилась ясной сущность трагического противоречия, какое заключала в себе политика якобинских вождей, расчищавших путь буржуазному обществу со всеми его атрибутами анархии, всеобщей конкуренции, господства частнособственнических интересов и в то же время стремившихся ограничить накопление богатства отдельных лиц и построить политические институты буржуазного общества по образцу античной демократии. Выражением и одновременно разрешением этого противоречия и явился, по Марксу, термидорианский переворот, открывший путь «прозаическому осуществлению» результатов буржуазной революции. Исследования Маркса и Энгельса по истории революции 1848 г. Исторические идеи «Манифеста Коммунистической партии» сразу же прошли через полосу испытаний в огне бурных лет европейских революций 1848—1849 гг. Плодотворное применение эта теория получила в деятельности Маркса и Энгельса на посту руководителей пролетарского крыла немецкой демократии. В качестве редакторов «Новой Рейнской газеты» («Neue Rheinische Zeitung») они повседневно анализировали ход событий в Германии. Многие из газетных статей Маркса и Энгельса носили подлинно исследовательский характер, содержали важные исторические наблюдения и обобщения. Статьи «Буржуазия и контрреволюция», «Монтескье LVI», «Кампгаузен», «Франкфуртское собрание», «Подвиги Гогенцоллернов» и др. обнажали классовые корни политики соглашения с короной либеральных правительств Германии, образовавшихся после первоначальной победы революции. Эти статьи вскрыли причины измены немецкой буржуазии национальному делу народа, слабость мелкой буржуазии и неспособность немецкого крестьянства развить свою революционную энергию из-за отсутствия политического руководства. Наряду с революционными событиями в Германии пристальное внимание Маркса и Энгельса привлекало положение во Франции. Объясняя причины особого интереса Маркса к историческому опыту Франции, Энгельс писал впоследствии: «Франция — та страна, в которой историческая классовая борьба больше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного конца. Во Франции в наиболее резких очертаниях выковывались те меняющиеся политические формы, внутри которых двигалась эта классовая борьба и в которых находили свое выражение ее результаты... Вот почему Маркс с особым предпочтением изучал не только прошлую историю Франции, но и следил во всех деталях за ее текущей историей, собирая материал для использования его в будущем» ". Таково происхождение двух самых крупных исторических произведений К. Маркса, посвященных революции 1848—1849 гг.,— «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850) и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). Исследование этого сложного события новой истории дало возможность Марксу пересмотреть первоначальные представления о закономерностях развития револю- 10 См.: Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40. С. 320—330. 11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 258—259. ции 1848 г., навеянные опытом прошлых буржуазных революций — единственным историческим опытом, имевшимся в распоряжении пролетарских революционеров. Исторический опыт революций XVII— XVIII вв. порождал мысль о том, что революционная борьба в середине XIX в. повторит, с известными вариациями, общий поступательный ход развития прошлых революций, т. е. смену у власти умеренных партий и классов все более революционными. Такой вывод соответствовал представлению Маркса о том, что революция завершится победой пролетариата, которая будет достигнута в течение одного длительного периода «непрерывной революции». После революции эти взгляды постепенно корректировались. Первоначально торжество реакции казалось кратковременным. Еще в 1850 г. в первых статьях Маркса о классовой борьбе во Франции чувствовались остатки иллюзий насчет близости нового подъема революционной волны в Европе. Заблуждения эти были преодолены Марксом благодаря тому, что с весны 1850 г. он получил возможность вновь приступить к экономическим занятиям и заново проштудировать экономическую историю последнего десятилетия. Глубокое изучение ее убедило Маркса в том, что экономический кризис, ускоривший революционный взрыв 1848 г., уже миновал, и буржуазно-помещичья контрреволюция в Европе получает прочную опору в наступившем новом мощном экономическом подъеме. В работе «Классовая борьба во Франции...» Маркс впервые в тогдашней социалистической литературе правильно определил буржуазно-демократический характер февральской революции 1848 г., которую большинство социалистов ошибочно принимало за начало социалистической революции пролетариата. Однако, указывал Маркс, поскольку в этой революции решающую роль сыграл рабочий класс, доведший на этот раз борьбу до свержения монархии и заставивший временное правительство против желания крупной буржуазии провозгласить республику,— на весь ход событий наложили глубокий отпечаток классовые требования пролетариата, его смутные социалистические устремления. Такой анализ позволил Марксу выявить закономерность дальнейшего хода революции во Франции, источники социальных иллюзий февральского периода и причины их крушения. Квинтэссенцией был вывод Маркса о том, что, в отличие от Великой французской революции, революция 1848—1849 гг. развивалась по нисходящей линии. Данная Марксом периодизация истории революции во Франции отобразила объективный ход и главные ступени ее попятного движения. Прослеживая конкретно развитие этого процесса, Маркс раскрывал его движущую силу в борьбе классов, в той роли, какую они играли в революции. Маркс охарактеризовал французский пролетариат того времени, его революционные силы и потенции и в то же время отметил его слабость и идеологическую незрелость. Маркс показал, что в судьбах революции важную роль сыграла кровавая расправа буржуазии с июньским восстанием парижского пролетариата. Оценивая большое историческое значение пролетарского восстания в Париже в июне 1848 г., Маркс писал, что оно было «...первой великой битвой между обоими классами, на которые распадается современное общество. Это была борьба за сохранение или уничтожение буржуазного строя» 12. В работах «Классовая борьба во Франции...» и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» были ярко охарактеризованы и все другие классы французского общества: мелкая буржуазия с ее колебаниями, утопическими стремлениями возвыситься над классовыми противоречиями; крестьянство с его внутренним расслоением и господством в его среде реакционных предрассудков, укрепляемых политикой буржуазии в отношении крестьян; крупная буржуазия с ее контрреволюционными антиреспубликанскими настроениями и мелкой возней соперничающих монархических течений.
|