КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И драма Шаманова, который потерял цель в жизни, внутреннеОпустился после того, как не нашел в себе мужества Выступить в суде и отстоять справедливость. И драма одиночества Мечеткина, пусть мелкого и не совсем приятного, но человека Же. И драма А н н ы и Афанасия, который, любя жену, никак Не может простить ей, или хотя бы не напоминать, что Пашка не его сын. Спектакль утверждал, что всякое насилие Бесплодно и бесчеловечно —в том числе и насилие любовью Зины над Шамановым, П а ш к и над Валентиной. И даже насилие над самим собой —отчетливо понимаешь, что Шаманов, ≪сломавшись ≫, исключив из своей жизни меру общественной оценки поступка, уйдя ≪в себя≫, стал нравственным предателем. До финала, Когда он решит ехать в суд и тем самым вернет себе самого Себя, он проходит непрерывную цепь предательства —по отношению к Валентине, к Зине и даже к самому себе: вкладывая Свой служебный пистолет в руки Павла, он предает себя, Он готов тут на самоубийство руками другого. Эта сложная сценическая жизнь есть у каждого героя, И сила спектакля в том, что он не пропустил ни одного изгиба И поворота духовной биографии каждого героя. Маленькие истории жителей Чулимска, случившиеся прошлым Летом, вывели к глубоким и сложным нравственным проблемам Времени. Критик М. Седых писала по поводу спектакля ≪Прошлым летом в Чулимске≫: ≪Товстоногов относится к драме Валентины Как к трагедии. Она обретает размах, но теряет реальность. Становится символом, но разрушается плоть. Она может потрясти, но не позволяет сострадать≫.1 Товстоногов может, видимо, согласиться с этой мыслью. Режиссер И задумывал именно трагедию. Это жанровое решение 1 ≪Театр≫, 1974, № 9, с. 58. отметили все критики. ≪Сыгранный как бытовая драма, —писал Критик И. Золотусский,—спектакль вместе с тем возвысился до внутренней трагедийности≫.1 Оно вытекало из обостренного отношения К самой сердцевине пьесы А. Вампилова, из ее нравственного Максимализма, который проверяется образом Валентины И воплощается в этом характере. Трагический, идеальный Характер призван был контрастировать с тем глухим бытом, Заскорузлостью отношений и мировосприятия, которые царят Вокруг Валентины. Режиссер готов понять причины слабости Шаманова, эгоизма Зины, одичания Пашки, мелочности Мечеткина, душевной Жестокости Афанасия, скопидомства отца Валентины и каждому В отдельности даже простить. Однако все вместе они могут создать Нравственный климат, несовместимый с нашими моральными Идеалами. Самый сильный сигнал тревоги дает в искусстве
|