КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что страдание может сделать Надежду мягче, Е. ЛебедевСоздавал характер резких внутренних контрастов, движений и Бессильных поступков. Возмездие в той или иной форме, но всегда через внутреннюю, Пусть маленькую драму настигало почти всех героев спектакля. Даже Гогин, даже ничтожный Павлин с его философским сочинением, которое оказалось ≪чепухой≫, по определению Цыганова, включались в число персонажей жизненной трагедии. Все усилия всех оказывались тщетными. Время не дало никому Никакого шанса. Искать истину нужно было в ином месте, В ином историческом измерении, в которое уходила Катя, к которому Имел отношение Степан Л у к и н (В. Рецептер), студент, отбывший тюрьму, ≪как воинскую повинность≫. Но это историческое Место и время не соприкасались с тем, что жило перед Нами на сцене. Весь спектакль восставал против духовной опустошенности И бессмысленности человеческого существования, порожденных Социальными условиями жизни. Трагедия возникала еще и потому, что и Цыганов, и Черкун игрались людьми с ≪хорошей биографией≫. Это не были циники И трусы от природы, такими они стали. В режиссерском решении, В актерском исполнении все время ощущалось это движение Характеров во времени. Острота драмы Цыганова определялась Тем, что он знал и другие времена, и другие мечтания. Само дело, которым они заняты с Черкуном,—строительство Дорог —было некогда освящено для них идеей преобразования Жизни. Но тема эта, возникающая только в начале пьесы, потом уходит совсем: всякое дело, даже самое высокое, оказывается Бессмысленным без человечности, без истинных отношений Между людьми. В ≪Варварах≫ режиссер показал связь драматургии М. Горького С общей гуманистической и художественной традицией русской Классической литературы. Следуя за Горьким-художником, Горьким-психологом, действенно Вскрывая каждый образ и каждую сцену, Товстоногов Пришел к художественной многокрасочности спектакля, в котором Отдельные образы вызывали в памяти фонвизинского Митрофанушку, Другие напоминали гоголевских героев, третьи — купцов Островского. Некоторые критики (Д. Золотницкий) слышали в ≪Варварах≫ и блоковские интонации: ≪Под насыпью, во рву некошеном, лежит и смотрит, как ж и в а я . . . ≫ Но все это художественное Богатство было заключено в жесткие рамки, подчинено Единой, подлинно горьковской мысли. Б. Бялик писал в статье ≪Вечно живые образы≫, что ≪поначалу То сценическое толкование, которое предлагает зрителю Режиссер Г. Товстоногов и коллектив БДТ им. Горького, удивляет, Даже озадачивает... Но постепенно проясняется истинный
|