Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Направляются к дому городничего. Движение коляски




отлично ≪сыграно≫ актерами.

Эти переносы действия сообщают спектаклю дополнительную

Динамику. Каноническое строение пьесы диктовалось классическими

Привычками театра и техническим оснащением сцены

Х годов прошлого столетия. Товстоногов использует подъемник,

Установленный в оркестре, и в несколько секунд представляет

Зрителям комнату Хлестакова под лестницей, с кроватью,

На которой возлежит слуга Осип, столик, табуретку с умывальным

Тазиком и кувшином. Дверь номера сколочена наскоро, она

Щелястая, из необрезных досок.

Осип философствует, лежа на кровати, крутится, мучимый

Голодом, выискивая положение поудобнее. С. Юрский показывает

слугу, который сам набрался ≪галантерейности≫ в Питере,

Завел себе для шика пенсне, а снимая его, долго не может видеть

Нормально, ибо стекла не по глазам, и раздобыл где-то

Одну белую перчатку. Должность свою лакейскую исполняет

С невозмутимым достоинством, скопированным у какого-либо

Важного дворецкого из богатого столичного дома. Но и хозяин,

И слуга, с его невозмутимостью и галантерейностью, и жизнь

хозяина —все это призрачное, наносное. ≪На, прими это (отдает

фуражку и тросточку)≫ —такова реплика Хлестакова и ремарка

К ней. На эту фразу Хлестаков —О. Басилашвили играет

важного барина, а Осип —дворецкого важного барина: не торопясь

Надел свою единственную перчатку, принял трость, взял

Ее под мышку, подставил цилиндр (Хлестаков небрежно бросил

Свои перчатки и не попал), нагнулся поднять и уронил цилиндр,

А поднимаясь, сбил тростью бутылку, стоящую на столе. Вторая

часть реплики: ≪прими это≫ —относится к предметам, валяющимся

На полу. Из игры в важного барина и его дворецкого

опять ничего не вышло. Впрочем, весьма возможно, что в ≪игре≫

Осипа была скрыта и ирония, он пародирует замашки своего

Хозяина. От этого Осипа можно ожидать такого. Тут, однако,

Важно отметить, что в отношениях Осипа и Хлестакова по-

Своему продолжается тема двойника.

Осип живет в той же системе страха, что и Хлестаков. Это

Принципиально важный момент в режиссерской трактовке Товстоногова,

Ибо обычно страх распространялся только на чиновников,

Здесь же испуганы все.

Осип боится сам —оглядывается, прячется, боясь даже

Мишки, идущего сзади, удирает при входе городничего, постукивая

Палочкой, как слепой, но умеет использовать страх Хлестакова.

Осип давно знает, как легко напугать барина, и пользуется

Этим. Стоя за дверью номера, он готовит реплику, так

выделяя своим мрачным басом отдельные слова: ≪ В ы - д е с барином,


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты