КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Он бы еще п е р е ж и л ) ,—его предали. Предали его идеалы.С. Юрский отчетливо доносил до нашего сознания, что Чацкий, Для которого любовь к Софье была неотрывной частью его Жизни, его духовного мира, его мечтаний, постепенно постигает Глубину пропасти между ним и миром Софьи и Молчалина. В сценах с Фамусовым и Скалозубом, и особенно в сцене С Платоном Михайловичем он уже ясно понимал, что здесь его Никто не ждет и никто не услышит. В опустившемся, покорном Платоне он вдруг увидел возможную свою участь, увидел в тем Более резком свете, что Платон был когда-то его другом. Пылкость Чацкого уступала место сарказму, насмешливость Становилась гневной, язвительность —беспощадной. Стремительный Ритм внутренней жизни Чацкого замедлялся, впустую Уходили его силы, острые, точные и язвительные характеристики Повисали в воздухе. Горе от у м а . . . Режиссер сильнейшим сценическим приемом, восходящим к спектаклю Мейерхольда ≪Горе уму≫, усиливал тему трагического одиночества Чацкого: в сцене бала он, обращаясь к залу, горестно и устало говорит свой монолог (≪В той комнате незначащая встреча: французик из Бордо...≫), поворачивается — и мы вместе с ним видим ж у т к у ю толпу масок. Это персонажи Спектакля с уродливыми, сплющенными, вытянутыми, деформированными Лицами. М а с к и возникали и в конце спектакля, после Последнего монолога героя. Чацкий, потрясенный этим днем, в течение которого успели Рухнуть все надежды, разбиться любовь, а будущее предстало В мрачном свете, когда от юношеского чувства единства со всем Миром добра он пришел к полному одиночеству,—юноша Чацкий падал в обморок. Придя в себя, он тихо просил: ≪Карету мне, карету...≫ Этот момент спектакля был едва ли не самым спорным В трактовке, предложенной режиссером и актером. Товстоногова Упрекали, что он лишил Чацкого героической сути, сделал Слабым настолько, что тот падает в обморок, и что, сделав Чацкого Таким, он лишил комедию Грибоедова ее общественной содержательности. Упрек был серьезным, ибо опирался в своих Аргументах на прочную сценическую и литературоведческую Традицию, на исторические параллели Чацкого с декабристами. Все это, разумеется, трудно было отбросить. Товстоногов сознательно нарушал традиции сценического Воплощения прославленной комедии, ибо полагал, что в старых Театральных одеждах никто не узнает ни жизни, которая здесь Отражена, ни смысла, который вкладывал писатель в пьесу. Товстоногов считал, что ≪Горе от ума≫ есть политический документ В диалоге, в лицах, в театральной форме, подчиненной классическим нормам того времени...≫1
|