КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки возникновения марксизма. 3 страницатолько разыгрываются перед нашими глазами или только что свершились» 27. Маркс не только выяснил непосредственные причины, вызвавшие пролетарскую революцию 18 марта 1871 г. в Париже. Возникновение Коммуны и ее сущность он связал со всем историческим опытом борьбы пролетариата против гнета буржуазного государства. Проницательность Маркса состояла в том, что он сумел проникнуть в самую глубину исторического творчества рабочих масс Парижа и отчетливо распознал в первых и еще не ясных очертаниях Парижской Коммуны то, что составляло ее подлинную историческую сущность. В то время как буржуазные и мелкобуржуазные публицисты и историки приписывали Парижской Коммуне попытку осуществления плана коммунального переустройства Франции, воскрешения средневековых коммун и ликвидации всякой централизованной государственной власти и даже уничтожения государства вообще либо видели в ней патриотический орган парижской демократии, созданный в подражание Коммуне 1792 г., Маркс показал, что Коммуна, разбив угнетательский аппарат государственной власти буржуазии, строила государство нового типа, представлявшее, по существу, политическую форму диктатуры пролетариата. «Ее настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» 2В. В данной оценке Маркс опирался на изучение обширного фактического материала, актов и документов Коммуны и версальского правительства, материалов демократической и реакционной прессы, на переписку с корреспондентами Генерального Совета в Париже и другие сведения. «Гражданская война во Франции» еще раз показала неразрывную связь истории и теории, исторического исследо- 26 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 139. 27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 189. 28 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 346. вания как одного из источников марксизма. Конкретное изучение исторических форм государства, классовой борьбы приводит Маркса к новым выводам. Он констатирует, что любое государство выполняет и общественно необходимые функции и что победивший пролетариат должен сохранить и преобразовать те органы государства, которые связаны с этими функциями. Особое, внимание уделяется раскрытию общедемократического характера Парижской Коммуны, того, что она выступила как носитель подлинных интересов нации, гуманистическому характеру ее мероприятий. Работы Энгельса по истории Германии. Внимательно изучали Маркс и Энгельс экономическое и политическое развитие объединившейся Германии. Первые итоги этого изучения Маркс подвел в своей известной характеристике Германской империи: «...обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками и в то же время уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм...» 29 Особенно интенсивно проблемы истории Германии разрабатывал начиная с 60-х годов Ф. Энгельс. Он предпринял изучение германской истории с древнейших времен и вплоть до современных ему событий. Отдельные изыскания в этой области до некоторой степени были обобщены Энгельсом в задуманной им крупной работе «Роль насилия в истории», которую он писал в 1887—1888 гг. и которая осталась незаконченной. Развивая и углубляя идеи исторического материализма о взаимоотношении экономики и политики в историческом процессе, Энгельс объяснял, почему в истории Германии второй половины XIX в. столь важную роль играло насилие, олицетворенное бисмарковскои политикой «железа и крови». Анализируя экономические и политические предпосылки объединения Германии вокруг Пруссии, Энгельс вскрыл классовые причины успехов бисмарковскои политики юнкерского бонапартизма. Он показал, что в 60-х годах единство Германии сделалось совершенно неотложной необходимостью, ибо немецкая буржуазия с 1848 г. переживала экономический подъем и из ее непосредственных деловых потребностей вырастало «...стремление практического купца и промышленника вымести весь исторически унаследованный хлам мелких государств, стоявший на пути свободного развития торговли и промышленности...» 30. Бисмарк, проводя «революцию сверху», понял и осуществил национальные и экономические требования немецкой буржуазии, отбрасывая и решительно отвергая ее парламентские политические притязания. Подготовительные материалы Энгельса к этой работе свидетельствуют о том, как всесторонне изучал он экономическое развитие Германии после 1871 г., экономическую политику и законодательство, внешнюю политику Германской империи. На этой основе Энгельс сделал вывод, что юнкер Бисмарк в качестве поборника «национальной идеи» полагался в действительности не на народ, не на нацию, а на закулисные интриги, на средства тайной дипломатии, что эта политика, опиравшаяся также на поддержку либеральной буржуазии, определяла милитаристский облик новой Германской империи, реакционное содержание ее внешней политики, возбудившей у окружающих народов недоверие и ненависть к Германской империи. Решая важные исторические задачи, Бисмарк одновременно занимался и «...аннексией чужих земель...» 31. Набросанный Энгельсом план не написанной части работы и заметки к нему свидетельствуют о его проницательности и историческом чутье. Энгельс намеревался развернуто обосновать мысль о том, что внутреннее положение Германской империи неизбежно приведет ее к краху, тем более неминуемому, что немецкий милитаризм чреват мировой войной, в которой прусское государство и прусская армия, как считал Энгельс, потерпят поражение. 29 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 28. 30 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 425. 31 Архив Маркса и Энгельса. Т. X. С. 390. Исследования Энгельса по военной истории нового времени.Большое место в творчестве основоположников научного коммунизма заняла разработка Марксом и особенно Энгельсом теории и истории военного дела 32. Еще в период революции 1848—1849 гг. Энгельс проявил недюжинные познания в военной истории. В течение всей последующей жизни он продолжал ею заниматься, став знатоком военного дела. В своих многочисленных работах по истории войн, армии и военной техники Энгельс раскрыл тесную связь военного дела с экономикой и социальным строем общества, с уровнем его производительных сил, с борьбой классов и классовой политикой государства. Эту связь Энгельс проследил на всем протяжении военной истории от древности и почти до самого конца XIX в. Так, в большом цикле военных статей, написанных Энгельсом в 1857—1860 гг. для «Новой американской энциклопедии», показывалась классовая природа армий в рабовладельческих государствах древнего Востока, Греции и Рима и в средневековых феодальных государствах, анализировались изменения и революционные сдвиги в военной области, порожденные буржуазными революциями XVI—XVII вв., и особенно Великой французской революцией. Обобщая всемирно-исторический опыт развития военного искусства, Энгельс позднее писал: «Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения. Не «свободное творчество ума» гениальных полководцев действовало здесь революционизирующим образом, а изобретение лучшего оружия и изменение солдатского материала; влияние гениальных полководцев в лучшем случае ограничивается тем, что они приспособляют способ ведения боя к новому оружию и к новым бойцам»33. Наиболее обстоятельно Энгельс изучал военную историю капиталистического общества, историю войн, вооружений и военной организации после революции 1848—1849 гг. Военные обзоры и статьи Энгельса содержали стратегический и историко-политический анализ восточной войны 1853—1856 гг., франко-итало-австрийской войны 1859 г., американской Гражданской войны между Севером и Югом в 1861 —1865 гг., австро-прусской войны 1866 г., франко-прусской войны 1870—1871 гг., русско-турецкой войны 1877—1878 гг., а также национально-освободительных восстаний и колониальных войн той эпохи, в том числе национального, восстания 1857 г. в Индии. Всеобщее внимание привлекли обзоры Энгельса о ходе франко-прусской войны 1870—1871 гг., отличавшиеся мастерством стратегического анализа, печатавшиеся без подписи в лондонской «Газете Пэл-Мэл» («Pall Mall Gazette»). После первых же сражений Энгельс объяснил поражения французских войск как закономерное следствие загнивания и разложения бонапартистского режима и предсказал седанскую катастрофу. С пристальным вниманием следил Энгельс за ростом милитаризма в европейских государствах в 70—90-е годы. Рассматривая милитаризм как естественное проявление капиталистического общества, он писал: «Милитаризм господствует над Европой и пожирает ее. Но этот милитаризм таит в себе зародыш собственной гибели» 34. Энгельс подчеркивал, что истинной представительницей милитаризма являлась в то время «...германская империя прусской нации»35. В 1887 г. в одной из своих статей Энгельс высказал твердое убеждение в том, что «...для Пруссии — Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны»36. Вызванные такой войной опустошение, экономическое потрясение, голод и эпи- 32 Этой теме посвящены специальные исследования: «Карл Маркс и военная история». М., 1969; «Фридрих Энгельс и военная история». М., 1970. 33 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 171. 34 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 175. 35 Маркс К-, Энгельс Ф, Соч. 2-е изд. Т, 18. С. 565. 36 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 361. демии, считал Энгельс, кончатся всеобщим банкротством и крахом буржуазных государств, который будет иметь один абсолютно несомненный результат: «...всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса» 37-38. Исследования Маркса и Энгельса по истории России. Свидетельством проникновения в глубины исторического процесса было также обращение Маркса и Энгельса к проблемам истории России. До тех пор пока на арене освободительного движения в крепостной России не выступили широкие народные массы, Маркс и Энгельс уделяли наибольшее внимание изучению царизма и его роли в европейских делах, выяснению его связей с реакционными силами других держав. Такой характер носили статьи Маркса и Энгельса по внешней политике России, посвященные восточному вопросу и Крымской войне. Они разъясняли революционной демократии Европы как завоевательные планы царизма, так и реакционные цели политики господствующих классов Англии и Франции в восточном вопросе. В статьях конца 50-х годов Маркс и Энгельс отмечали симптомы нараставшего в России после Крымской войны кризиса крепостничества и самодержавия, признаки подъема оппозиционного либерального и особенно демократического революционного движения. Революционное крестьянское движение в России накануне отмены крепостного права Маркс в 1860 году относил к числу величайших в тот момент событий в мире39. С 60-х годов внимание основоположников марксизма к историческому развитию России все возрастало. Хорошо овладев к 70-м годам русским языком, Маркс систематически анализировал для себя правительственные и земские статистические материалы и русскую социально-экономическую литературу, характеризовавшую происходившие в стране сдвиги. В познании российской действительности Марксу и Энгельсу оказали ценную помощь работы Чернышевского, Добролюбова и других революционных демократов, которых основоположники марксизма весьма высоко ценили. Энгельс в 1884 г. в письме к русской корреспондентке отметил, что в России «...была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского. Я говорю не только о революционных социалистах, действующих на практике, но также об исторической и критической школе в русской литературе, которая стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой» 40. Маркс был первым, кто начал применять научный метод анализа процессов развития капитализма в России в пореформенный период. В извлечениях Маркса из русских статистических материалов, в его записях о прочитанных книгах, в составлявшихся им для себя заметках о реформе 1861 г. и пореформенном развитии России прослеживались конкретные формы товарно-капиталистического развития сельского хозяйства России и пути начавшейся перестройки аграрных отношений в русской деревне. «Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г.,— писал Маркс в 1877 г. в редакцию «Отечественных записок»,— то она... испытает все роковые злоключения капиталистического строя» 41. В 1882 г. в Предисловии ко 2-му русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали, что если в момент его появления в свет Россия являлась резервом европейской реакции, то теперь «... Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе»42. Еще определеннее Маркс и Энгельс излагали свои взгляды на будущую русскую революцию и ее значение революционерам-народникам, посещавшим их в Англии. В 1883 г. в беседе с 37—38 Маркс К,-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 361. 39 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 30. С. 4. 40 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд Т 36 С. 147. 41 Маркс /(., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 119. 42 Там же. С. 305. Г. А. Лопатиным Энгельс говорил: «Россия, это — Франция нынешнего века. Ей законно и правомерно принадлежит революционная инициатива нового социального переустройства» 43. Маркс и Энгельс полагали, что «если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития»44. Это положение имеет большое методологическое значение, показывая, что Маркс и Энгельс были далеки от мысли превратить сделанные ими на западноевропейском материале выводы о порядке развития и смены формаций в универсальную схему всемирной истории, обязательную для каждой страны. Наоборот, они считали, что вопрос о судьбах той или иной страны можно решить лишь путем конкретного анализа ее развития при обязательном всестороннем учете особенностей исторической обстановки в целом. «Анти-Дюринг».Экономические процессы и политические события конца XIX в. показывали все более сложные формы эволюции в сфере надстройки, возрастающее влияние буржуазного государства на экономику и важное место, которое принадлежит идеологической борьбе классов. В таких условиях огромное значение приобретало идейное оружие рабочего движения. В оттачивании этого оружия крупнейшую роль сыграла полемическая работа Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» против немецкого мелкобуржуазного социалиста Е. Дюринга, написанная в 1876— 1878 гг. Нанося удар по идеалистическим и эклектическим воззрениям Дюринга, Энгельс предпринял ряд экскурсов в экономическую и социальную историю античности, средних веков и нового времени, в историю общественной мысли и историю рабочего движения. Особое внимание историков привлекает содержащийся в книге Энгельса очерк истории социалистических идей, представляющий подлинный вклад в науку. Из этой части своей книги Энгельс составил в 1880 г. по просьбе П. Лафарга брошюру, впервые опубликованную на французском языке под названием «Социализм утопический и социализм научный» и получившую впоследствии, в немецком издании 1883 г., название «Развитие социализма от утопии к науке». Эта работа Энгельса продолжила научное исследование истории социалистических идей. В противовес теории филиации идей Энгельс доказал, что социалистические и коммунистические учения могут быть поняты лишь как отражение и выражение различных классовых стремлений, интересов и идеалов трудящихся масс. Поэтому в истории этих идей находит свое отражение идеологическая борьба классов. Энгельс показал вместе с тем, что в истории социалистических идей проявляется доказанная историческим материализмом относительная самостоятельность идеологии, выражающая специфику ее сложных связей с материальными условиями общества. Сама экономика, показывал Энгельс, не создает заново общественных идей, она определяет дальнейшее развитие имеющегося налицо мыслительного материала, но и это она производит косвенным образом, через политические, философские и моральные отражения исторической действительности. В истории социалистических идей это проявилось в том, что, как и всякая новая теория, «...социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах» 45. Разработанная Энгельсом методология подхода к истории идей дала возможность выявить закономерности развития социализма от утопии к науке, раскрыть социальные и идейные пружины этого развития и установить его основные этапы. В истории 43 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 490. 44 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. 46 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 305. С. 189. развития социалистических идей Энгельс придавал особое значение системам великих утопистов — Сен-Симона, Фурье и Оуэна, называл их «основателями современного социализма». Анализируя их основные идеи, Энгельс показал, что они были связаны с победой и утверждением капитализма в Англии и Франции, с обнажением его противоречий и язв и с появлением индустриального пролетариата. Последний в то время был еще не способен к самостоятельному политическому действию, ввиду чего помощь ему казалась возможной лишь извне и сверху, а решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях капитализма, приходилось изобретать, создавать из головы. Большая часть работы Энгельса посвящена анализу исторических предпосылок возникновения научного социализма и его победы в рабочем движении. В этом процессе Энгельс отводил важнейшее место развитию классовой борьбы пролетариата и росту его классового сознания. Ставя своей центральной задачей раскрытие качественной определенности марксизма, Энгельс не претендовал на то, чтобы дать целостную всестороннюю оценку немарксистским направлениям социалистической мысли. «Происхождение семьи, частной собственности и государства».В 70—80-е годы XIX в. в капиталистическом обществе развивались процессы, отмеченные заметным возрастанием роли государства. Усилиями идеологов господствующего класса буржуазное государство изображалось как надклассовая сила. В то же время перед рабочим движением стояли задачи освоения опыта Парижской Коммуны и выработки тактики политической борьбы в условиях парламентаризма. Все это делало теоретически актуальной проблему возникновения и развития государства. В этих условиях Маркс в полной мере оценил значение появившегося в 1877 г. выдающегося исследования американского прогрессивного историка Л. Моргана «Древнее общество». Морган, изучив доклассовое общество американских индейцев, фактически подтвердил материалистическое понимание истории и пролил свет на пути, по которым шло зарождение и образование частной собственности и государства. Маркс тщательно изучил книгу Моргана и составил ее подробный конспект. Используя книгу Моргана и материалы Маркса, Энгельс написал в 1884 г. работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она опиралась также на собственные изыскания Энгельса по истории древней Греции и Рима и по истории древних германцев. Подытожив результаты тогдашних исследований по истории доклассового общества и античности, Энгельс дал научный исторический очерк возникновения и развития государства. В его книге были прослежены главные формы, в которых возникает государство из начавшегося классового деления общества, и охарактеризованы меняющиеся формы государства на протяжении всей последующей истории, в том числе формы развития буржуазного государства в различные периоды новой истории. Подойдя глубоко исторически к проблеме государства, Энгельс обосновал важнейший вывод марксизма о неизбежности отмирания государства в процессе социалистических преобразований, когда произойдет исчезновение классов. Работы Энгельса по истории коммунистического движения в Германии.Другим направлением исследовательской тематики Энгельса в последние десятилетия его жизни была история рабочего движения. Это направление отвечало в известном смысле «завещанию» Маркса, который, как свидетельствовал сам Энгельс, намеревался написать историю рабочего движения за период, завершившийся образованием Союза коммунистов. Частичным осуществлением замысла Маркса явились статьи Энгельса по истории Союза коммунистов — «Маркс и Neue Rheinische Zeitung» (1884) и особенно «К истории Союза коммунистов» (1885). К ним непосредственно примыкал ряд произведений Энгельса по истории немецкой общественной мысли, его предисловия к переизданиям работ Маркса. В предисловиях Энгельса к немецкому изданию Марксовой «Нищеты философии», ко второму немецкому изданию «К жилищному вопросу», к брошюре «Карл Маркс перед судом присяжных» и в других трудах, особенно в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), излагалась, в сущности, история той «философской революции», которая послужила теоретическим фундаментом немецкого социализма 30—40-х годов XIX в. В перечисленных работах Энгельса была дана характеристика основных течений утопического социализма в Германии, выяснились идейные предпосылки возникновения научного социализма и кратко излагалась история создания и деятельности первой коммунистической партии пролетариата — Союза коммунистов. Все эти произведения, равно как и свои предисловия ко II и III томам «Капитала», Энгельс рассматривал как подготовительные к предполагаемому труду по истории научного социализма. Энгельс хотел написать такой труд в форме истории жизни и деятельности Карла Маркса. Болезнь и смерть помешали Энгельсу выполнить это. Борьба Энгельса против искажений материалистического понимания истории. Маркс и Энгельс до конца своих дней усиленно занимались теоретическими проблемами исторической науки и материалистического понимания истории. Интенсивная разработка этих проблем в последние десятилетия их жизни диктовалась не отвлеченными соображениями, а жгучими потребностями рабочего и социалистического движения, растущим применением исторической теории марксизма для определения все более сложных задач этого движения. Забота об эффективности теории требовала отпора искажениям материалистического понимания истории. Опасность их в последние десятилетия XIX в. возрастала. Укрепление позиций марксизма в рабочем движении привлекало к нему внимание различных слоев интеллигенции, вплоть до ее академических кругов. Духовные искания демократической интеллигенции приводили часть ее на сторону рабочего класса, но при этом нередко порождали у нее эклектическую смесь положений научного мировоззрения с неизжитыми воззрениями мелкобуржуазного социализма. У многих же деятелей буржуазной интеллигенции преобладали поиски новых средств борьбы с идеологией революционного рабочего движения. Это умножало различные течения буржуазного социализма, представители модных разновидностей которого в то время нередко выдавали себя за сторонников материалистического мировоззрения, но искажали его и превращали в плоский «экономический материализм», прикрывавший буржуазно-позитивистские идеи. Борясь с подобными искажениями, особенно заметными у немецких катедер-социалистов, Маркс и Энгельс еще острее ощущали необходимость их опровержения в связи с нарастанием оппортунистических тенденций в самом рабочем движении. В последние годы своей жизни Энгельс неоднократно подвергал критике «экономический материализм». Его выступления по этим вопросам содержали важные методологические положения. В одном из писем Энгельс разъяснял: «...согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение — это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты — государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т. п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей...» 46 46 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 394—395. Энгельс критиковал попытки мнимых «друзей» материалистического понимания истории превратить его в предлог для того, чтобы не изучать исторический процесс во всей его конкретности. Он писал: «...прежде всего я должен сказать, что материалистический метод превращается в свою противоположность, когда им пользуются не как руководящей нитью при историческом исследовании, а как готовым шаблоном, по которому кроят и перекраивают исторические факты»47. В своих письмах и выступлениях этого периода Энгельс многократно подчеркивал, что материалистическое понимание истории «...есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства. Всю историю надо изучать заново... Сделано в этом отношении до сих пор немного, потому что очень немногие люди серьезно этим занимались» 48. Для всей последующей марксистской историографии эти слова Энгельса, одного из ее основателей, звучали своего рода наказом. Характерные черты и приемы исторического исследования в трудах Маркса и Энгельса.Поворот в историографии, совершенный основоположниками научного социализма, охватывал не только понимание исторического процесса и его закономерностей, но и определение позиций самого исследователя. Маркс и Энгельс показывали в своих работах пример научной добросовестности в изучении фактического исторического материала. В их исторических произведениях важнейшие положения и выводы опирались на «Монблан фактов», которые со всей возможной полнотой собирались и со всей тщательностью проверялись. Маркс и Энгельс никогда не довольствовались сообщениями из вторых рук и всегда стремились добраться до первоисточника. Максимально полное и всестороннее изучение исторических фактов и источников являлось для основоположников марксизма не только категорическим императивом научной этики, но прежде всего методологическим требованием научного познания исторического процесса. Маркс всегда доказывал, что исторический процесс нельзя понять путем спекулятивных рассуждений, опирающихся на чистую логику мышления. Еще в 1847 г., критикуя Прудона, Маркс подчеркивал, что «...на формулах в исторической науке далеко не уедешь» 49. Материалистическая диалектика отвергала поиски ответа на конкретные вопросы в абстракциях общих истин, она требовала конкретного анализа каждой исторической ситуации. «Метод Маркса,— писал В. И. Ленин,— состоит прежде всего в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке, чтобы прежде всего понять, движение какого класса является главной пружиной возможного прогресса в этой конкретной обстановке»50. Выявление объективного содержания исторического процесса предполагало изучение в нем не только проявлений общих закономерностей, но и своеобразия таких проявлений, изучение всех конкретных форм всякого исторического развития, многообразие которых составляет свойство исторического процесса. В прямую связь с этим Маркс ставил то, что во всяком историческом событии ощутимо влияние различных случайностей, которые в конце концов оказываются подчиненными внутренним законам исторического развития, прокладывающим себе путь сквозь все случайности. Поэтому, подчеркивал Маркс, историк не может понять хода событий без учета влияния «случайностей», без них «...история носила бы очень мистический характер...» 51. Документальным свидетельством сугубого внимания основоположников марксизма к фактам исторического развития и к конкретным формам его могут служить многочисленные тетради и рукописи Маркса, содержащие громадное количество материалов по истории почти всех европей-
|