КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляда на историю, в соединении нынешнего историческогоОпыта с той конкретной, временем обусловленной Действительностью, что отразилась в классическом произведении. Суть этого современного взгляда была в степени художественной Объективности. Там, где лет тридцать назад увидели Бы только повод для сатирического осмеяния, сегодня хотели Увидеть драму, вскрыть причины человеческого падения, объяснить Их; там, где тридцать лет назад поверили бы на слово В искренность благородных намерений и красоту слова приняли Бы за красоту дела, сегодня хотели выявить дело, проверить Слова поступками. ≪Варвары≫ были в этом смысле едва ли не самой сложной Пьесой всего горьковского репертуара. Наше литературоведение, Написав весьма много об этой пьесе, до сих пор, как кажется, Не до конца расшифровало загадку этого горьковского Шедевра. Написанная в 1905 году, в горячие дни первой русской Революции, в которой сам Алексей Максимович принимал активное участие, эта пьеса оказалась как бы ≪закрытой≫, не Имевшей прямых выходов в события времени. После романа ≪Мать≫, с его героями прямого революционного действия, после пьесы ≪Дачники≫ ≪замкнутые≫ ≪Варвары≫ многих озадачили. Сам по себе критический взгляд на мещанина и поборников ≪технического прогресса≫, на уклад провинциального городка, Даже если его понимать расширительно как уклад всей старой России, не казался новым, содержащим в себе важные проблемы Века. Толкование и сценическое решение этой пьесы затруднялось Отсутствием в ней героя активного действия. Подчас Спектакли принимали явно мелодраматические черты. Наибольшую сложность всегда представляли образы Надежды Монаховой и Черкуна. Ни Надежда, ни Черкун не укладывались В привычные рамки героя. Одной недоставало духовной, Творческой силы, от другого отвращало его делячество, Бездушность, хотя оба имели много привлекательных черт. Решение пьесы в той системе, которая исчерпывалась бы отношениями Между главными действующими лицами, разрешалась Бы в центральных пунктах конфликта, было уже невозможно, Никакой треугольник не только не исчерпывал, но и не Открывал пьесу в ее существенных значениях. Нужно было Найти новый общий взгляд на пьесу, новый поворот угла зрения. В собственно театральном смысле это значило найти новый жанр, сдвинуть в какую-то сторону ≪сцены из провинциальной жизни≫, как лукаво обозначил сам автор свою пьесу. Пользуясь Привычными театральными определениями, Товстоногов именовал жанр своего спектакля трагикомедией, видя ≪в контрасте смешного и трагического ключ к решению пьесы≫.1
|