КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ничего, что выводило бы спектакль за ряд добротных трактовок≪Грозы≫. ≪Театр стремился подчеркнуть обличительную направленность пьесы≫,—привычно писал Евг. Кузнецов.1 Катерине в спектакле недоставало остроты трагической Мысли, активности внутреннего действия. Самопожертвование Было основой ее характера, в самопожертвовании видели режиссер и актриса ≪форму доступного ей социального протеста≫.2 Единодушно отмечался успех Е. Лебедева в роли Тихона. Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось И в оформлении спектакля, и в режиссерском рисунке. Замысел ≪Грозы≫, художественные краски спектакля, при всей их Академической выверенности и профессиональной добротности, Были определены сложившимся стереотипом режиссерского Мышления, от которого пока не было сил уйти. Было ясно, что, ставя классику, нельзя избежать социального, Конкретно-исторического анализа действительности, нельзя Порывать с важнейшим принципом нашего театра. Дело Заключалось в том, чтобы найти новую меру социального, понять Его и как социально-психологическое единство характера. Неполный успех такой одаренной актрисы, как Н. Родионова, 1 ≪Вечерний Ленинград≫, 1951, 12 декабря. Там же. Имел общие причины, ибо подход к характеру определялся его Социальной функцией прежде всего. Социальное не раскрывалось В характере, а существовало как нечто привнесенное, заданное, Отдельное от предлагаемых конкретных обстоятельств Пьесы. Остановить инерцию привычного взгляда было не под силу Одному человеку, это было общим делом искусства театра в целом. Нужно было пересмотреть не только некоторые литературоведческие Концепции (они вскоре будут обновлены), не только Найти точки соприкосновения классики и сегодняшнего дня (скоро придет этому время), но и многое уточнить в методологии Режиссерского и актерского искусства. Товстоногов с удовольствием принял предложение Театра комедии поставить в 1954 году ≪Помпадуры и помпадурши≫ Салтыкова-Щедрина, одного из своих любимых авторов. Как Это бывает почти всегда, режиссер активно включился в работу Над инсценировкой, создав из сырого в драматургическом отношении Материала довольно стройную сценическую композицию. Спектакль этот привлекал остротой приема, саркастической Интонацией, тонко угаданной в стиле писателя, рядом блестящих Сценических находок. Изначально подход к Салтыкову- Щедрину как к театральному писателю был свободен от казавшихся Бесспорными сценических традиций, которые окружали ≪Грозу≫. Большой сценической истории у наследия Салтыкова-
|