КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Штампы сценического истолкования, которые налипли на нейВ таком множестве, как ни на одной другой пьесе русского классического Репертуара. Таланту Товстоногова свойственно увидеть классическую Пьесу как реальную картину жизни, предлагаемые обстоятельства Которой должны быть прежде всего проверены самой элементарной Житейской логикой. В предлагаемые обстоятельства пьесы должен быть поставлен Не некий Чацкий, о котором уже много известно по старым Спектаклям, а современный артист. Таково начало пути в постижении Пьесы и любого ее образа —не от сложившихся мнений, А от реальных психологических предпосылок, возникающих В данных обстоятельствах. Все без исключения критики, откликнувшиеся на спектакль, отмечали, что ≪Товстоногов пошел на своего рода психологическую Адаптацию грибоедовского текста не потому, что текст Этот в чем-то устарел, а потому, что живое в нем оказалось отодвинутым куда-то на второй план исполнительской традицией и истолковательской привычкой≫.1 Удивительной была новизна и абсолютная логичность интонации Актеров этого спектакля, неподдельность внутреннего Психологического строя их чувств. Чацкий С. Юрского действительно Любил Софью —Т. Доронину. Он влетал на сцену не Как пылкий театральный любовник, а как человек, который донельзя Стосковался, которому нужно скорее, немедленно увидеть Софью. Сколько раз мы видели, как из самых добрых академических Намерений в этом, да и других случаях исполнители Роли Чацкого старались нам показать, как они любят Софью, Продемонстрировать свое чувство. С. Юрский не демонстрировал, А действительно любил. Сразу после слов ≪К вам Александр Адреич Чацкий≫, наступая На реплику слуги, появлялся Чацкий, сбрасывал торопливо Шубу и бежал в знакомую комнату Софьи. Режиссер подчеркивал Его стремительность, оттягивал во времени миг его встречи с Софьей: навстречу Чацкому шло движение сценического Круга, и он как бы пробегал гостиную, какие-то другие Покои фамусовского дома, пока, наконец, не попадал в комнату Софьи. Софья (Т. Доронина) страстно любила Молчалина (К. Лавр О в а ) —сдержанного, сильного, с четкими чертами лица. Не С. Ц и м б а л . Разные театральные времена. Л., 1969, с. 137. Жеманная девица, неизвестно почему музицирующая по ночам С молодым человеком, а натура по-своему сильная и готовая Идти до конца. Взгляд Софьи на Молчалина, играющего на Флейте, неотрывный и долгий, выдавал ее чувство в первые же Минуты спектакля. Тут зарождалась трагедия Чацкого, которого Не только разлюбили, не только обманули его чувство (это
|