Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Смотрят на сосредоточенно молчащего градоправителя.




И как бы отвечая на их молчаливое недоумение, городничий

(К. Лавров) просто объясняет: ≪Я пригласил вас, господа,

С тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам

едет ревизор≫.

На минуту объединенные общим испугом, оглушенные известием

о ревизоре, ≪да еще с секретным предписанием≫, чиновники

Оказываются в состоянии глухой и лютой вражды друг

С другом и все вместе, разве кроме Хлопова и Гибнера, с городничим.

Быстро обмениваются понимающими взглядами и усмехаются

Многозначительно Земляника (В. Кузнецов) и Ляпкин-

Тяпкин (В. Медведев). Городничий перехватывает их взгляды,

Спиной чувствуя, как злорадствуют коллеги, пересчитывая его

Грехи. Атмосфера действия мгновенно накаляется, ибо традиционный

Совет грешников, дружно готовящихся спрятать концы

В воду, предстает здесь осиным гнездом, где каждый норовит

Ужалить другого. Умный городничий сразу почувствовал, что

≪друзья≫ готовы вцепиться ему в горло, напомнить ревизору

О всех делах и делишках Антона Антоновича. И его фразы,

Адресованные Землянике и Ляпкину-Тяпкину, содержат в себе

ясный подтекст: смотрите, и ваши ≪грешки≫ мне известны. Первое

Явление поставлено как драка, яростная схватка, сведение

Счетов. Не найдя, что ответить судье на его слишком прозрачный

намек: ≪если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да

супруге шаль...≫, городничий реванширует, заметив судье, что

Тот в бога не верует и в церковь не ходит.

Городничий взвинчен до такой степени, что при очередном

Невнятном бормотании Христиана Ивановича бросается на него

С кулаками. Христиан Иванович привычно удирает, но тут же

Возвращается со стаканом воды, который и предлагает для

Успокоения городничему.

Чуть раньше послышался колокольчик, и вдали, в вышине,

Увидели зрители дорожную коляску, вертящееся колесо и седока

В черных очках и темном платье. Это материализовалось

Внутреннее видение городничего, чиновников, обозначилась

важнейшая тема спектакля: тема ≪растревоженной совести≫.

Первое явление, начавшееся в рамках бытовой комедии, хотя

И с острым внутренним ходом, заканчивается внебытовым приемом

—на последней реплике первого явления (≪.. а подать

сюда Ляпкина-Тяпкина...≫) раздается зловещая музыка (композитор

С. Слонимский), омерзительным скрипом скрипит и

Сама собой открывается дверь. Леденящий ужас, инфернальный

Страх охватывают присутствующих, и прежде всего городничего.

С этого момента действие пойдет как бы в двух планах — реальном, строго историческом, верном быту, и в плане фантасмагории,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты