КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Щедрина не было, как нет и сейчас, а если и можно было кое-Что вспомнить из истории театра, то только то, что относилось к ≪Смерти Пазухина≫ или ≪Господам Головлевым≫. Пробуждению Театрального интереса к творчеству великого сатирика способствовал спектакль ≪Тени≫, поставленный в 1953 году Н. Акимовым В ленинградском Новом театре. Историю возвышений, кратких правлений и падений очередных Помпадуров режиссер ставил как сценическую карикатуру, Как историю забавных нелепостей, которые вдруг обнаруживают Горечь и ужас жалкой, бессмысленной жизни. В спектакле, Как и в сатире Щедрина, сонму чиновников всех рангов И их окружению противопоставлен только саркастический смех Автора. ≪Помпадуры и помпадурши≫ были смешным спектаклем. Ярко проявилась комедийная стихия его актеров —Н. Трофимова, И. Зарубиной, А. Бениаминова, П. Суханова. Метафоры спектакля были наглядны и остроумны. Занавес — мундир с начищенными пуговицами; портрет государя, который Постепенно увеличивался в размерах так, что в конце концов Были видны только блестящие ботфорты; почти цирковая по Приему стремительная пантомима смены одного правителя Другим. Режиссер начинал представление в чуть замедленных ритмах, Обыденно, он выстраивал естественные отношения, никак Не подчеркивал их фантасмагоричность. Логика сценической Жизни была обыкновенной, но необыкновенным был контраст Этой логики с перевернутыми нормами жизни, по которым жили Герои спектакля. Как нечто вполне естественное выклянчивалось Теплое местечко, обыденным, привычным было собачье Угодничество. Пустопорожняя болтовня имитировала работу общественной мысли. ≪Консерваторы≫ говорят: шествуй вперед, но по временам мужайся и отдыхай! ≪Красные≫ возражают: отдыхай, но по временам мужайся и шествуй вперед!≫ Только к концу Спектакля эта принятая норма жизни, этот алогичный с точки Зрения здравого смысла метод существования представали В своем прямом гротесковом обличье. Спектакль разгонялся до Бешеного темпа, скрытая усмешка первых картин становилась Явной издевкой, злой и точной карикатурой. Частный случай возвышения и падения очередного администратора- Помпадура был рассмотрен в спектакле как норма Жизни России того времени, заурядное событие приобретало Широкое сатирическое обобщение. ≪Помпадуры и помпадурши≫, точно уловив стиль автора, все Же не воссоздавали психологически глубокого характера. Сама Литературная структура очерков Щедрина, их фрагментарность, Фельетонность, не давала возможности построить спектакль
|