КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Именем автора, но и темой, которую подхватывает князь М ы ш кинУ бедного литератора Ивана Петровича. Как и Иван Петрович, Мышкин болезненно страдал от зла Сильных мира сего, от униженности и зависимости, в которую попадают люди. Но Мышкин товстоноговского ≪Идиота≫ —деятельный Противник зла, его стремление принести добро, противопоставить Злу добрую волю было действенным, активным. Товстоногов оказался одним из первых режиссеров, которые После длительного перерыва взялись за сценическое воплощение Произведений Достоевского. Сложный художественный мир Достоевского Долго не поддавался верному идейно-эстетическому Истолкованию. В спектаклях Товстоногова Достоевский предстал страстным Гуманистом и глубоким философом. Чтобы поставить эти спектакли, Нужен был широкий взгляд на философскую и моральную Проблематику его произведений, нужна была смелость, Чтобы противопоставить свое понимание весьма устойчивым литературоведческим Концепциям, художнически тонкое ощущение Актуальности звучания мотивов Достоевского. Спектакли Товстоногова возвращали Достоевского русскому театру, А с учетом трудной его судьбы в нашей критике можно сказать И шире —всей русской театральной культуре. Товстоногов сам инсценировал роман ≪Идиот≫ Достоевского. Дело тут не в том, что режиссер делает себе ≪удобно≫, тут первоначальный творческий акт, начало замысла, его сердцевина: Что поставить в центр, в чем увидеть связи старого романа и сегодняшнего времени. Сценическая история ≪Идиота≫ почти Целиком связана с образом Настасьи Филипповны. Товстоногов Сделал главным героем князя Мышкина. Однако он не вырывал Его из сложных ситуаций романа, не обособлял ради сюжетной компактности. Он поставил его в центр борьбы: не вне, не над, А в самой гуще борьбы взглядов, самолюбий, денег, карьер, сжигающих чувств. ≪Роман Достоевского,—пишет Н. Берковс К и й , —проникнут предвосхищением того, чем может стать человеческое Общество в своей этике, в своих внутренних отношениях ≫.1 Эту —едва ли не центральную для Товстоногова тему и воплощал Его спектакль, а прежде всего исполнитель роли М ы ш кина И. Смоктуновский. Для выполнения такой задачи нужен Был актер того типа, который в критике будет определен как ≪интеллектуальный≫, ≪исповедальный≫. ≪Актер исповедовался В чем-то очень сокровенном,—пишет по поводу игры Смоктуновского К р и т и к .—П р и этом исповедь Смоктуновского носила интеллектуальный характер...≫2 Спектакль Товстоногова, казалось бы, не нес в себе новаторства Постановочного толка, не обладал абсолютной художественной
|