КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Русская историческая мысль в дореформенный периодРусская историческая мысль в дореформенный период. Проблема «Россия и Запад» Россия вступила в XIX век в обстановке, когда перед страной стоял ряд кардинальных проблем, для решения которых ни ее экономическая база, ни политические институты не были подготовлены. По-прежнему самым острым вопросом являлась ликвидация крепостничества — главного тормоза развития страны. Это ясно понимали передовые представители русского общества. Так, в 1806 г. в Гёттингене будущий профессор Дерптского университета А. С. Кайсаров защищал диссертацию «О необходимости освобождения крестьян, в России». Но большинство помещиков не желало поступаться ничем. Царизм в лице нового императора Александра I, особенно в первые годы его правления, пытался лавировать, идти на отдельные уступки, проводить умеренные социально-политические реформы, которые в то же время сохраняли бы незыблемую власть самодержавия и позиции дворянства. Так, в области просвещения была несколько смягчена цензура, затем разрешено (хотя и с ограничениями) создавать частные типографии, ввозить книги из-за границы и т. д. Наряду с Московским университетом (открыт в 1755 г.) в 1804 г. были созданы университеты в Казани и Харькове. В Петербурге был открыт Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. Вместе с университетами в Вильно и в Дерпте (открыты в 1579 и 1802 гг.) в России действовали уже 6 университетов. В это же время возник еще один тип учебных заведений, рассчитанный только на дворян,— лицеи, в которых объединялись курсы высшей и средней школы. Усиление внимания к просвещению, развитие общественной мысли в известной мере под воздействием дальнейшего распространения западноевропейских фило-софско-исторических идей как просветительского, так и романтического направления, рост общественного движения в стра- не — все это определяло особое внимание российских авторов к сфере национального самопознания народа, их стремление разобраться в такой сложной и важной проблеме того времени, какой являлась проблема «Россия и Запад». Огромную роль в подъеме русского национального сознания и освободительной антикрепостнической борьбы сыграла Отечественная война 1812 г. Н. Г. Чернышевский писал: «Не русские журналы пробудили к жизни русскую нацию, ее пробудили славные опасности 1812 года». В то же время торжество дворянско-монархической реакции в Европе, последовавшее за разгромом Наполеона I и крушением созданной им империи, было использовано коалицией монархических, в основном феодально-абсолютистских, государств, для укрепления своих пошатнувшихся позиций. «... После 1815 г.,— писал Ф. Энгельс,— во всех странах антиреволюционная партия держала в своих руках бразды правления. Феодальные аристократы правили во всех кабинетах от Лондона до Неаполя, от Лиссабона до С.-Петербурга» 2. Надежды на перемены, на которые рассчитывали передовые представители русского дворянства, в первую очередь будущие декабристы — «дети 12-го года», так и не сбылись, не говоря уже о чаяниях крестьян, мечтавших об освобождении от крепостных уз. После кончины императора Александра I и с восшествием на российский престол его брата Николая I страна вступила во вторую четверть XIX столетия. Для этого времени были характерны дальнейшее развитие капиталистических отношений и усиление разложения крепостного хозяйства Российской империи. Существовав- ' Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч. М., 1939-1953. Т. 1 — 16; Т. 4. С. 765. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 573—574. шая при Николае 1 экономическая ситуация привела страну в состояние еще большей отсталости по сравнению с развитыми государствами Запада, что заставляло передовых людей России задумываться над настоящим и будущим страны. Николай I, напуганный выступлением декабристов в 1825 г. и нараставшим революционным движением на Западе (особенно в связи с революцией 1830 г.), стремился противопоставить «вреднейшим идеям» охранительные идеи, сформулированные графом С. С. Уваровым (с 1834 г. министром просвещения) и получившие наименование «теории официальной народности». Она гласила: «Истинно русские охранительные начала — православие, самодержавие и народность, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества». Эта формула на долгие годы определила идейную направленность николаевской политики в области науки и просвещения. Откровенно об этой программе высказывался сам Уваров: «Мое дело не только блюсти за просвещением, но и блюсти за духом поколения. Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно» 3. Одной из центральных проблем, которая уже многие десятилетия привлекала внимание общественной мысли и молодой русской исторической науки, продолжала оставаться проблема «Россия и Запад», явившаяся той теоретической ареной, на которой скрестились «ученые клинки» различных по своим идейным взглядам представителей русской общественной и исторической мысли дореформенного периода. Вторая четверть XIX в.— это время поляризации идейно-политической борьбы, формирования уже в достаточной степени монолитных течений в исторической мысли: дворянско-монархического, славянофильского, либерально-западнического и революционно-демократического. Дворянско-монархическое направление.Выразителем дворянско-монархической исторической концепции выступил крупнейший историк, писатель и публицист Николай Михайлович Карамзин(1766— 1826). Получивший блестящее образование и находившийся под определенным влиянием рационалистической мысли XVIII в., Карамзин в 1789—1790 гг. предпринял поездку по ряду стран Западной Европы, где познакомился с видными учеными, общественными и религиозными деятелями. Итогом этой поездки явились путевые записки-воспоминания «Письма русского путешественника», опубликованные в «Московском журнале» в 1791 — 1792 гг. Взгляды Карамзина с момента выхода в свет его работ раннего периода до сочинения «О древней и новой России» (1811) и особенно его главного труда «История государства Российского» претерпели определенную эволюцию. Известный налет либерализма еще чувствовался в «Письмах русского путешественника». Карамзин выражал надежду на мирное торжество разума и просвещения; в начальный период революции во Франции он рассчитывал на установление конституционных форм правления. По мере развития событий на первый план все более выступали опасения перед крайностями революции. Карамзин резко осудил крутую ломку феодальных общественных порядков, выступил непримиримым врагом революции. Карамзин считал, что после казни королевской семьи анархия и «безначалие» охватили Францию; он в самых черных красках рисовал период господства якобинцев, пытаясь доказать, что революцию поддерживала «едва ли сотая часть нации». «Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция отверстый гроб для добродетели и — самого злодейства» 4. Революционным преобразованиям Карамзин противопоставлял идеи исторической традиции и преемственности. «Всякие же насильственные потрясения,— писал он,— гибельны...» 5 Окончательный ответ на понимание содержания Французской революции Карамзин дал в статье, написанной им в 1802 г. 3 Цит. по кн.: Никитенко А. В. Дневник в 3-х томах. М., 1955. Т. 1. С. 174. 4 Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. 1987. С. 226. 5 Там же. С. 227. для журнала «Вестник Европы». Историк писал: «Наконец мир в Европе. Исчезли ужасы десятилетней войны, которая сотрясала основание многих держав и, разрушая, угрожала еще большимиразрушениями, которая, не ограничиваясь Европою, разливала пламя свое и на все другие части мира и которая будет славна в летописях под страшным именем войны революционной.Особенным ее характером было всеобщее волнение умов и сердец. Кто не занимался ею с живейшим чувством? Кто не желал ревностно успехов той или другой стороне? И многие ли сохранили до конца сей войны то мнение о вещах и людях, которое имели они при ее начале? Она не только государства, но и самые души приводила в смятение» 6. Эти наблюдения над ходом Французской революции конца XVIII в. привели русского историка к заключению о вредоносности революции вообще, которое красной нитью проходит через все его позднейшие произведения, явив собой продолжение дворянской концепции, заложенной еще В. Н. Татищевым и М. М. Щербатовым с их откровенной антиреволюционной направленностью. И не случайно Карамзин видит заслуги Наполеона Бонапарта в том, что тот, будучи еще консулом («монархом-консулом», по определению Карамзина), разрушил мечту о равенстве и, «уничтожив вредную для Франции демократию, заслуживает признательности французов и почтение всех людей, умеющих ценить чрезвычайные действия геройства и разума» 7. Исторические взгляды Карамзина получили наиболее полное выражение в его «Истории государства Российского» (1816—1829, Т. 1 — 12). Объясняя причины непреходящего значения «Истории» Карамзина, академик Д. С. Лихачев писал: «Свой труд Карамзин рассматривал прежде всего как литературный; он хотел создать занимательное чтение по русской истории. И именно таким видим его и мы. Но создавая занимательное чтение, он не поддавался безудержному полету фантазии, соблазну угодить неподготовленному читателю, не сочинял альковных историй и не снижал образы государственных деятелей до уровня обывательских интересов. Он был исследователем, стремящимся установить прежде всего всю правду, но рассказать эту историческую правду так, чтобы о ней было интересно читать» 8. Характеризуя различные стороны концепции Карамзина, важно отметить, что он не противопоставляет Россию и Запад друг другу, рассматривая оба эти ареала как единое общеевропейское целое. Карамзин вообще считает, что каждый народ представляет собой часть всего человечества и его история составляет определенный этап в истории человеческого общества, которому соответствует та или иная степень просвещения и нравственности. Карамзин писал: «Одно утешает меня — то, что с падением народов не упадает весь род человеческий; одни уступают свое место другим — и есть ли запустеет Европа, то в средине Африки или в Канаде процветут новые политические общества, процветут науки, искусства и художества» 9. Но Карамзин — патриот, и поэтому писал: «Знаю, что нужно беспристрастие историка. Простите: я не всегда мог скрыть свою любовь к Отечеству. Но не обращал пороков в добродетели; не гово- 6 Карамзин Н. М. Соч. СПб., 1848. Т. 1. С. 525—526. 7 Вестник Европы. 1802. № 1. С. 78. 8 Лихачев Д. С. Предисловие к кн.: Карамзин Н. М. История государства Российского Кн. 1. М., 1988. С. 5. 9 Карамзин Н. М. Соч. СПб., 1848. Т. II С. 433. рил, что русские лучше французов, немцев, но любил их более; один язык, одни обычаи, одна участь и проч.» 10 Карамзин в «Истории государства Российского» поднимает Россию на щит не потому, что она противостоит Западу, а потому, что в русской истории якобы отсутствуют те революционные начала, которых не удалось избежать Западу. Он отрицал творческую активность народных масс. И отсюда главный тезис Карамзина — «самодержавие основало и воскресило Россию». А основа всему — мощная российская государственность. Исторические взгляды декабристов. Впервой половине XIX в. революционные события на Западе оказали сильное воздействие на растущее освободительное движение в России. Особое внимание было привлечено к событиям Великой французской революции. В период Отечественной войны 1812 г. и освободительных походов русской армии в Европу передовая дворянская молодежь, непосредственно соприкоснувшись с прогрессивными идеями европейских стран и их народами, еще более стремилась к освобождению своего народа от крепостного права и самодержавного абсолютизма. Труды французских просветителей Вольтера и Руссо, Мабли и Рейналя, философские трактаты немецких ученых Шеллинга и Гегеля формировали воззрения будущих декабристов на исторический процесс, но радикальный характер их общественно-политических и исторических взглядов был обусловлен российской действительностью. Наибольшее внимание декабристов привлекали борьба славянских народов Балкан против ига Османской Турции, национально-освободительные движения на юге Европы — в Греции и Италии, «военные революции», прокатившиеся на Пиренеях — в Испании и Португалии, стремление к независимости народов Латинской Америки. Характеризуя настроения своего времени, один из выдающихся деятелей декабризма П. И. Пестель писал: «Нынешний (век) ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же: от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать (fait bouillir les esprits). Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах ". Но внимание декабристов не ограничивалось кругом событий лишь последних десятилетий. В истории народов они стремились определить те «пики», которые явились определенными рубежами в поступательном движении всего человечества. Многие декабристы начало новой эпохи в мировой истории связывали с эпохой Возрождения. Они неоднократно обращались к буржуазным революциям XVI— XVIII вв.— в Нидерландах, Англии, США, Франции. Особенно оживленные дискуссии между будущими декабристами разгорались вокруг сюжетов из Французской истории: о роли просветительства в подготовке Великой французской революции, событиях самой революции, ее ходе и результатах и т. д. В объяснении исторического процесса идеологи декабризма продолжали традиции Радищева и опирались на социологические обобщения французских просветителей. Движущей силой общественного развития декабристы считали развитие идей разума, духовное совершенствование человечества. Они объявляли разумным все то, что не противоречит «человеческой природе», соответствует «естественным правам» человека, важнейшим среди которых они считали право на свободу. Наиболее последовательные революционеры-декабристы — П. И. Пестель, М. С. Лунин, Н. И. Тургенев, К. Ф. Рылеев, М. А. Фонвизин — сделали ряд верных исторических наблюдений, отметили «ненависть одного класса и другого». Эти общественно-исторические взгляды де- 10 Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. М., 1982. С. 160. 11 Восстание декабристов. Материалы. М., Л., 1927. Т. IV. С. 105. кабристов во многом перекликались с идеями корифеев французской исторической науки О. Тьерри и Ф. Гизо. Конечно, декабристы, подобно французским историкам, сужали понятие народа, а провозглашенные ими принципы не получили широкой разработки. Но немалое значение имел новый подход, выдвижение новой обширной сферы исторических исследований. Исходные методологические позиции привели декабристов к совершенно иной, чем в концепции Карамзина, постановке исторических проблем в их литературно-исторических произведениях. На тезис Карамзина «История народов принадлежит государю» даже один из умеренных членов декабристского общества Никита Муравьев решительно возражал: «История принадлежит народам». Муравьев резко выступал и против апологии Карамзиным неограниченной власти монарха, ведущей к деспотизму. «Насильственные средства и безумны и гибельны»,— утверждал он. Под этими словами Муравьева «подписался» и Н. И. Тургенев: «История народа принадлежит народу — и никому более! — но прибавлял: — Смешно дарить ею царей. Добрые цари никогда не отделяют себя от народа» 12. Не раз обращались декабристы и к проблеме неравенства между людьми. Так, Н. И. Тургенев, весьма критически относившийся к современным ему буржуазным правопорядкам на Западе, в своей книге «Опыт теории налогов» (1818) делал заключение, что «от неравного разделения податей между гражданами рождается ненависть одного класса к другому, отчего происходит и ненависть к самому правительству» 13. Существенно важной чертой общего исторического мировоззрения декабристов являлось то, что они никогда не ставили вопроса о принципиально отличных путях развития России и Запада. Народ везде борется с угнетателями, с «аристокрациями всякого рода». Среди буржуазных революций нового времени внимание участников тайных обществ привлекала Война за независимость в США. Они восторженно приветствовали победу революции, но в их суждениях чувствовались нотки идеализации американского общественного строя. «Записки Франклина», произведения Дж. Адамса, Т. Джефферсона, Д. Уордена, Д. Рамсея и других американских авторов, в которых ставилась проблема республиканской формы правления, различные аспекты разработки и принятия конституции США как важнейшего результата борьбы американского народа за независимость, широко обсуждались участниками декабристских кружков и нашли отражение в Конституции Никиты Муравьева. Лишь позднее, в ссылке, некоторые из декабристов более вдумчиво и критически стали оценивать социальный строй заатлантической республики. М. С. Лунин в своем письме, отправленном сестре 22 октября 1839 г. и озаглавленном «Рабы», писал: «Рабство, несовместимое с духом времени, поддерживается только невежеством и составляет источник явных противоречий, по мере того как народы успевают на поприще гражданственности. Прискорбный, но полезный пример этой истины представляют Американские Штаты, в которых рабство утверждено законом. Признав торжественно равенство людей перед законом как основное начало их конституции, они виселицею доказывают противное и приводят оттенки цвета в оправдание злодейств, оскорбляющих человечество. Отличая даже могилу негра, эти поборники равенства уничтожают ближнего и за пределами земной жизни» 15. Декабристы отмечали всемирное значение Великой французской революции. Под ее влиянием, делал вывод К. Ф. Рылеев (в плане задуманной им работы «Дух времени или судьбы рода человеческого»), началась великая «борьба народов с царями», возобладало «свободомыслие в политике» 16. 1789 год стал, по словам 12 Архив бр. Тургеневых. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1816— 1825 годы. Пг., 1921. Вып. 5. Т. III. С. 115. 13 Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М., 1937. С. 21. 14 Из показаний декабристов... СПб., 1908. С. 11 — 15. 15 М. С. Лунин. Письма из Сибири. М., 1987. С. 19. 16 Рылеев К- Ф. Поли. собр. соч. М., 1934. С. 412. А. В. Поджио, «осветительной и изгоняющей мрак молнией». Вместе с тем в оценке Французской революции проявилась ограниченность дворянских революционеров. Сочувствуя революционному движению на Западе, в частности его «испанскому» — бескровному варианту, декабристы стремились избежать массовой, народной революции. Одобряя «Декларацию прав» 1789 г., поддерживая в общем жирондистов, большинство декабристов резко осуждали якобинскую диктатуру как «крайность» революции, выражение «своеволия» черни. Лишь немногие радикальные деятели тайного общества, такие, как П. И. Пестель, смогли подняться до заявления, что «Франция блаженствовала под управлением Комитета общественной безопасности». Тем не менее, не принимая этих «крайностей», декабристы поддерживали многое из того, что революция несла народам. По существу, стремясь в ряде случаев осуществить ее идеалы, они в то же время отвергали ее методы. Как отмечал В. И. Ленин, дворянские революционеры вслед за Радищевым приняли самое активное участие в той решительной битве, которая развернулась начиная с XVIII в. в Европе «...против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях (разрядка наша.— В. Д.)...»17. Таким образом, антисамодержавные, антикрепостнические взгляды декабристов содержали элементы разработанного исторического подхода к событиям мировой истории. Декабристы пролагали путь для утверждения в будущем революционно-демократического направления русской исторической мысли. Шаги в этом направлении сделали много лет спустя после 1825 г. некоторые из оставшихся в живых декабристов. Одним из них был М. А. Фонвизин. В письме из Тобольска И. Д. Якушкину, направленном 5 мая 1849 г., учитывая и более поздний исторический опыт революционного движения в Европе, он вполне четко обозначил основные общественные классы с позиции, которые претерпели существенные изменения за время, истекшее после восстания декабристов. «Западная Европа,— писал он,— вступила теперь в период реакции — нельзя, однако, полагать, чтобы реакция имела целию восстановление монархического принципа: она скорее происходит из опасения срединного класса, то есть вообще владельцев за свои имущества, которым угрожают пролетарии, эта бедственная язва всех европейских государств... Во Франции тот класс, который произвел революцию 1789 года, находится теперь почти в том же положении, в котором была аристократия, им ниспроверженная» 18. Хотя далеко не все выводы Фонвизина в дальнейшем подтвердились, его обращение к новым социальным движениям заслуживает пристального внимания. «Обозрение проявлений политической жизни в России» (1853) Фонвизина—наиболее полное описание событий 1812—1815 гг. В работах «Обозрение истории философских систем» (1849), «О коммунизме и социализме» 19, «О подражании русских европейцам» (1852) Фонвизин резко выступал против теории «официальной народности» и ставил вопрос об усвоении всего того, что способствует прогрессу. Движение к прогрессу он видел в признании справедливости социального равенства. Но, не приняв различные проекты преобразования общества, исходившие от западноевропейских социалистов-утопистов, Фонвизин противопоставлял им идею русской общины как единственно возможную и эффективную форму переустройства общества. Н. А. Полевой.Разгром движения декабристов коснулся многих передовых людей России, тесно связанных как своей общественной деятельностью, так и своими родственными узами с Петербургом. В связи с этим центр освободительного движения переместился в древнюю столицу — Москву. Все большую роль стали играть литературные журналы. Помимо художественной литературы и поэзии значи- 17 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 23. С. 43. 18 Фонвизин М. А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979. Т. I. С. 313—314. 19 Там же. 1982. Т. II. С. 277—297. тельное место в них заняли философия, право, история. Одним из таких журналов, завоевавшим популярность у читателей, явился издаваемый почти в течение 10 лет (с 1825 по 1834 г.) «Московский телеграф», названный В. Г. Белинским «лучшим журналом в России». Редактором его стал Николай Алексеевич Полевой(1796— 1846). Выходец из купеческого сословия, не получивший систематического образования, он благодаря своей целеустремленности и жажде знаний достиг немалых научных высот. Полевой не был радикалом или последователем декабристов. Не покушался он и на основы самодержавного строй, однако внес существенный вклад в распространение передовых для того времени идей. Он четко придерживался мнения о единстве исторического процесса, общности всех населяющих землю народов и отвергал попытки изолировать русскую историю от всемирной. Так, в своем труде «История русского народа» Полевой писал: «Необходимость рассматривать события русские в связи с событиями других государств заставляла меня вносить в историю русского народа подробности, не прямо к России относящиеся... Дела из истории, греческой, польской, венгерской, монгольской, турецкой, шведской, истории Европы вообще, особенно XVIII-ro и XIX-го века, поясняют нашу историю; рассказывая их, историк, как будто поднимает завесы, которыми отделяется позорище (обзор.— В. Д.) действий в России, и читатель видит перед собою перспективы всеобщей истории народов, видит, как действия на Руси... были следствиями или причинами событий, в других странах совершившихся» 20. Защищая идею единства всех народов, он писал: «Мы решительно утверждаем, что относительного, превышающего достоинства в истории одного государства или народа, против других — нет и быть не может... Греция, Рим, Франция, Персия, Монголия, Россия в глазах просвещенного наблюдателя суть равно важны и велики...» 21 Свою концепцию, что Россия, следуя по европейскому пути, неизбежно придет к торжеству буржуазных правопорядков, Полевой обосновывал и отстаивал во многих своих работах. В рецензии на 12 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина он, отмечая выдающийся научный подвиг «первого российского историографа», одновременно писал,— что «период его (Карамзина.— В. Д.) кончился. Ныне стоит задача синтеза главнейших общественных и естественных наук. Надобно было соединить труды Шеллингов, Шлегелей, Кузенов, Шлецеров, Гердеров, Нибуров, узнать Классицизм и Романтизм... Политические науки, оценить надлежащим образом древних, вполне сведать требования новейших... дабы могли мы наконец понять, что есть История, как должно ее писать, и что удовлетворяет наш век» 22. В соответствии с этой задачей в «Московском телеграфе» была широко представлена западноевропейская историческая, философская и экономическая мысль в виде отрывков из произведений ученых, рецензий на их работы, заметок. Среди их авторов были французские — Ж. Сисмонди, Э. Кине, Ж. Мишле, Ф. Минье, Ф. Гизо; немецкие — Б. Нибур, Ф. Шлоссер, Ф. Савиньи, Ф. Шеллинг; английские — А. Смит, Д. Рикардо и многие другие. Полевой критически рассмотрел и глубоко проанализировал несколько истори- 20 Полевой Н. А. История русского народа. М., 1830. Т. 1. С. XIV. 21 Московский телеграф. 1833. Ч. 49. № 3. С. 446, 447. 22 Московский телеграф. 1829. Ч. 27. № 12 С. 481. ческих и историко-философских исследований: «Рассуждение о всеобщей истории» Ж- Б. Боссюэ, первые тома «Оснований философии истории» Дж. Вико и «Идеи о философии истории человечества» И. Гердера. Размышления, навеянные этими книгами, были опубликованы им в работе «О всеобщей истории» 23. Подытоживая свои мысли, Полевой писал: «История человечества должна была принадлежать позднейшим поколениям; и в самом деле, только семнадцатый век получил о ней первую идею, осьмнадцатый век произвел ее на свет, и может быть девятнадцатому предназначено возвысить ее до положительной науки». Хотя Полевой менее всего представлял, на чьи плечи падает этот труд, его слова оказались пророческими. Особенно высокую оценку Полевого заслужил Гердер, строй мыслей которого во многом был близок ему самому: «Основная идея Гердера состоит именно в том, что он хочет дать отчет обо всех элементах человечества, и обо всех временах, обо всех исторических эпохах» 2*. Давая оценку книги Боссюэ, Полевой упрекал автора за безоговорочное признание им примата религии во всех областях истории человечества. Полевой присоединялся к выводу Дж. Вико о том, что все народы независимо от расы и географических условий проходят одни и те же ступени развития. Но он прошел мимо центральной идеи в концепции итальянского мыслителя о движении истории по спирали и значении социальных условий как одного из важнейших факторов общественного развития. Внимания заслуживает многотомный труд Полевого «История Наполеона»25, хотя в значительной степени компилятивный, но содержащий ряд мыслей и оценок автора. Так, он, подробно рассматривая историю Франции XVIII в., останавливается на конкретных событиях революции, показывает ее военные успехи, однако абсолютно не приемлет якобинцев и их политику. Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности — это «собрание палачей», Франция в тот период «...призывала на помощь все порядки, не страшилась злодеяний». «Царство Ужаса достигло в 1794 г. крайней степени» и т. д. И здесь явился Наполеон Бонапарт, ставший «исполнителем судеб провидения». «Мощной рукой смирил он силу преобразователей и подчинил их своей неукротимой воле»26. Относясь в общем благожелательно к Наполеону, историк видит главную ошибку французского императора в том, что он занял неверную позицию по отношению к России. По мнению Полевого, все, что сотрясало в течение многих лет Францию, было чуждо России. «Наше самобытное, отделенное от всех других европейцев образование,— делает он вывод,— освобождает нас от страстей и крамол старой Европы» 27. С сочувствием писал Полевой о национально-освободительных движениях в странах разных континентов. Он восхвалял деятельность Вашингтона, Боливара, освещал ход Французской революции 1830 г. Правда, имея в виду возможность вмешательства цензуры и Третьего отделения, с чем «Московскому телеграфу» приходилось часто сталкиваться, Полевой сообщал, что он помещает все материалы «без всяких политических догадок и суждений». Но и это его не спасло. При активном участии Уварова журнал был закрыт. Попытки Полевого найти какой-либо выход из создавшегося положения и его вынужденный отход от прежних либеральных позиций ничего не дали. Хорошо это понял и сам Полевой. В одном из своих последних писем брату он горестно писал: «Замолчать вовремя — дело великое: мне надлежало замолчать в 1834 году». М. П. Погодин и славянофилы.Серьезный удар по дворянско-монархической концепции Н. М. Карамзина был нанесен декабристами и Н. А. Полевым. Однако и в 30-е годы «История государства Рос- 23 См.: Полевой Н. А. О всеобщей истории// Московский телеграф. 1830. Ч. 31. С. 46—71. 24 Там же. С. 47, 62. 25 См.: Полевой Н. История Наполеона. СПб., 1844—1848. Т. I—IV. 26 Полевой Н. История Наполеона. Т. I. С. 82, 123, VI. 27 Там же. С. VIII. сийского» оставалась еще достаточно прочной идейной «твердыней». К тому же написанная на обширном круге источников, живым и образным языком, «История» Карамзина благодаря своим художественным достоинствам пользовалась большим успехом читателей, хотя ее основные концептуальные установки устарели. В этой ситуации родилась попытка обосновать теорию, или, точнее, реконструировать идею об особом пути развития России, его коренном различии от исторического пути, пройденного Западом. Эту задачу взял на себя историк и публицист Михаил Петрович Погодин(1800— 1875). Так, в 1832 г., читая курс лекций в Московском университете, Погодин отвергал все, что ставило под сомнение авторитет России после ее победы над Наполеоном. Он говорил: «...освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты... может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелится оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если только она сего пожелает» 2S. Вступая в должность профессора, Погодин, продолжая ту же мысль, заявлял, что Россия не разделяет судьбы единоплеменных славянских государств и «высится своею славою не только над ними, но и над всеми западными и азиатскими». Пытаясь аргументировать этот вывод, Погодин связывал тезис об «особом пути России» с норманнской теорией, «призванием варягов». Он охотно использовал концепцию французских историков периода Реставрации (Гизо, Тьерри, Минье и др.), которые обосновывали возникновение государства и классовую борьбу во Франции завоеванием галло-римлян германцами. С этой теорией французских историков, которые боролись против попыток навязать стране феодальные «институты» старого режима, Погодин не собирался спорить. Более того, он считал, что поскольку история Запада прошла и через насилие (во время завоевания), и через неоднократные катаклизмы (в период революций) , то и завоевания, и революции — явления для Западной Европы вполне естественные и закономерные. Иное дело — Россия. Ее история началась не с завоевания, а с «мирного» призвания варягов, положившего, как полагал Погодин, начало русской государственности, «единению царя с народом» и вместе с тем развитию общины, патриархальных отношений между крестьянами и помещиками. Поэтому России чужда классовая борьба и ей не угрожает революция. В статье «Параллель русской истории с историей западноевропейских государств относительно начал» Погодин писал: «Нет! Западу на Востоке быть нельзя, и солнце не может закатываться там, где оно восходит» 29. Таково было содержание тезиса об исключительности развития России, который для дворянской историографии явился ее последней «охранительной» надеждой и последним якорем спасения. Во многом близкой, но не во всем совпадавшей с теорией М. П. Погодина была славянофильская концепция исторического процесса, сформировавшаяся в 1839— 1845 гг. Обе теории связывало то, что и та и другая отстаивали тезис о самобытности исторической судьбы России, что якобы гарантировало ей избавление от социальных революций. Славянофилы также считали, что по отношению к странам Западной Европы России предстояло исполнить особую роль. 28 Погодин М. П. Историко-критические отрывки. М., 1846. Ч. 1.С. 3—4. 29 Москвитянин. 1845. Ч. 1. № 1. Разд. «Науки». С. 18. Важной идейной питательной средой для славянофилов служила западноевропейская мысль, абсолютизировавшая принципы традиционализма и выступавшая против революционных преобразований. Ее выразителями были философ Шеллинг, один из теоретиков немецкого романтизма Шлегель, утверждавший примат «народного духа», идеологи «исторической школы права» Савиньи, Эйхгорн и др. Теория славянофильства сложна, взгляды ее представителей отнюдь не однозначны, что признают исследователи этой проблемы. Так, в начале 40-х годов нашего столетия С. С. Дмитриев, специалист по истории славянофильства, писал: «Самым важным по своей объективной роли в истории русской общественной мысли (и) вместе с тем наиболее сложным из трех этапов является, конечно, первый. История идейной жизни 40-х — начала 50-х годов — прежде всего история (острых дискуссий.— В. Д.) западников и славянофилов» 30. Именно в эти годы славянофильство особенно чутко реагировало на ту ситуацию, в которой оказалась русская общественная мысль под давящим воздействием жандармской идеологии николаевского самодержавного владычества. Один из идеологов славянофильства А. С. Хомяков утверждал, что логика истории произносит свой суровый приговор не над формами, а над всей духовной жизнью Западной Европы, и делал вывод, что именно она, история, «призывает Россию стать впереди всемирного просвещения; она дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал» 3|. Отсюда и вера славянофилов в то, что окончательное решение проблемы общественной справедливости будет осуществлено только в России, а ни в какой другой европейской стране. Именно этим объяснялись 30 Дмитриев С. Славянофилы и славянофильство (Из истории русской общественной мысли XIX века)//Историк-марксист. 1941. № 1. С. 89. (Дмитриев наметил следующие этапы: I — 1839—1857 гг.; II — 1858—1864 гг. и III — 1865—1880 гг.) 31 Хомяков А. С. Поли. собр. соч. 4-е изд. Т. 1. М., 1911. С. 173. и поддержка славянофилами русской общины, их требования отмены крепостного права, причем освобождения крестьян с землей, свободы слова, гласности суда, осуждение теории «официальной народности» и т. д. Посещение славянофилами Западной Европы (особенно после революции 1848 г.) привело их к мнению, что только в русской общине не существует питательных корней для борьбы между трудом и капиталом и это исключает необходимость решения социальных вопросов. Поэтому у славянофилов — К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, А. И. Кошелева, Ю. Ф. Самарина и др.— идеализация русской общины сочеталась с резкой критикой развития капиталистического Запада. Славянофилов привлекала не столько политическая история народов, сколько быт, нравы, характер труда. Славянофилы многое сделали в постановке проблем славяноведения и истории изучения славян. Они установили тесные связи с выдающимися учеными-славистами, деятелями западных и южных славян — Шафариком, Ганкой, Палацким и др. Серьезные работы по истории западных и южных славян принадлежат О. М. Бодянскому, А. Ф. Гильфердингу. Но поскольку вопросы истории славянства трактовались славянофилами в соответствии с концепцией противопоставления славянского и западноевропейского миров, их общие выводы позднее были подвергнуты критике представителями революционно-демократического направления, прежде всего Н. Г. Чернышевским. Просветительское течение в русской общественной мысли. Западники. Вусловиях тяжкого гнета николаевского режима 30-х — середины 50-х годов русская общественно-историческая мысль напряженно развивалась, ставя и пытаясь решить многие проблемы, которые возникали перед страной, пережившей глубокий перелом. Еще более возрос интерес к опыту, накопленному многими западноевропейскими странами, что способствовало дальнейшему усилению просветительских тенденций в русской передовой мысли второй четверти XIX в. В. И. Ленин под просветительством понимал «горячую вражду» к крепостному праву и несем его порождениям в экономической, социальной и политической» областях, защиту интересов народных масс, прежде всего крестьян, веру в то, что «отмена крепостного права и его остатков» принесет всеобщее благосостояние 32. Своими истоками русское просветительство было связано и с нараставшим сопротивлением крестьянства крепостническому гнету. Часть представителей русской общественно-политической мысли 40—50-х годов XIX в., выступавшая против теории «официальной народности», считала, что Россия в своем развитии должна идти по западноевропейскому пути. Это были так называемые западники, к их числу относились публицисты и литераторы — И. С. Тургенев, В. П. Боткин, П. В. Анненков; ученые-историки — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин. Они вели жаркие идейные споры со славянофилами. В 40-е годы вместе с западниками выступали и будущие революционеры-демократы — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Споры между западниками и славянофилами нашли яркое отражение в «Былом и думах» А. И. Герцена. Выступая с критикой крепостничества, западники считали, что в России необходимо создать условия для роста промышленности, транспорта, торговли. Но, стремясь установить более тесные связи между Россией и государствами Западной Европы, западники не избежали идеализации буржуазной демократии и буржуазных правопорядков. Идея же социализма и тем более ее осуществление путем революции были для западников абсолютно неприемлемы: они признавали лишь мирные формы деятельности и полагали, что прогресс возможен преимущественно через просвещение. Когда наметились конкретные предпосылки для проведения реформы — отмены в России крепостного права, появились и реальные перспективы для сближения западников и славянофилов, а впоследствии и фактического ухода западников с общественно-политической арены. Революционно-демократическое течение. В. Г. Белинский.Иной путь прошли русские революционеры-демократы. Для представителей революционно-демократической тенденции в просветительстве — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, петрашевцев — характерен интерес к народным движениям, к самым радикальным проявлениям революционного творчества на Западе. В. И. Ленин отмечал, что, прежде чем обосновать революционную программу, выработать правильную теорию, революционной мысли России предстояло пройти период «...блужданий и шатаний, ошибок и разочарований... В течение около полувека, примерно с 40-х и до 90-х годов прошлого века, передовая мысль в России, под гнетом невиданно дикого и реакционного царизма, жадно искала правильной революционной теории, следя с удивительным усердием и тщательностью за всяким и каждым «последним словом» Европы и Америки в этой области» 33. Сложный путь развития в своем мировоззрении прошел Виссарион Григорьевич Белинский(1811 — 1848). В начале 30-х годов просветительские взгляды Белинского складывались под идейным воздействием Радищева, декабристов, французских просветителей. В эти же годы сильное влияние на него оказала немецкая идеалистическая философия, особенно Ф. Шеллинг и Г. Гегель. С конца 30-х годов идеалистические взгляды Белинского приводят его на короткое время к «примирению с действительностью», но уже с начала 40-х годов он решительно порывает с этими настроениями и обращается к революционному демократизму, выступает за уничтожение самодержавно-крепостнического строя в России. В основе подхода Белинского к истории лежит идея исторической закономерности революционного перехода от одной общественной системы к другой и необходимости демократической народной революции в России. Существо исторической (революционно-демократической) концепции Белинского мы находим в его статьях, большин- 33 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 7—8. 32 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 2 С. 519. ство которых посвящено проблемам литературы. Но поскольку здесь он был ограничен рамками цензуры, то многие свои взгляды высказывал в письмах друзьям: А. И. Герцену, В. П. Боткину, Т. Н. Грановскому и др. И от писателей, и от историков Белинский требовал точной передачи особенностей рассматриваемого ими материала, необходимости улавливать «дух народов и эпохи». Эта позиция четко прослеживается у самого Белинского в использовании им трудов по всеобщей истории 34, научное изучение которой в России делало только первые шаги. Обстановка идейной борьбы требовала от Белинского самостоятельного решения многих важных проблем историко-философского характера, ясного определения задач, стоявших перед изучением истории, в частности всеобщей. Так, в 1844 г. в рецензии на учебник профессора Петербургского Александровского лицея С. Н. Смарагдова по новой истории он писал: «Задача всеобщей истории — начертать картину развития, через которое человечество из дикого состояния перешло в то, в каком мы его видим теперь. Это необходимо предполагает живую связь между современным и древним, теряющимся во мраке времен,— словом, предполагает непрерывающуюся нить, которая проходит через все события и связывает их между собою, давая им характер чего-то цельного и единого... так что в них все последующее необходимо выходит из предыдущего, а все предыдущее служит источником последующего...» 35 Выделяя три периода в истории человечества, Белинский особо отмечал период новой истории и был согласен с теми историками, его предшественниками, которые считали, что новая история «...должна обнимать собою только время от конца XV века, или от открытия Америки до конца XVIII века, или до Французской революции, которая начинает собою новейшую историю, так же точно относя- 34 См.: Описание книг библиотеки В. Г. Бе-линского//Литературное наследство. М., 1948. Т. 55. В. Г. Белинский. С. 431—572. 35 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953—1959. Т. I —XIII; Т. XII. С. 78. щуюся к новой, как новая к средней. Ибо деление истории на периоды основывается не на произволе автора, не на привычке, а на духе событий» 36. Особое внимание Белинского привлекали события западноевропейской истории XVII — XVIII вв.— периода наиболее острых социальных антифеодальных выступлений. В атмосфере идейной борьбы, горячего обсуждения прошлого и настоящего России и сопоставления его с прошлым и настоящим Запада часть представителей либерально-буржуазной мысли восхваляла английские политические учреждения. Белинский в статье «Общее значение слова „литература"» (1842—1844) уловил своеобразие в расстановке социальных сил в Англии после революции XVII в. и отметил характерные черты консерватизма, сохранившиеся в общественных учреждениях Англии, которая, по его словам, «упорно держится феодальных форм и чтит букву закона, потерявшего смысл и давно замененного другим» 37. Несмотря на то что в истолковании исторических событий Белинский нередко оставался на позициях идеализма, не понимал определяющей роли материального производства в развитии общества, он сумел объяснить революционность буржуазии как новой общественной силы, ее стремление сломить сопротивление сил феодализма и реакции. Отмечая прогрессивное значение Французской революции конца XVIII в., нанесшей удар по абсолютизму, В. Г. Белинский писал В. П. Боткину в сентябре 1841 г.: «В истории — мои герои — разрушители старого — Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин») и т. п. Мне отраднее кощунства Вольтера, чем признание авторитета религии, общества, кого бы то ни было! Знаю, что средние века — великая эпоха... но мне приятнее XVIII век — эпоха падения религии: в средние века жгли на кострах еретиков, вольнодумцев, колдунов; в XVIII — рубили на гильотине головы аристократам, попам и другим врагам бога, разума и человечности». Более ради- 36 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. XII. С. 288. 37 Там же. Т. V. С. 644. кальный характер социальных и политических требований французской буржуазии по сравнению с английской он выводил из того, что первая «не отделяла своих интересов от интересов народа» 38. Для Белинского было очевидно, что плодами победы Французской революции XVIII в. воспользовалась буржуазия, но особенно разительна была историческая эволюция буржуазии в последующий период. В рецензии на роман Э. Сю «Парижские тайны» (1844) Белинский с сарказмом замечал, что после революции 1830 г. «представители нации» «повыползли из своих нор и по трупам ловко дошли до власти, оттерли от нее всех честных людей и, загребая жар чужими руками, преблагополучно стали греться около него, рассуждая о нравственности. А народ, который в безумной ревности лил свою кровь... что же выиграл этот народ? — Увы! Тотчас же после июльских происшествий бедный народ с ужасом увидел, что его положение не только не улучшилось, но значительно ухудшилось против прежнего» 39. Все обращения Белинского к фактам и событиям из истории нового времени стран Запада свидетельствуют о том, что он понимал огромную роль народных масс в истории человечества, протестовал против эксплуатации господствующими классами неимущих. Отправившись в 1847 г. за границу, он с негодованием писал Боткину из Дрездена: «Только здесь я понял ужасное значение слов пауперизми пролетариат...У человека здоровые руки, он трудолюбив и честен, готов работать — и для него нет работы: вот бедность, вот пауперизм, вот пролетариат... Страшно» 40. В условиях николаевской реакции В. Г. Белинский — первый разночинец в общественном движении России, страстный борец против самодержавия, противник «буржуазии торжествующей», был последовательным революционером- демократом, выразителем нужд и чаяний народных. В. И. Ленин писал о Белинском, что он был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении...» 41. Историческая концепция А. И. Герцена. Александр Иванович Герцен(1812—1870) вместе с В. Г. Белинским принял деятельное участие в разработке теоретических принципов революционно-демократической исторической концепции и многих конкретно-исторических проблем истории Запада. Еще студентом Московского университета он увлекался идеями Просвещения, а затем утопического социализма и испытал сильное воздействие революции 1830 г. во Франции и польского восстания 1831 г. Активно включившись в борьбу между западниками и славянофилами, Герцен, как и многие его соотечественники, непрестанно думал о грядущих путях развития России и Запада, сходстве и несовпадении их исторических судеб. В 40-е годы Герцена занимают проблемы методологии и философии истории, он тщательно изучает труды Гегеля, усваивает его диалектический метод. При общей идеалистической схеме понимания исторического движения для него в то же время была характерна попытка с помощью этого метода и его критического осмысления объяснить последовательность и закономерность исторического процесса, обусловленность смены одной фазы общественного развития другой. Именно понимание исто- 38 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. XII. С. 70, 451. 39 Там же. Т. VIII. С. 171. 40 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. XII. С. 383—384. 41 Ленин В. И, Полн. собр. соч. Т. 25. С. 94. ризма, прогресса в развитии человеческого общества заставляют Герцена усиленно размышлять по поводу того, кем будет проложена дорога к социализму, обращать свои взоры к Западу, сыгравшему столь большую роль в формировании социалистических идей. В теоретических работах Герцена «Дилетантизм в науке» (1842—1843), «Письма об изучении природы» (1844) проявились сильные и слабые стороны его методологии. События истории нового времени постоянно привлекали внимание Герцена, ибо они были наполнены фактами антифеодальной борьбы народных масс. На основании их изучения он обосновывал идею исторической закономерности революционных движений и неизбежности, необходимости коренных социально-экономических и политических преобразований в России. Отсюда столь частые экскурсы Герцена в область революционных выступлений французских трудящихся в годы Великой французской революции 1789—1794 гг., революций 1830 и 1848 гг., что нашло свое отражение в «Письмах из Франции и Италии» (1847—1850), в книгах «С того берега» (1850), «Былое и думы» (1852—1865) и многих других работах. Наиболее радикальной западноевропейской революцией, убедительно показавшей, что против абсолютизма можно успешно бороться революционными методами, Герцен считал буржуазную революцию во Франции конца XVIII в. Ее преддверием в Европе, по его мысли, были Реформация и Английская революция XVII в. «Для того чтобы дойти до вселенского переворота конца XVIII столетия,— писал Герцен в своем Дневнике в 1843 г.,— надобно испытать частные эмансипационные перевороты. Реформация торжественно заключается Английской революцией» 42. И хотя он не смог определить социальной природы якобинства, как и действительных причин силы и размаха Французской революции, связать ее ход с развитием истории Европы в целом, его попытка показать закономерность револю- 42 Герцен А. И. Собр. соч. М., 1954 — 1965. Т. I —XXX; Т. II. С. 291. ционной борьбы и поступательный характер революции имела принципиальное значение для становления революционно-демократической мысли России. Существенное влияние на формирование мировоззрения молодого Герцена оказало учение великого французского социалиста-утописта Сен-Симона. В его учении Герцен искал обоснование путей создания нового общества, важнейшей задачей которого являлось воспитание «нового человека». Герцену хорошо были знакомы труды и многих других утопических социалистов: Фурье, Консидерана, Л. Бла-на, Леру, Прудона, Вейтлинга. В отличие от идеологов домарксова социализма Герцен не сомневался в необходимости революционной борьбы за социалистические идеалы. Еще до революции 1848 г. во Франции Герцен обличал буржуазное общество, на одном полюсе которого находятся «блузники», т. е. рабочие, а на другом — буржуа. Его точка зрения резко расходилась со взглядами историков периода Реставрации, которые стремились доказать единство «третьего сословия». Правда, социалистические идеалы самого Герцена были далеки от научного социализма, что наложило отпечаток на его отношение к Французской революции 1848—1849 гг., непосредственным свидетелем которой он был. Не осознав поначалу ее буржуазного характера, Герцен считал, что она приблизит Европу к торжеству желанного будущего. Однако июньские дни 1848 г. заставили его переосмыслить свои взгляды и глубоко разочароваться в социалистических потенциях Запада. Его критика консервативной роли мелкой буржуазии, горячее сочувствие парижскому пролетариату убедительно свидетельствуют о том, что уже в эти годы Герцен начал преодолевать остатки мелкобуржуазных иллюзий. «Да, я плакал на июньских баррикадах, еще теплых от крови, и теперь плачу при воспоминании об этих проклятых днях, в которых каннибалы порядка восторжествовали,— писал Герцен в 1854 г.— Я буду очень счастлив, если мои писания могут служить для уяснения «патологии» революции, и цель моя будет совершенно достигнута, если я могу указать, как последние молнии революции сверкнули и отразились в русском понимании» 43. Но, срывая маску с крупной буржуазии и обличая мелкобуржуазных демократов, Герцен не понял исторической роли пролетариата, хотя и был всей душой на его стороне. Этим и были вызваны его глубокий пессимизм в 1848—1849 гг., а затем пропаганда им теории «русского социализма» с ее иллюзорной верой в социалистическую природу крестьянской общины. Все это привело Герцена к «духовной драме», о которой В. И. Ленин писал, что она «...была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» 44. Дальнейшие наблюдения Герцена над событиями, свидетелем которых он был, еще больше убеждали его в несправедливости буржуазного общества, укрепляли революционно-демократические тенденции в его творчестве. Закономерно, что в его произведениях заграничного периода 50— 60-х годов нашел отражение широкий круг ведущих проблем истории нового вре- 43 Герцен А. И. Собр. соч. Т. V. С. 224. 44 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 256. мени стран Европы и Америки. Среди них — национально-освободительное движение в Италии и Польше, объединение Германии, общественная жизнь Англии, политический строй в США и др. Много внимания Герцен уделил характеристике современных ему исторических школ и течений. Так, рассматривая концепции французских либеральных историков периода Реставрации, он отмечал важное значение их вывода о роли классовой борьбы в жизни общества, но в то же время как революционный демократ он считал ошибочным их стремление доказать наличие единства у третьего сословия, критиковал их за отход после революции 1848 г. от прежних либеральных принципов. Не приемлет Герцен и увлечения этих историков эффектной внешней формой изложения материала, порой в ущерб глубине анализа исследуемых проблем. Резкую оценку Герцена заслужил видный английский историк Т. Карлейль за проповедуемый им «культ героев», сожаление о канувших в Лету средневековых нравах и господстве «аристократии духа». Не прошел Герцен и мимо работ представителей французской (Ж. де Местр, Ф. Шатобриан) и немецкой (Г. Лео, Ф. Шлегель и др.) дворянской романтической историографии, выступавшей против теории прогресса и пытавшейся развенчать общественные теории эпохи Просвещения, противопоставляя им теократические догмы средневековья. Особо резкой критике Герцен подверг проповедуемую немецкими реакционными романтиками теорию «немецкой исключительности», которая, по его словам, сводилась к мании «классификаций и зоологических предпочтений рас». Исторические идеи основоположников революционно-демократического течения в русской историографии В. Г. Белинского и А. И. Герцена получили свое дальнейшее развитие в творчестве Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Либеральное течение в просветительстве.Представители либерально-реформистского течения в лице Т. Н. Грановского, П. Н. Кудрявцева, С. В. Ешевского и других внимательно анализировали умеренные направления европейских революционных движений в период средневеко- вья, в которых они искали возможный образец мирного перехода России на путь буржуазного развития. Антикрепостническая направленность, хотя и с либеральной ограниченностью, была свойственна научной и педагогической деятельности замечательного русского историка, профессора Московского университета Тимофея Николаевича Грановского(1813—1855), одного из основателей русской школы медиевистики. С 1839 г. и до самой смерти он возглавлял кафедру всеобщей истории в Московском университете, глубоко разрабатывая исторические проблемы. В начальный период научной деятельности, находясь под влиянием гегелевской философии, Грановский основной смысл всеобщей истории видел в «развитии духа рода человеческого». Но в отличие от знаменитого немецкого философа он рассматривал историю как самостоятельную науку, содержание которой «составляют факты, данные опытом, определенные обстоятельствами, ее форма не есть чисто отвлеченная мысль, но живое созерцание» 45. Динамика истории, по его словам, всегда «в борьбе развивающихся противоположений». Именно история, как полагал Грановский, позволяет проводить аналогию между прошлым и явлениями современной жизни и развивает «верное чувство действительности». Грановский считал, что развитие науки, просвещения, моральное совершенствование народа определяют развитие человеческого общества по пути прогресса. Вместе с тем для него характерен интерес не только к духовной, но и к материальной сфере жизни человека, стремление раскрыть сущность социальных столкновений. Грановский подчеркивает важность смежных с историей наук, указывает на необходимость учета их достижений, что позволяло бы, по его мнению, сделать историю точной наукой. Грановский обладал блестящим ораторским талантом, его публичные лекции собирали многочисленные аудитории и стали важным явлением в общественной жизни страны; в них шла речь о закономерностях исторического прогресса, характере антифеодальных движений народных масс, следствием которых были Реформация и Великая французская революция. Однако именно в оценке Великой французской революции либеральная умеренность Грановского обнаруживается весьма четко. Осуждая деятельность якобинцев, он склонен был возвеличивать жирондистов и их программу. Так, в письме В. Г. Белинскому начала 40-х годов он утверждал, что «Жиронда определила и указала на все процессы, о которых теперь размышляет Европа... Жиронда сошла в могилу чистая и святая, исполнив свое теоретическое назначение» 46. В письме он коснулся и своих разногласий с Белинским в оценке Робеспьера. Революцию 1848 г. во Франции Грановский рассматривал как начало новейшей «социальной революции». «Буржуазия,— писал он Е. Б. Чичериной,— опять собирает силы, но угнетенные не спят. Они покрыли Париж баррикадами, и это было в полном смысле классовое восстание пролетариев...» 47 Эти взгляды Грановского подтверждает в своих воспоминаниях и А. А. Северцов, с которым историк близко соприкасался осенью и зимой 1848/49 года. Северцов писал: «Он (Грановский.— В. Д.) говорил мне, что отличительная черта новой истории есть стремление народных масс к полному и разумному участию в умственном и политическом движении, что как вторжение варваров сгубило древнюю цивилизацию, так сгубит нашу победа пролетариев, но что она неминуема, потому что на их стороне справедливость и более свежие нравственные силы» 48. Великолепное знание источников и научной литературы, их всесторонний анализ позволили Грановскому широко 45 Лекции Т. Н. Грановского по истории средневековья (авторский конспект и записи, слушателей). М., 1971. С. 42. 46 Т. Н. Грановский и его переписка. М., 1897. Т. II. С. 440. 47 Литературное наследство. М., 1933. Т. 7—8. С. 53. 48 Бакст Э. И. Т. Н. Грановский в воспоминаниях А. А. Северцова//Тимофей Николаевич Грановский. М., '970. С. 15. использовать в своих лекциях сравнительно-исторический метод, особенно при характеристике смены исторических эпох, когда новое рождалось в ожесточенных схватках со старым. И эти периоды привлекали самое пристальное внимание Грановского. Научно-общественная деятельность Грановского заслужила самую высокую оценку представителей революционно-демократической мысли. Так, по словам Н. Г. Чернышевского, в лице Грановского необходимо признать «...не только ученого, имевшего огромное значение для Московского университета, русской литературы, русского просвещения вообще, признать в нем не только первого из немногочисленного круга ученых, занимающихся у нас всеобщей историей, но и одного из замечательнейших между современными европейскими учеными по обширности и современности знания, по широте и верности взгляда и по самобытности воззрения» 49. Воздействие на Грановского революционно-демократических идей определило многие прогрессивные черты его исторической концепции 50. Однако в последние годы жизни либеральная тенденция в его творчестве стала усиливаться, что было отражением эволюции всего российского либерализма в связи с обострением классовой борьбы в стране накануне реформ 1861 г. 49 Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч. М., 1947. Т. III. С. 363. 50 См.: Московский университет в воспоминаниях современников (1755—1917) /Сост. Ю. Н. Емельянов. М., 1989. С. 696 (Указатель имен. Грановский).
|