Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Характер режиссерского замысла, полемизирующего с некоторым




Неверным представлением о драматургическом новаторстве

Горького≫. Неверное представление, по определению Б. Бялика,

заключалось в том, что ≪новаторство Горького толкуется как

замена подтекста —≪надтекстом≫, как отказ от психологического

реализма во имя одной публицистичности≫.1

≪Варвары≫ Большого драматического театра явились одним

из первых спектаклей, прорвавших цепь ≪неверных представлений

≫ и оказавших огромное влияние не только на практику работы

Над горьковскими пьесами, но и на все наше сценическое

Искусство, которое искало в эти годы новые пути к постижению

Характера человека.

Когда спустя десятилетие пишешь о новаторстве спектакля,

О смелости режиссера, решившегося на новый подход, то всегда

Рискуешь быть обвиненным в том, что и новизна и смелость режиссера

Преувеличены. Это объяснимо —ведь многое из того,

Что некогда было новизной и смелостью, ныне стало эстетической

Нормой, привычкой. Но в момент создания спектакля,

В ходе репетиций, действительно нужна была и прозорливость,

и творческое мужество, чтобы пойти по новому пути: ведь традиции

Самого театра, казалось, вопили о кощунстве и литературоведческие

Концепции внушали мысль о некоем водоразделе,

Непроходимо легшем между, скажем, чеховской и горьковской

Литературными манерами, и врожденные актерские привычки

Еще молодого в то время товстоноговского ансамбля тянули на

Привычный путь.

Товстоногов рассказал на обсуждении спектакля любопытный

Случай, подтверждающий, как непросто было принять новое

Решение даже его единомышленникам. Говоря о трагикомическом

Жанре спектакля, о сложном сплаве смешного и страшного,

режиссер сказал: ≪Актриса (Т. Доронина) сама до конца

Не доверяет себе. На вчерашнем спектакле она испугалась сделать

мизансцену, боясь вызвать смех, и не сказала слова ≪покойник

≫ из страха смеха. Тут —стремление сыграть чистую

героиню, очищенную от этого уездного и смешноватого...≫2

(Имеется в виду реплика Надежды из IV акта, обращенная

к Монахову: ≪Иди один, п о к о й н и к . . . иди!≫)

1 ≪Литературная газета≫, 1959, 29 декабря.

Стенограмма обсуждения спектакля. 24 ноября 1959 г. Библиотека ЛО

ВТО.

≪Варвары≫ объединили многие линии творческого развития

Искусства нашего театра и самого Товстоногова. Поиски современного

Театрального языка, психологической глубины и тонкости

обретали в ≪Варварах≫ черты академического профессионализма.

≪Варвары≫ соединили театральные искания современников

С русской классической традицией и были одним из тех


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты