КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Он не искал, разумеется, трюкового эффекта, прием образенПо сути. В нем ход времени, незаметный, но неумолимый. Прием Изобразителен по существу, ибо всякий раз выдвигает в круг нашего внимания, берет крупным планом тех, кто в данный момент Высказывает свою заветную мысль, мысль поворотную во Внутреннем сюжете пьесы. Товстоногов намеренно беспафосен в этом спектакле. Он задает вопросы, не форсируя своих ответов. Он знает, как трудны эти ответы. Спектакль, проиграв В изобразительности, в динамике, приобрел редкое свойство — он втягивает героев и зрителей в неторопливые размышления. Вернее сказать, герои, размышляя, втягивают зрителей в этот Процесс. Конечно, режиссера интересует не собственно производственный Сюжет, а та нравственная проблематика, которая на Этом сюжете возникает, если, конечно, понимать нравственность Как активность жизненной позиции, сознательное отношение К общественному долгу. А. Гельман написал именно о повышении Нравственного уровня делового человека, а стало быть и Всей производственной жизни. Постановщик отлично знает и Убедительно показывает нам, что герои этой истории обыкновенные Люди, вы их видите каждый день. И каждый день, спросив их о деле, вы получите ответ, разъясняющий их личную позицию: Пожимая плечами, разводя руками или извинительно Поднимая брови, они говорят вам о том, что дело идет не совсем Так, как хотелось бы, но лично они тут ни при чем. Товстоногов Раскрывает в спектакле процесс прихода к истине самой обыкновенной, Которая так легко затуманивается, оправдывается, Затушевывается в жизни, в обиходе. Тут конфликт не только В самом сюжете, не только в столкновении государственной Точки зрения рабочего Потапова с теми, кто готов на приписки И всяческие ухищрения, лишь бы сохранить благополучие. Тут Конфликт расширен, дополнен напряжением неожиданной прямоты, Когда от человека требуют прямого ответа на вопрос, который Задавать как бы не принято. И ответ требуется самый Простой. Этот спектакль более всего обращен к залу, он царапает и Будоражит, задавая свой такой простенький, казалось бы, вопрос. Однако ≪простой≫ вопрос общественно значим, а потому Спектакль, бередя каждого, касается всех. Его эмоциональное Воздействие раскрывает в каждом готовность проголосовать за Предложение Потапова, продумав и прочувствовав всю реальную Житейскую сложность такой готовности. Производственная История рассказана, прожита в системе психологического театра, Рассчитана на психологическое воздействие, хотя и особого, новаторского Рода.
|