Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Г о в о р и т , мошенники... М ы - д е , г о в о р и т , этаких




шерамыжников и плутов видали≫,—что в его авторстве не остается

Сомнений.

В характере Хлестакова продолжается центральная тема

Спектакля. В теме страха нет ничего нового. И сам автор, и все

Его многочисленные исследователи указывали на страх как ведущую

пружину действия ≪Ревизора≫. Тема страха, сложно

Переплетенная с темой двойника, призрака, пронизывает каждую

Молекулу спектакля, каждый атом характера. Не возданное

Еще возмездие висит над всеми —над эпохой, над царствованием,

Отсалютовавшим себе картечью на морозной Сенатской

Площади, великая неправда формирует характер каждого героя

товстоноговского ≪Ревизора≫.

В. Г. Белинский полагал главным героем комедии городничего,

А не Хлестакова, в сторону которого сдвинулась сценическая

Традиция со времени первой премьеры пьесы, традиция,

подкрепленная ≪гастрольностью≫ роли, легендарной славой Михаила

Чехова.

≪Многие почитают,—писал Белинский,—Хлестакова героем

Комедии, главным ее лицом. Это несправедливо. Хлестаков является

В комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом,

И притом не самим собою, а р е в и з о р о м . Но кто его

сделал ревизором? с т р а х г о р о д н и ч е г о , следовательно, он

Создание испуганного воображения городничего, призрак, тень

его совести≫.1

В этом высказывании мысль о страхе была всегда бесспорна,

Утверждение же о городничем как о главном лице комедии

Театральная традиция часто практически оспаривала.

Сказывалась, видимо, социологически прямолинейная концепция,

В которой не находилось места для рассмотрения Сквозник-

Дмухановского как характера, как жизненной фигуры, чья

Психология сформирована временем. Городничий воспринимался

Скорее как социальная маска.

В. Г. Белинский о Гоголе. М., 1949, с. 140.

Метод социалистического реализма рассматривает характер

Человека (вслед за марксистским толкованием общественного

Человека) как отражение и воплощение сложного комплекса социальных

Отношений.

Белинский не раз употребляет в связи с городничим, на котором,

кажется, и пробы негде ставить, слово ≪совесть≫. ≪Наш

городничий был не из бойких от природы, и потому ≪все так

делают≫ было слишком достаточным аргументом для успокоения

его мозолистой совести...≫, ≪...ошибка естественного влечения

Сердца к воровству и плутням с страхом наказания за

Воровство и плутни, страхом, который увеличивался еще и некоторым

беспокойством совести≫, ≪Суеверие еще более запугивает

И без того запуганную совесть; совесть усиливает суеверие

≫.1

Разумеется, речь идет не об оправдании и обелении пройдохи


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты