КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникационные сети и стили: характеристика и области примененияКоммуникационная сеть – это соединение определённым образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между ними. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах информационных потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Создаваемая в организации сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Сеть этих связей создаёт реальную структуру организации. задача формальной организационной структуры – придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Возможны различные устоявшиеся образцы коммуникационных сетей в группах разной численности. В сетях типа «цепочка» члены группы связаны только с теми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена централизованная структура, при которой члены группы связаны друг с другом через коммуникационный центр, как правило, лицо, выполняющее роль лидера. «Всеканальная» сеть предполагает связи всех со всеми в децентрализованных группах. Конфигурация сети меняется в зависимости от размера группы. Знание типов коммуникационных сетей важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Коммуникационный стиль – способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существуют различные стили, используемые людьми в межличностной коммуникации, также и много подходов к определению стилей. За основу измерения межличностной коммуникации можно взять две переменные: открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Открытость в коммуникации - степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Адекватность обратной связи – это степень, с которой люди делятся с другими своими чувствами и мыслями о них. Построив матрицу (рис. 11), где по вертикали – первое измерение, по горизонтали – второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации. Левый верхний квадрант определён как «открытие себя». Открытие себя измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идёт на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на своё поведение. Недостаток этого стиля в том, что реакция других остаётся без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида (необузданные эмоции).
открытость в коммуникации
низкая низкая адекватность обратной связи высокая Рис. 11. Стили межличностной коммуникации
Стиль «реализация себя» (максимальная открытость и максимальная адекватность обратной связи) является желательным, но ситуационные факторы могут побудить индивида отказаться от него. Владение таким стилем является настоящим достоинством. Индивид со стилем «замыкание в себе» как бы, изолирует себя, не давая другим познать его. Часто используют «интроверты» люди, обращающие свой разум вовнутрь себя. Крайность связана с сокрытием своих идей и мнений. Стиль «защита себя» широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Использующие данный стиль мало открыты для других, но любят обсуждать других. В середине матрицы – «торговаться за себя» - стиль «продающих» себя, если другие делают то же самое. Неверно думать, что какой-то один из рассмотренных стилей является наиболее предпочтительным. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определённым стилем.
|