КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социалистического реализма в советском театре.Обращение к пьесе М. Горького само по себе свидетельствовало О неслучайности выбора, о принципиальном желании режиссера Продолжить в новых условиях репертуарную традицию Театра. Товстоногов приступил к ≪Варварам≫, когда традиция истолкования Горьковской драматургии превращалась порой В схему, когда Горький-публицист заслонял Горького —социального Психолога. Товстоногов, не желая извлекать из пьесы Удобную мораль, увлекся возможностью показать на материале Горьковской пьесы сложную духовную борьбу за победу человеческого В человеке. Путь к тонкому психологическому анализу Был определен социальной задачей, ибо нельзя утверждать Человечность, минуя самого человека, общественные условия Его жизни. Варварство в товстоноговском спектакле представало Не только в том, что со сцены мы видели родительский Эгоизм, примеры уездного одичания, но прежде всего во внутреннем Движении каждого образа спектакля, движении, которое Определялось для большинства героев безуспешными поисками человечного в человеке, гармонии в душе. Трагедия ≪Варваров≫ Была в том, что неизбежно и неостановимо, вне зависимости от Субъективной воли того или иного персонажа, все главные герои двигались к своей гибели: физической, как Надежда, моральной, Как Черкун, психологической, как Монахов. Когда мы говорим, что традиция истолкования горьковской Драматургии окостенела, что в Горьком публицист, социальный Аналитик стал превалировать над психологом и художником, то Может сложиться впечатление, что режиссерские искания, и В частности поиски самого Товстоногова, уводили от социальной Содержательности, от исторически обусловленного анализа действительности, Отраженной в драматургии классика пролетарской Литературы. Однако это был бы поверхностный взгляд. На Самом же деле режиссеры, освобождаясь от штампов и привычных Путей подхода к драматургии Горького, хотели найти ее Сущность, минуя прямолинейные и поверхностные решения. Весь путь театра, все поиски режиссеров так или иначе были Устремлены к тому, чтобы через подробнейший анализ жизни Человеческого духа, через раскрытие сложнейших психологических Коллизий прийти к широким социальным обобщениям, К историческому взгляду на прошедшую жизнь. Истинная современность В трактовке классики заключалась не в переброске Шатких мостиков —прямолинейных аллегорий между прошлым И настоящим, а в художественно совершенном выражении современного
|