Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Цельностью,—к р и т и к и отмечали ряд несовершенств




В постижении исполнителями стиля автора, но все были единодушны

в том, что ≪спектакль Г. Товстоногова с И. Смоктуновским

Во главе будет особо отмечен в истории нашего театра и

в истории усвоения Достоевского нашей культурой≫ (Н. Берковский).

Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, трудно непосредственно

Уловить эмоциональное, возбуждающее действие этого

Спектакля. Но оно было, и было громадным. Товстоногов выступал

Как новатор мысли, как человек, с особой остротой и без

Какого-либо упрощения связавший нравственные искания русской

духовной культуры со своим временем. ≪Идиот≫ был спектаклем

Глубочайшего и активного гуманизма —это была позиция

Театра, режиссера.

Впрочем, и с точки зрения собственно сценической, ≪технологической

≫ спектакль имел немаловажное значение в творческом

Развитии режиссерских принципов и приемов Товстоногова.

Здесь были продолжены поиски того режиссерского метода,

Который смотрит на спектакль как на роман жизни.

Режиссер искал способ придать непрерывность течению сценической

Жизни, сделать логичными и незаметными переброски

мест действия, сценически передать движение героев, ибо ≪у автора

очень многое происходит как бы на ходу...≫ В результате

Поисков, отказа от вращающегося сценического круга родилось

То решение, которое принципиально удовлетворяло постановщика.

Оно было связано с реакциями, с эмоциональным состоянием

главного героя. Оно стало существенным. ≪Вот М ы ш к и н , — рассказывал впоследствии режиссер,—начинает монолог, ме1

≪Театр≫, 1958, № 6, с. 74.

Ю. С м и р н о в - Н е с в и ц к и й . Ключ к образу. Л., 1970, с. 41.

Няется освещение, луч прожектора освещает только лицо, и...

Наш герой неожиданно для самого себя (именно это обстоятельство

Подчеркивает автор) обнаруживает, что он очутился в темном

подъезде гостиницы ≪Весы≫, где его ждет роковая встреча

С Р о г о ж и н ы м . . . Этот прием, который, кстати, пришел не сразу,

Стал принципом решения спектакля, когда мы, как бы следуя

За Мышкиным, переходим от картины к интермедии, а от интермедии

вновь к следующей сцене≫.1

Немаловажное значение имел спектакль и для развития той

линии актерского искусства, которую в ≪Идиоте≫ определил

И. Смоктуновский. Режиссер угадал в нем Мышкина, укрепил

Его манеру, придал индивидуальным качествам талантливейшего

Артиста значение глубокое и —как выяснилось после премьеры

—всеобщее, принципиальное. Можно сегодня, однако,

сказать и о том, что спектакль ≪Идиот≫, при всем конкретно-

Историческом взгляде на роман, которым руководствовался постановщик,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты