КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутренних видений, иллюзии; начинается реализациятого, что режиссер понимает под ≪фантастическим реализмом Гоголя≫ (определение П у ш к и н а ) , который гениальному художнику ≪дает возможность идти от правдивого изображения жизни К огромным обобщениям философского и социального порядка ≫.1 Добчинский и Бобчинский (М. Данилов и Г. Ш т и л ь ) , споря О том, кому рассказывать, зажимают друг другу рот. Спор прекращает Начальственный взгляд городничего, случайно упавший На Бобчинского, просто он первый попался в эту секунду На глаза и получил право говорить. Взгляд городничего мог бы Упасть и на Добчинского, ибо давно в городе всем безразлично, Кто из этих двоих будет говорить, стоять, вообще присутствовать. Они полностью взаимозаменяемы. Тут впервые в спектакле Начинает назревать существенная для него идея двойника, Призрака. Режиссерская тема находит опору в самой пьесе: ведь когда городничий говорит, что поедет в гостиницу С Петром Ивановичем, он не уточняет —с каким именно Петром Ивановичем. Бобчинский, естественно, недоумевает: ведь он же Так складно все рассказал, а поедет с городничим Добчинский. Для городничего же они просто на одно лицо. Товстоногов разрешает себе в ≪Ревизоре≫ несколько отступить От последовательности действия, предложенного автором. После реплики городничего: ≪Две недели! Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношение!≫ —действие первого Акта прерывается (спектакль идет с одним антрактом) и Переносится в гостиницу, в номер под лестницей, занимаемый Иваном Александровичем Хлестаковым. 1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая. Режиссер перемонтировал и несколько сократил текст ≪Ревизора ≫ за счет мест, замедлявших действие спектакля. Сокращения, Очевидно, неизбежны, если учесть стандарт длительности Спектакля, принятый сегодня, хотя и после сокращений ≪Ревизор≫ идет почти полных четыре часа с одним антрактом. Текст сокращен за счет отдельных фраз и целых явлений (4-е явление II акта, 1-е и 7-е явления I I I акта, 6-е явление V акта). В текст спектакля введена из второй черновой редакции Пьесы часть сцены с Гибнером, в которой Хлестаков просит У лекаря взаймы. Из комнаты Хлестакова действие снова переносится к городничему (сцена приготовлений к поездке) и опять в номер Под лестницей (обед и приход городничего). Возвращаясь после Завтрака в богоугодном заведении, чиновники и Хлестаков Тесно усаживаются в коляску и, сопровождаемые квартальными,
|