КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понял, что счастья тут не будет. Он прошел через драму.Молчалин К. Лаврова, обладая всеми ≪традиционными≫ качествами Подхалима, угодника, верного прислужника, был человеком Большой силы, уверенности и своеобразного внутреннего Достоинства. Обычно Молчалина играют так, словно Алексей Степанович только начинает свою карьеру. Постановщик и актеры Хотели противопоставить Чацкому значительного и сильного Противника. Элементарный подхалим вряд ли представлял Бы достойного соперника для такого Чацкого, которого С. Юрский Представил в спектакле. Спектакль шел к философским Обобщениям, и противостоять друг другу в нем должны были Герои со своим, сложившимся мировоззрением. Подхалимничанье Молчалина в этом спектакле было его философией, а не формой каждодневного существования. ≪В самой его изысканной Обходительности,—тонко подметила Р. Беньяш,—есть оттенок иронического превосходства≫.1 В этом решении образа, как и во всех иных случаях, режиссер И актер опирались на текст пьесы, искали в нем опору и Оправдание своего решения. До товстоноговского ≪Горя от ума≫ и Молчалина —К. Лаврова, Кажется, никто не обращал внимания на слова Фамусова из 2-го явления I действия: Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари... Спроси сейчас даже сведущего в литературе человека, что значит ≪чин асессора≫ в то время, он вряд ли ответит точно. Такова инерция мышления, такова инерция литературного восприятия слов, что кажется, что ≪асессор≫ —это ничтожно мало И что, таким образом, Молчалин удовольствовался ничтожной Подачкой. Коллежский же асессор —это 8-й класс (из 14) по Табелю о рангах. Молчалин товстоноговского спектакля имел, таким образом, ≪юридическое≫ право чувствовать себя достаточно преуспевшим, Чтобы с высоты своего положения давать Чацкому советы, Иронией отмечая свое превосходство в познании жизни. Традиции сценического истолкования пьесы, освященные великими Именами и дорогими театральными преданиями, создали Опасное ощущение исчерпанности пьесы, которая, оставаясь В числе самых чтимых классических литературных произведе1 Р. Б е н ь я ш . Без грима и в гриме. Л., 1965, с. 201. Ний, уже не может представлять живого интереса для театра. ≪Горе от ума≫ редко встречалось даже в числе утренников. Товстоногов, задумав ставить ≪Горе от ума≫, прежде всего должен был преодолеть ≪очень двойственное отношение к этому произведению: огромное эмоциональное воздействие в процессе Чтения, огромное волнение, которое испытываешь тогда, когда
|